Как вести свой блог? Какую социальную сеть выбрать? И правда ли, что в TikTok — одни танцы? Выбрали фрагменты из вебинара SMM-джедая издательства «МИФ» Олеси Полянской. Он прошел в рамках курса «Цех № 1».
Делимся самым-самым.
Каждый может найти своих читателей
Аудитории в соцсетях достаточно, чтобы каждый из вас смог найти своих читателей — и она постоянно растет.
Есть такое понятие как «автор в социальных сетях». Его обычно используют для исследований. Посмотрите свежее исследование по количеству авторов в соцсетях. Не бойтесь этих цифр: авторы — это не только люди, которые делают публикации, но и те, кто просто пишут комментарии.
Курс «Цех №1».
Как составить стратегию для своего блога?
Начните с цели
Шаг 1. Решите, для чего вы хотите вести блог. Выделите одну глобальную цель и несколько подцелей, например:
Глобальная: хочу донести до как можно большего количества людей идею о пользе психотерапии.
Не обязательно стремиться к тому, чтобы сделать блог на миллион человек. Самая частая ошибка: поставить цель — собрать аудиторию в несколько миллионов человек. В какой-то момент вы начинаете разочаровываться, потому что не так легко привлечь аудиторию в большом количестве.
Выберите цель, которая будет вас реально «драйвить».
Аккаунт МИФ.Детство
Подцели:
- сформировать безопасное пространство для обсуждения темы между подписчиками;
- наработать свой личный бренд — в том числе среди коллег;
- набрать достаточное количество клиентов для консультаций;
- найти партнеров для создания онлайн-курса и продавать его;
- сформировать у читателей ожидание вашей книги и продавать ее.
Обязательно пропишите цели — чтобы помнить, для чего вы вообще это делаете.
Проведите исследование
Шаг 2. Выберите блогеров и лидеров мнений, которые пишут в вашей тематике, а также тех, кто просто вам нравится. Изучите, как они ведут соцсети:
- какой формат контента выкладывают;
- какие механики вовлечения читателей используют;
- как часто публикуют посты и сторис, выходят в эфиры;
- на что аудитория реагирует лучше, на что — хуже;
- как блог выглядит;
- каково соотношение личного / профессионального контента;
- есть ли коллаборации с другими блогерами, партнерами и брендами.
Посмотрите, как визуально выглядит блог. Эти фотографии — откуда? Из студии или «живые» кадры? Картинки или чередование? Интересно смотреть, что делают другие, чтобы украсть у них лучшее, но дополнить своим. Подсматривать у других — это нормально.
Аккаунт МИФ.Творчество
Выберите соцсеть
Шаг 3. Решите, аккаунт в какой соцсети вы планируете развивать.
Сейчас их много.
Учтите особенности аудитории. Аудитория в соцсетях сильно пересекается, но все же можно выделить ключевые отличия. Изучите плюсы и минусы входа в каждую соцсеть. Алгоритмы соцсетей сильно отличаются — решите, что ближе вам. Когда появляется новая соцсеть, классно сразу заходить в нее: там, как правило, легче набрать аудиторию.
НЕ стоит:
— пытаться вести все соцсети сразу — лучше выбрать одну-две и делать это качественно;
— внезапно превращать личный аккаунт в профессиональный блог.
Плюсы и минусы
Теперь немного о плюсах и минусах каждой соцсети.
Instagram*
Начнем с Instagram* — это мое любимое. Там очень классная и вовлеченная аудитория, которая читает в том числе длинные посты. Именно в Instagram* огромное количество контентных инструментов. Есть прямые эфиры. Сейчас Instagram* тестирует что-то похожее на Clubhouse. Но сейчас там много авторов, и порог входа выше, чем раньше. Если вы заводили блог, допустим, 5-7 лет назад, аудиторию набрать было гораздо легче, чем сейчас, потому что тогда люди еще не пресытились контентом, было меньше активных авторов. Поэтому здесь нужно постараться.
ВКонтакте
У Вконтакте самая большая ежемесячная аудитория. Но вам еще нужно постараться, чтобы она вас увидела, так как у Вконтакте есть собственная система лояльности для авторов, и ее не так-то просто осилить. Вконтакте дает очень низкий охваты, их алгоритмы совершенно не лояльные по отношению к авторам. У вас может быть 300 тысяч подписчиков, и только 10 тысяч из них будут видеть ваши посты, если вы не постите смешные картинки. Если вы их постите, то Вконтакте, наверное, подойдет.
TikTok
Есть представление, что это соцсеть, где люди танцуют и кривляются, там одни подростки и призывы выходить на митинги. На самом деле это не так. Если вы просто погуглите «аудитория TikTok Россия 2020 год», то увидите, что там взрослая аудитория, есть классные и серьезные блоги, которые хорошо продвигаются.
Настанет момент, когда TikTok ужесточит свои алгоритмы, но сейчас, мне кажется, еще есть время для того, чтобы входить туда. Кстати: TikTok классно «наливает» Instagram*.
Facebook*
Есть классная профессиональная аудитория, лидеры мнений, большое количество разнообразных фишек для создания контента. Но у Facebook* очень неудобный интерфейс, особенно если вы создаете страницу бренда. Они всё время пытаются улучшить интерфейс, сделать удобно, но каждый раз только усложняют.
