9 мая — день, который важно вспоминать. Почему? Потому что за страшными цифрами стоят люди — простые люди, такие как мы с вами. И чем дальше война от нас, тем важнее хранить их истории. Чтобы никогда ничего подобного не повторилось.
Витольд Пилецкий
Летом 1940 года участник польского подполья Витольд Пилецкий добровольно отправился в Аушвиц, чтобы узнать о судьбе тысяч людей, попавших туда. Сейчас кажется немыслимым, но в то время почти никто не знал, что это за место. Только став узником, Витольд понял его настоящее значение.
Добровольный узник
Пережив первый шок, Витольд приступил к выполнению задания: стал собирать сведения о том, что происходило в лагере, и присматриваться к людям, чтобы выбрать союзников для организации сопротивления. Несмотря на нечеловеческие условия, в лагере было немало людей, готовых рисковать собой ради спасения узников. В своих отчетах Витольд призывал союзников бросить силы на освобождение лагеря, однако на воле его до конца не понимали: сложно было поверить в такое.
Витольд Пилецкий. Март 1941 года. Источник
«Добровольный узник» — первая полная книга о Пилецком и его невероятной истории. Она основана на рассекреченных данных, семейных источниках и эксклюзивных интервью. Захватывающий и нелегкий рассказ о сопротивлении ужасающим обстоятельствам и попытке одного человека изменить ход истории.
Витольд женой и дочерью. Источник
«С грохотом подъехали и остановились грузовики. Послышались выстрелы и крики. В дверь постучал сторож. „Немцы здесь, — закричал он. — Спрячьтесь в подвале или уходите через сад на заднем дворе“.
Человек в квартире не шелохнулся.
Оккупированная нацистами Варшава. Раннее утро 19 сентября 1940 года. Немцы вторглись в Польшу годом ранее, развязав в Европе Вторую мировую войну. Гитлер еще не сформулировал свои планы по уничтожению евреев. Сейчас он намерен разрушить Польшу, ликвидировав ее квалифицированную рабочую силу. Страну охватил жестокий террор. Тысячи польских граждан — врачей, учителей, писателей, юристов (как иудеев, так и католиков) — хватают прямо на улицах, расстреливают или арестовывают. В июне немцы открыли новый концентрационный лагерь для некоторых категорий заключенных. Он называется Аушвиц. Но о том, что происходит за его забором, почти ничего неизвестно.
Человек в квартире знает об утренней облаве и о том, что арестованных, скорее всего, отправят именно в этот лагерь. Вот почему он здесь. Ему дано секретное задание: проникнуть в лагерь, сформировать ячейки Сопротивления и собрать доказательства преступлений нацистов.
Входную дверь с треском выламывают, и на лестнице раздается тяжелый топот. Мужчина надевает пальто и замечает, что в комнате напротив в кроватке стоит трехлетний мальчик и смотрит на него широко раскрытыми глазами. Его плюшевый мишка упал на пол.
В дверь заколотили кулаками. Мужчина быстро поднимает медведя и протягивает малышу, пока его мать впускает немцев.
„Скоро увидимся“, — шепчет он ребенку. И, вопреки инстинкту самосохранения, сдается в плен».
Анна Франк
Дневник Анны Франк
Анна родилась в Германии в обычной еврейской семье. Когда Гитлер пришел к власти, девочка с отцом, матерью и старшей сестрой переехала в Нидерланды. На тринадцатый День рождения Анна получила от папы замечательный подарок — альбом с клетчатой обложкой. Она решила использовать его в качестве дневника и в тот же день сделала первую запись.
К тому времени Нидерланды были оккупированы фашистами. Через месяц семье Анны пришлось вновь переехать — на этот раз в тайное убежище, скрытую часть офисного здания. Кроме Франков там прятались еще 4 человека. В дневнике Анна описывает жизнь в изоляции, соседей по убежищу, собственные мысли и чувства, мечты и страхи, размышления о войне.
Анна Франк. Источник
Сегодня эта история известна во всем мире (в России издавалась под названием «Убежище. Дневник в письмах»). Дневник Анны стал одним из самых знаменитых документов Второй мировой войны, оставаясь при этом трогательной и искренней историей девочки-подростка. В МИФе есть графическая версия дневника, созданная сценаристом Ари Фольманом и художником Дэвидом Полонски.
