Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество
Кадеты-барышни и юноши-царицы: кто такие русские травести?
14 апреля 2021 4 028 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Россия — колыбель травести-культуры. Неожиданно?

В нашей стране, как по всей Европе, легко меняли пол с помощью костюмов. Императрицы, генералы, чиновники, художники, артисты, офицеры, священнослужители ― все были немного травести, кто в шутку, кто всерьез.

Искусствовед и историк моды Ольга Хорошилова (автор «Моды и гениев») провела исследование травести-культуры в России. И написала книгу про разные аспекты травести: от легкомысленных карнавалов — до непростых историй людей, чей биологический пол не совпадал с психологическим.

Это факты, судьбы, фотографии, которые раньше невозможно было увидеть. Делимся отрывками.

«Мужик в юбке»



Русские травести

В 1955 году сотрудник британского агентства новостей Джимми Свон впервые приехал в Ленинград. Любитель острых шуток Свон предложил коллеге пари: он пройдется по улице в килте. Выиграет, если его не заметят. Если же начнется шум, победит Джимми. Посмеялись и ударили по рукам.

Теплым сентябрьским днем журналист Джимми Свон вышел на Невский проспект в килте и замаршировал от Казанского собора к Гостиному двору. Его заметили сразу.

Подписка на творческую рассылку


Журналист Джимми Свон в килте на Невском проспекте. 1955 г. Коллекция О. А. Хорошиловой

Работяги зло зыркали, один захотел даже всыпать хулигану по первое, да вовремя понял, что он капиталист-иностранец. Девушки-комсомолки замедляли шаг и краснели, не в состоянии отвести глаз от наглых голых коленок. Парни хохотали в сторонке. Какой-то дедушка побежал за милиционером.

Джимми шел и смеялся. Его приятель, пари проигравший, жал на спуск фотокамеры: этот демарш нужно было сохранить для истории.

Потом снимок Свона попал в европейскую прессу. В тексте говорилось о том, какой фурор он произвел: остановил не только пешеходов, но и движение — водители выскакивали из троллейбусов и автомобилей, чтобы поглазеть на диво, на срамоту, на «мужика в юбке».

Кто такие травести?

А ведь всего сорок лет назад в Петербурге жили молодые люди, носившие не килты, а настоящие женские юбки, блузы, платья, парики. Бывшая столица Российской империи была центром травести-культуры, и профессиональные артисты, выходившие на сцену в женских образах, успешно конкурировали с европейскими звездами.

Сталинская репрессивная эпоха уничтожила культурную память, вымарала из истории имена русских травести, отправила в архивное заключение их документы, фотографии, дневники. В прогрессивном советском обществе, служившем «гуманистическим идеалам человечества», не было секса и «мужиков в юбках».

Участники инсценированной мужской свадьбы, организованной матросом Шауром 15 января 1921 г. ЦГА СПб. Атрибуция О. А. Хорошиловой

Травести ― старинное театральное амплуа, это профессиональные имитаторы и имперсонаторы XVIII и XIX столетий, это современные блистательные дрэг-артисты, это царицы, шпионы, шутники-вельможи. Это люди, которые боролись со своим внутренним полом, раскрывали свои чувства в искусстве и литературе, на сцене театров и кабаре. Это те, кто выдавал себя за других и стал жертвой консервативного общества.

Все они ― русские травести.

Офицер-то — женщина!

В добропорядочное скучно-буржуазное время в России жили смелые авантюристки, стремившиеся попасть на войну любыми способами, даже в мужском обличье. Они мечтали о сражениях, картинных кавалерийских атаках и красивой смерти на поле брани за Отечество.

Александра Тихомирова, дочь отставного майора, после гибели брата-офицера взяла его документы, надела форму и записалась в Белозерский мушкетерский полк. Легенда гласит, что служила она целых пятнадцать лет, стала обер-офицером, участвовала в четвертой антифранцузской коалиции и геройски погибла в сражении при Эйлау.

Лишь во время похорон полк узнал, что их доблестный офицер — женщина.


Надежда Андреевна Дурова. Литография. © Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ярославская область, г. Рыбинск

Гораздо лучше изучена жизнь Надежды Дуровой. Она превратилась в офицера Александра Соколова в 1806 году. Приняла участие в славных баталиях, но ее секрет — благодаря неосторожному письму к отцу — был вскоре раскрыт, и слухи о девице-улане дошли до Александра I. Монарх отнесся к предприятию барышни с похвальным сочувствием и, недолго думая, перевел ее в Мариупольский гусарский полк.

Так Дурова стала гусаром — корнетом Александром Александровым. Новую фамилию ей придумал лично император.

Красные андрогины

В мирные 1920-е годы некоторые советские дамы все еще носили защитного цвета рубахи, шинели, шлемы и равнялись на мужчин. «Командирши» и «комиссарши» стали главными образами «красной» моды. Журналисты спешили поздравить общественность с рождением новой фемины:

«У нас быстро начинает сформировываться тип женщины самостоятельной, крепкой физически. Ставится вопрос об ее активном участии в качестве бойца».


Курсистка с короткой стрижкой. Фотоателье И. Антонопуло. Одесса. 1901 г. Коллекция О. А. Хорошиловой

Другим популярным персонажем эпохи НЭПа был апаш — так называли коротко стриженных барышень в пацанской одежде.

Прожженные нэпманши с удовольствием примеряли маску хулигана — свободного, раскрепощенного, сексуального. Волосы убирали под кепи с плоским козырьком, грудь камуфлировали мешковатым пиджаком, туго затягивали кожаный ремень, но вместо брюк клеш носили юбки. Апаш стал рабочим ответом буржуазному стилю гарсон (garçonne).

Другая Россия

Книга Ольги Хорошиловой вышла при поддержке Музея современного искусства «Гараж». И, знаете, её невозможно пересказать. В ней собрано множество удивительных судеб, фотографий и открытий, которые, скажем честно, показывают нам какую-то другую Россию — необычную, яркую, смелую.

«В определенном смысле мне повезло, — признается Ольга Хорошилова, — практически в каждом архиве я находила дела, связанные с темой книги. За несколько лет удалось собрать документальный материал, свидетельствующий, какой разнообразной, мощной, интересной и живой была русская травести-культура, имевшая свою историю, традиции и звезд».


Что еще есть в книге:

  • Зеленоглазая Z: кем была Зинаида Гиппиус
  • Кадеты-барышни и юноши-царицы: первый придворный театр
  • Императрица Елизавета Петровна и травести-маскарады
  • Джентльмен Джек в России
  • Травести поневоле: невидимки, обреченные на тайную борьбу с природой

…386 страниц историй и уникальных фотографий из архивов.

Если вы задаетесь вопросом: «Зачем мне читать про травести» — спешим на него ответить. Чтобы разглядеть за образом одной реальности другие отражения. Увидеть их, услышать, принять. И ощутить, что мир гораздо шире и многообразнее.

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку по творческим книгам. Будете первыми узнавать о скидках и получать самые-самые отрывки из книг. Мы присылаем только самое интересное.

Рубрика
Творчество
Похожие статьи