Перед вами «Кадр за кадром» — одна из самых успешных книг о режиссуре: в мире продано 250 000 экземпляров. Классическое издание. База — неважно, собираетесь вы снять эпическое полотно или ролик для YouTube.
Вас ждет рассказ о том, как работали великие режиссеры XX века: Альфред Хичкок, Орсон Уэллс, Акира Куросава и Мартин Скорсезе. И 800 фотографий и раскадровок из самых известных фильмов: «Бегущий по лезвию», «Королевство полной луны», «Дэдпул».
Книга «Кадр за кадром» охватывает столько тем, что после неё остается только одно — снимать своё кино. Смелее!
Зачем читать про то, как снимать
«Зачем мне книга про кино, когда сегодня кто угодно может снять ролик с помощью смартфона и там же его смонтировать?» — спросите вы. И будете правы: сегодня — лучшее время для кинематографистов со времен первого кинопоказа в 1895 году.
Но несмотря на технологии, мы по-прежнему должны знать, как написать, снять и смонтировать историю, не дающую спать по ночам. Пусть мир и изменился, но фильмы создаются примерно по тому же принципу, что и сто лет назад.
Стивен Спилберг и армия игрушечных солдатиков — превизуализация сцены из фильма «В поисках утраченного ковчега»
Отправной точкой для метода, представленного в книге, стал классический голливудский стиль. Представляете: он лежит в основе 99% телевизионных передач и фильмов, которые выходят на экраны. До сих пор! И если вы освоите эту кинематографическую грамматику, то с легкостью сможете пользоваться проверенными приемами и осознанно нарушать правила.
Если вы решили окунуться в кино, «Кадр за кадром» сможет научить ремеслу. А вот художником вы должны стать самостоятельно.
Крупный план
В кино важнее всего глаза. Жан-Люк Годар однажды сказал, что самый комфортный монтаж — монтаж по взгляду. Именно поэтому в кино превалируют подмигивания, беглые и пристальные взгляды, слезы, взгляды исподволь — глаза, вероятно, самая выразительная часть человеческого лица.
Вот почему так важны крупные планы — они акцентируют внимание на взгляде героя и помогают создать между нами и персонажами близкие отношения.
Обычные и неожиданные пропорции кадра
Чтобы зритель стал ближе к герою, нужны крупные планы. В западном искусстве предпочитают портреты, где человеческое лицо слегка (или сильно) смещается от центра — чтобы избежать неприятной симметричности композиции. Кстати, такая композиция будет интереснее на широком экране.
Портретная композиция, использующая соотношение сторон кадра
Детали лица человека — глаза, рот и уши — часто снимают крупным планом, чтобы усилить драматургию сцены. Макропланы дают простор для творчества — стоит только начать экспериментировать.
Основные варианты детальных планов человеческого лица
Субъективные и модифицированные субъективные тревеллинги
Самое время сказать: «Что-о-о?» Не пугайтесь. Сейчас вы все поймете. Смотрите: обычно зрители следят за персонажами как нейтральные наблюдатели. Но иногда камера может двигаться так, будто зритель видит действие глазами героя фильма. Это называется субъективный план героя.
Одна из его разновидностей — модифицированный субъективный план, когда в кадр включают персонажа. Например, мужчина подходит к уступу на берегу моря, чтобы найти жену и сестру, сидящих на пляже.
Это и есть субъективный тревеллинг
Следующий вариант — слегка измененная версия субъективного тревеллинга, где камера движется к персонажам, а мужчина смотрит на них. Даже если мы не видим его глаз, он очевидно смотрит на женщин. Приближаясь к мужчине, камера переходит из объективного в субъективный режим. Снимая план через руку, режиссер предлагает зрителям посмотреть на сцену глазами мужчины.
А это модифицированный субъективный тревеллинг
Что еще
Таких нюансов в книге — миллион. Автор Стивен Кац — отмеченный наградами писатель, режиссер и продюсер — создал для вас язык кино, чтобы вы смогли его освоить. Даже с нуля.
Раскадровка для фильма «Королевство полной луны»
Вот что вас ждет:
- Как панорамирование помогает разгадывать загадки
- «Король умер, а затем умерла королева». Тайны монтажа
- Ржавый велосипед. Сломанные ставни. Как показать течение времени
- Простые советы для работы на площадке
- «Танцевать будет либо камера, либо я». Всё про движение в кадре
Если вы сомневаетесь, снимать или нет, задумайтесь: мы живем в эпоху невероятных возможностей. У нас есть столько площадок и техники, что режиссером может стать буквально каждый. Все что нужно — желание (оно внутри) и инструменты (они в книге).
P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку по творческим книгам. Будете первыми узнавать о скидках и получать самые-самые отрывки из книг. Мы присылаем только самое интересное.
Обложка: © Columbia Pictures/Getty Images