Фрагмент из графической версии дневника Анны
Эдит Ева Эгер
Эдит Ева Эгер была подростком, когда вместе с семьей ее отправили в концентрационный лагерь Аушвиц. Ей было всего 16 лет, когда её родители погибли в газовой камере, когда она узнала, что такое пытки и голод.
Эдит вместе с сестрой Магдой чудом останется жива. Сможет вернуться к обычной жизни и найдет свое призвание: получит научную степень по психологии и посвятит себя помощи людям. Будет читать лекции вместе с Филипом Зимбардо, ее научруком будет Карл Роджерс, а добрым другом — Виктор Франкл. Её непростая и долгая жизнь — сейчас Эдит 93 года — будет посвящена исцелению. Себя и других.
16-летняя Эдит незадолго до чудовищных событий
Выбор
В 90 лет Эдит написала свою первую книгу — «Выбор». Книгу, которая стала мировым бестселлером, включенным Биллом Гейтсом в список своих рекомендаций. А Опра Уинфри во время интервью призналась, что работа Эгер перевернула ее жизнь.
Эдит Эгер с Опрой Уинфри. Источник
«Если извлечь из моей жизни самый важный момент, представить всю мою историю одним-единственным стоп-кадром, он будет выглядеть так: на безжизненном пространстве двора стоят три женщины в темных шерстяных пальто, крепко держась за руки. Они обессилены. На их туфлях лежит пыль. Они стоят в длинной очереди. Три женщины — это моя мама, моя сестра Магда и я. И это последние мгновения, когда мы вместе, но мы еще ничего не знаем. Мы отказываемся думать о таком исходе. Или мы так устали, что нет сил даже гадать, что будет дальше. На кадре момент разрыва — разлука матери и дочерей, раскол жизни на до и после. Впрочем, подобный смысл можно придать только задним числом.
Вижу нас троих сзади, как если бы я стояла следующей в очереди. Зачем память показывает мне затылок мамы, а не ее лицо? Мамины длинные волосы затейливо заплетены и заколоты у нее на макушке. Светло-каштановые волны касаются плеч Магды. Мои волосы заправлены под шарф. Мама стоит между нами, мы с Магдой прильнули к ней. Ни за что не поймешь: мы с сестрой помогаем ей устоять на ногах или, наоборот, ее сила — та опора, которая поддерживает меня и Магду.
Этот момент знаменует начало тяжелых потерь в моей жизни. Семь десятилетий я мысленно снова и снова возвращалась к образу трех женщин. Изучала этот стоп-кадр, тщательно всматриваясь в него, словно могла отыскать в нем что-то драгоценное. Словно могла вернуть ту жизнь, что была до него, — жизнь до потери. Как будто она все еще где-то идет.
Я вернулась туда, чтобы побыть с ними еще немного, найти покой в той минуте, когда мы еще держимся за руки и есть друг у друга. Я вижу наши опущенные плечи. Пыль, приставшую к подолам наших пальто. Свою маму. Свою сестру. Себя».
Ирена Сендлер
В марте 1941 года Ирена работала в социальной службе. Каждый день она посещала Варшавское гетто, пытаясь облегчить страшное положение евреев: раздавала суп, одежду, оказывала медицинскую помощь. Однажды молодая мать, которая умирала от тифа, попросила Ирену взять её ребенка. Ирена не решилась выполнить её просьбу. В голове звучали вопросы: имеет ли она право подвергать опасности своих коллег? И почему она должна спасать этого ребенка, а не другого?
Ирена Сендлер. Источник
Тысячи жизней Ирены Сендлер
Жизнь подсказала ответ. Не сумев спасти малыша, Ирена осознала: да, нельзя спасти всех, но можно спасти многих. Вместе с единомышленниками она стала вывозить из гетто и прятать еврейских детей в приемных семьях под новыми именами. 2 500 еврейских детей — столько жизней Ирена Сендлер и её помощники спасли из Варшавского гетто.
«Тысячи жизней Ирены Сендлер» — пронзительный графический роман о сострадании и смелости. Он поможет представить события тех дней, прочувствовать силу характера удивительной женщины и поговорить с подростком о важном — о героизме, войне, ценности жизни.
Фрагмент из графического романа «Тысячи жизней Ирены Сендлер»
Обложка: источник