На балах XVIII века нередко можно было встретить людей, одетых в костюмы противоположного пола — дам в мундирах и мужчин в платьях с декольте и фижмами. Переодеваниями увлекались и самые именитые персоны: от императриц Елизаветы Петровны и Екатерины Алексеевны до княгини Екатерины Дашковой. Почему подобные маскарадами стали такими популярными? Ответ на вопрос мы нашли в книге искусствоведа Ольги Хорошиловой «Русские травести». Приводим несколько отрывков.
«Маскерады» Елизаветы Петровны
Русские травести
Традиция устраивать балы с переодеваниями появилась в России в XVIII веке. Особенно преуспела в их организации императрица Елизавета Петровна: она проводила «маскерады» регулярно, а осенью и зимой 1744 года в Москве — каждый вторник.
Елизавета знала, что неотразима в мужском костюме, и с удовольствием появлялась на публике, надев камзол, кафтан и кюлоты. Говорят, в богатейшем гардеробе императрицы (около 15 тысяч платьев!) были и стилизованные военные наряды — французского мушкетера, казацкого гетмана, голландского матроса, — и настоящие мундиры. Она особенно любила темно-зеленую штаб-офицерскую форму лейб-гвардии Преображенского полка, в которой ее запечатлел художник Георг Христоф Гроот.
Шляпа с галуном и белым плюмажем, сапоги со штибель-манжетами, шарф с кистями, зеленый камзол, кафтан — на картине Георга Христофа Гроота «Портрет Елизаветы Петровны на коне с арапчонком» императрица одета в точности как офицеры-преображенцы. Источник
Елизавета Петровна надевала мундиры во время полковых праздников. Она была хороша в расшитой галунами форме и в ботфортах, верхом на статном жеребце. Офицеры и солдаты любовались своей императрицей, что было ей, безусловно, на руку. Ладно сшитые, полностью соответствующие регламенту мундиры укрепляли чувство родства с войсками, которое обеспечивало их преданность правительнице.
Елизавете очень нравились травести-маскарады. Она сама составляла список приглашенных и строго-настрого запрещала являться в своих костюмах: дамы — только ряженные господами, а господа — дамами.
Для императрицы все это выглядело как милая забава, а вот для придворных подобные балы с переодеваниями часто выливались в подлинные мучения.
«Высокородная публика, многие в преклонных летах, являлись на императорские увеселения верными шутами: мужчины, как требовал сценарий, в платьях „а-ля франсез“ с декольте и фижмами, в париках и пудре; дамы уминали телеса в узкие мужские кафтаны, их пухлые ноги в кюлотах и чулках напоминали белые античные тумбы. Все были злы как собаки, все нескладны, комичны до слез. Многие с непривычки спотыкались, падали», — пишет Ольга Хорошилова.
На знаменитом портрете Елизаветы Петровны художник Луи Каравак запечатлел ее в маскарадном кафтане и парике, которыми она так легко вводила в заблуждение современников. Источник
Забавы Екатерины II
Пятнадцатилетняя великая княгиня Екатерина (будущая самодержица) тоже с удовольствием участвовала в маскарадах. Ей, как и Елизавете, шел мужской костюм. Более того, ему она отчасти обязана своим восхождением на трон: именно в военном мундире, взятом у подпоручика лейб-гвардии Семеновского полка Александра Талызина, Екатерина была одета в ночь, когда свершился очередной государственный переворот.
Самый известный портрет Екатерины в мужском образе выполнил Вигилиус Эриксен. Он представил ее в военном костюме, в котором она совершила государственный переворот
Став императрицей, она продолжила традицию костюмированных забав. 10 декабря 1765 года, как сообщает «Камер-фурьерский журнал», государыня в Картинной зале Екатерининского дворца развлекалась картами под скрипичную музыку, при этом приглашенные кавалеры «для увеселения одеты были в дамское платье». 25 декабря государыня устроила вечер с переодеваниями: в аудиенц-камере собрала фрейлин и кавалеров, наряженных дамами.
Но все это не идет ни в какое сравнение с грандиозным балом, который императрица устроила 10 ноября 1790 года. Обычно приглашенным заранее рассылали указания, в каких костюмах следует быть. Если гостю казалось, что тема и маска не вполне соответствуют его желаниям и положению, он мог, к примеру, сказаться больным и не приехать. В этот раз о том, что нужно нарядиться в платье противоположного пола, гости узнали только на балу, так что выбора у них не оставалось.
Вечером 10 ноября после чинного ужина императрица пригласила гостей в большую залу. На дверях было написано: «Здесь даровой маскарад и маскарадные одежды в кредит; по правую руку для дам, по левую для мужчин». Всего было подготовлено больше 80 нарядов — их императрица отбирала и примеряла лично.
Этот факт часто вводит в заблуждение современных исследователей. К примеру, в Третьяковской галерее хранится любопытный «Портрет неизвестного в треуголке» начала 1770-х годов, написанный Федором Рокотовым.
Федор Рокотов «Портрет неизвестного в треуголке». Источник
Подпись гласит, что юноша написан поверх женского портрета. Однако, скорее всего, на картине изображена девушка в мужском костюме: на это указывает и выпуклость кафтана в месте груди, и маленькая треуголка, какую в те годы носили именно дамы.
По материалам книги «Русские травести»
На обложке — фрагмент картины Виргилиуса Эриксена «Императрица Екатерина II верхом на коне Бриллианте»