Выбрали факты из книги «Главное в истории русского искусства». Про первых художниц, «избушку на курьих ножках», детей на картинах и бегущие толпы.
Сказки
Первые живописные работы, посвященные старинным легендам, песням и сказкам, появились в 1870–80-е. Виктор Васнецов писал масштабные полотна на былинно-исторические сюжеты, создавая монументальные образы героев русского эпоса — прежде всего богатырей, витязей и царевичей.
Главное в истории русского искусства
Особую роль в художественном осмыслении русского народного творчества сыграли члены Абрамцевского кружка. Художники путешествовали по деревням и собирали предметы русской старины, возрождали традиционные ремесленные техники и буквально превращали сказку в быль: например, в Абрамцево была построена «избушка на курьих ножках» по проекту Виктора Васнецова.
Парадный портрет
Парадные портреты — картины большого формата, на которых модель чаще всего изображена в полный рост. Создавая парадный портрет, художник не стремился передать точное визуальное сходство и душевное состояние человека. Главная задача состояла в том, чтобы показать высокий социальный статус, благородство и величие портретируемого.
Чтобы подчеркнуть монументальность и величие моделей, художники использовали низкую линию горизонта — так фигура словно возвышалась над зрителем, усиливая ощущение благоговения перед высокопоставленной особой.
Фарфор
В России увлечение фарфором началось при Петре I — вскоре после того, как он посетил Саксонию, где в 1710 году открылась первая фарфоровая мануфактура Meissen. По велению Петра в страну ввозились большие партии китайских и мейсеновских фарфоровых изделий, среди аристократии стало модным украшать ими домашние интерьеры.
Дети
Во время становления жанра светского портрета в XVIII веке на живописных полотнах появились первые изображения детей. В соответствии с традициями того времени художники запечатлевали ребенка как «маленького взрослого» — в соответствующем платье и позе. Лишь игривое или неуверенное выражение лица намекало на небольшой возраст портретируемого.
Представление о существовании детства как отдельного культурного феномена сложилось лишь на рубеже XIX–XX веков. С тех пор художники активно работали над созданием иллюстраций для детских книг и постановок кукольных театров, а также изображали особенный мир малышей на картинах и в графических произведениях.
Лубок
Лубок — потешные народные картинки, которые были в ходу на Руси с XVII века. Самые ранние листы создавались анонимными художниками-непрофессионалами в технике ксилографии или резьбы по дереву. Основой для печати был верхний слой липовой древесины — луб, от которого и произошло название этого вида тиражной графики.
В русском лубке смешиваются серьезное и смешное, обыденное и сказочное, мудрое и глупое. Считается, что лубочные картинки завуалированно изображали современные события, однако их первоначальный смысл ясен далеко не всегда. Один из самых популярных сюжетов вплоть до середины XIX века — «Как мыши кота погребают». Его истоки до конца не известны, но, по одной из версий, это народная притча, которая использовалась как сатира на Петра I.
Обманка
Обманка, или тромплёй (от французского trompe l’oeil, обман зрения) — особый вид натюрморта, задача которого — как можно точнее отобразить материальные качества предмета. Обманки были шуточными работами. Как правило, они помещались на стену без рамы, чтобы ничего не подозревающий зритель попытался взять нарисованную вещь с нарисованной полки.
Пейзаж
«Итальянский» вид пейзажа был общепринятым в русской живописи вплоть до середины XIX века. Художники делали зарисовки с натуры, но картины создавали в студии, составляя наиболее выразительную композицию. Одним из реформаторов пейзажа стал Федор Васильев — по-прежнему основываясь на этюдах, он писал не идеализированные, а реалистичные виды. В своей последней работе художник использовал необычный для пейзажа вертикальный формат, намеренно режиссируя взгляд зрителя.
Женщины
Первые художницы, работавшие в Российской империи, были приглашены из Европы. Например, Доротея Мария Гзель, супруга придворного художника Петра I, создавала акварельные ботанические иллюстрации.
Женщины не допускались к рисованию обнаженной натуры, а значит, не могли учиться в классе исторической живописи и занимались в основном низкими жанрами — портретом, пейзажем и натюрмортом.
С наступлением ХХ века авангард провозгласил радикальное обновление искусства, а вместе с тем изменилось и отношение к фигуре творца. В 1895 году княгиня Мария Тенишева открыла рисовальную школу в Петербурге, куда принимались студенты обоих полов. Многие ее выпускники стали известными художниками — например, Иван Билибин, Мстислав Добужинский, а также Зинаида Серебрякова.
Ню
Произведения в жанре ню не были распространены в русском искусстве вплоть до рубежа XIX–ХХ веков и даже в 1910-х воспринимались публикой неоднозначно. Одна из самых скандальных работ с изображением обнаженного тела — портрет Иды Рубинштейн, созданный Валентином Серовым. Сам факт того, что известная танцовщица согласилась позировать без одежды, уже вызывал повышенное внимание. Портрет критиковали за отход художника от классических канонов изображения женского тела — фигуру модели сравнивали с кузнечиком, называли ее худощавой и почти уродливой.
Движение
Мотив движения был центральной темой в творчестве русских кубофутуристов в 1910-х. Часто художники воплощали его через изображение динамики современного города — несущихся трамваев, светящихся фонарей и бегущих толп. Еще одним устойчивым образом их живописи был пожар, разрушающий старое и освобождающий место для нового. Ольга Розанова использовала этот мотив очистительной катастрофы и добилась ощущения круговорота движения через фрагментарность форм, дублирование фигур и перспективные искажения.
Обложка: pexels
По материалам книги «Главное в истории русского искусства»
Изображения взяты тут:
1. Wikimedia Commons / Государственный Русский музей;
2. Wikimedia Commons / Государственная Третьяковская галерея;
3. Wikimedia Commons / Государственный Русский музей;
4. Rusmuseumvrm / Государственный Русский музей;
5. Wikimedia Commons / Государственный музей-заповедник М. Ю. Лермонтова;
6. Petroart/Музей-усадьба «Государственный музей керамики и Усадьба Кусково XVIII века»;
7. Wikimedia/ Государственная Третьяковская галерея;
8. Wikimedia Commons / Государственная Третьяковская галерея;
9. Wikimedia Commons / Государственный Русский музей;
10. Wikimedia Commons / Национальная галерея Республики Коми.