YouTube
Если у вас какая-то профессиональная тема, можно записать подробное видео. Большое пространство для творчества: вы можете понятно доносить до аудитории свои идеи, попасть в «Рекомендации». Плюс понятно, как зарабатывать.
Единственный минус — сложно делать хороший контент. Хотя сейчас достаточно просто купить лампу и записать видео с «говорящей головой». И если вы говорите классные вещи, у вас интересный контент, больше вам ничего не нужно.
Telegram
Классная штука. Очень сильно прирос, потому что часть аудитории ушла из Whatsapp. В Telegram огромное количество новой аудитории: у многих там рабочие чаты, и все туда заходят.
В Telegram классная аудитория, нет навязчивой рекламы. Можно давать платную рекламу, если у вас буквально несколько тысяч подписчиков, и она будет стоить дороже, чем в Instagram*.
Интересная платформа для того, чтобы делиться своими мыслями. Если вы делаете действительно интересный контент, люди начнут его пересылать, можно хорошо набрать аудиторию. Именно в Telegram ваши 5 тысяч подписчиков будут равноценны 50 тысячам в Instagram*. Люди, которые на вас подписаны, действительно читают вас и готовы записаться на консультации или что-то купить.
Нормально ли один и тот же контент выкладывать в разные соцсети?
Нормально. Эта практика называется «кросспостинг».
Как делаем мы?
У нас в Facebook* и Вконтакте практически одинаковый контент: там хорошо читают длинные статьи. В Instagram* — другой контент, потому что там другой объем символов и по-другому воспринимается информация. В МИФе так получилось, что именно Instagram — главная соцсеть, у нас там большая часть аудитории.
Расскажу про цифры: у нас Вконтакте — 300 тысяч подписчиков, в Instagram* примерно столько же. При этом в Instagram* пост видят до 100 тысяч человек, без рекламы, а Вконтакте — 25 тысяч человек.
Один из постов в аккаунте МИФа
Придумайте основную идею
Шаг 4. Придумайте, как вы будете отличаться от остальных и в чем основная идея вашего блога — так читателям будет понятно, зачем на вас подписываться.
Примеры:
Ольга Полищук: коуч трудоголиков, помогает перепридумать себя, не сгореть на работе и работать с синдромом самозванца.
Анастасия Арсенева: врач-супергерой, спасающая мир от дефицита железа.
Аккаунт Евы Кац
Ева Кац: тренер по жизненному балансу, рассказывает о системе управления жизнью и счастьем, по совместительству писатель-диверсант.
Mango: психолог-гештальтист, выводит в тренды стабильную психику с помощью емких карточек с текстами.
Составьте рубрикатор
Шаг 5. Рубрикатор — это система, с которой вам будет легче готовить контент для блога. Очень советую сделать его в самом начале, особенно если вы до этого никогда не вели полноценный блог. Рубрикатор поможет сориентироваться, о чем писать.
- Определив основные темы, структурируйте их в несколько основных рубрик — достаточно будет 5–7. Так делает Лариса Парфентьева, у нее есть «пятничный Ларсотреп».
Один из «пятничных Ларсотрепов» Ларисы Парфентьевой
- определите примерную периодичность каждой рубрики, для удобства их можно привязать к дням недели — например, как Оля Маркес;
- каждая рубрика закрывает определенные цели — старайтесь их чередовать;
- рубрики можно выделять хештегами, чтобы читателям было легче в них ориентироваться. Раньше они классно работали, сейчас — не очень. Не рекомендую ставить много хэштегов, по 30 штук, потому что, согласно последним исследованиям, большое количество хэштегов сильно «роняет» вовлеченность и уменьшает охват.
Это вспомогательный инструмент. Если вы чувствуете, что он вам мешает,
не используйте его или упростите.
Сделайте контент-план
Шаг 6. На основе рубрикатора составьте контент-план, в котором будут прописаны темы постов и даты публикаций.
Контент-план можно делать в формате таблички или с помощью сервисов, вроде Trello — это сервис, где можно планировать дни недели. Там очень удобно составлять контент-план и скидывать посты.
Как часто нужно публиковать контент?
Единых правил нет, но лучше делать это регулярно.
- Оптимально: 1 публикация в день + несколько сторис.
- Тоже нормально: несколько публикаций в месяц + несколько сторис в день.
- Прямые эфиры: 1–4 раза в месяц.
Не рекомендую быть человеком, который делает 20-30 сторис в день. Блогеры, которых я приводила чуть выше, работают так: они делают несколько публикаций в месяц и несколько сторис в день. Раньше Instagram* требовал, чтобы вы делали посты каждый день. Я даже помню, что было время, когда мы в МИФе делали по 5 постов. Это вроде было нормально, а сейчас — моветон. Сейчас главное не количество, а качество.
Когда вы начинаете, лучше собраться, сделать стратегию, рубрикатор, и контент-план. Представьте своего читателя, который нашел вас в соцсетях, попробуйте представить, что он подумает о вас. Как минимум — последние посты у вас должны быть приличные, подписи и все остальное. Когда у вас наберется достаточно опыта, вы сможете делать это менее системно.
Еще больше полезной информации о том, как издать свою книгу, — на курсе «Цех № 1».
Обложка: unsplash
*Друзья, мы должны вас предупредить: Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, которая признана в России запрещенной экстремистской организацией