Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество и хобби
Изучаем русское искусство. Три женских образа в живописи
17 февраля 2021 4 552 просмотра

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Мы долго этого и ждали и вот — вышла новая книга «Главное в истории русского искусства». Ура! Это емкий, понятный и очень интересный путеводитель по русскому изобразительному искусству. Вы узнаете про направления, техники, темы, жанры и, конечно, главные произведения в истории.

А пока расскажем о трех важных картинах русских художников: «Царевне-Лебедь», «Красавице» и портрете Анны Ахматовой.

Царевна-Лебедь

Михаил Врубель: холст • масло • 142,5 × 93,5 см • Государственная Третьяковская галерея, Москва

Весной и летом 1900 года Михаил Врубель (1856–1910) работал над эскизами для оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», премьера которой состоялась в декабре того же года. Партия Царевны Лебеди писалась композитором специально для супруги художника, певицы Надежды Забелы-Врубель.


Главное в истории русского искусства

Однако эта работа не была ни подготовительным эскизом для оформления театральной постановки, ни костюмированным портретом певицы. Михаил Врубель посвятил произведение персонажу сказки Александра Пушкина, по мотивам которой и была написана опера. Художника интересовал и завораживал загадочный образ и двойственная природа Царевны Лебеди.


Wikimedia Commons / Государственная Третьяковская галерея

Врубель изобразил момент волшебного превращения Лебеди в Царевну: ее широко распахнутые крылья, написанные широкими мазками, через мгновение обернутся воздушным подолом платья. Сияние «звезды во лбу» и «месяца под косой» художник передал с помощью блеска жемчужин, изумрудов и прочих драгоценных камней, украшающих плат, кокошник и перстни на руках царевны.

Но в этой чудесной метаморфозе присутствует и темное, почти демоническое начало. Приглушенные, холодные оттенки, серая поверхность воды с оранжевым всполохом предзакатного света, бледность лица героини подчеркивают бесплотность этого таинственного существа, ускользающего от нас вглубь водоема.

Портрет Анны Ахматовой

Натан Альтман: холст • масло • 123,5 × 103,2 см • Государственный Русский музей, Санкт-петербург

В 1910–1911 годах молодой художник Натан Альтман (1889–1970) жил в Париже — там он обучался в частной художественной студии, общался с французской богемой и знакомился с современными течениями в искусстве. В мастерской Амедео Модильяни Альтман встретил Анну Ахматову и сразу же решил написать ее портрет.

Однако приступить к работе ему удалось только спустя несколько лет, когда и Альтман, и Ахматова вернулись в Петербург. Уже известная к тому моменту поэтесса в течение многих недель позировала художнику в его мастерской в мансарде на Васильевском острове.


Wikipedia /Государственный Русский Музей, Санкт-петербург

Портрет написан в оригинальном, узнаваемом стиле Натана Альтмана, сформировавшемся под влиянием кубизма. Пространство картины раздроблено на полупрозрачные пересекающиеся граненые формы, напоминающие узоры калейдоскопа. Все элементы интерьера будто в движении: прерывается линия пола, исчезают ножки табурета, уходит за границы полотна деревянная подставка, на которую опирается модель.

Угловатая фигура Ахматовой выделена интенсивным контрастом синего и желтого, она словно парит над землей. Художник придал ее облику ореол величественности и спокойствия, утонченности и изящества. Ему удалось запечатлеть характерные черты яркой внешности поэтессы, передать ее хрупкость и отстраненность, а также создать образ, который отражает печальные интонации искусства самой Ахматовой.

Красавица

Борис Кустодиев: холст • масло • 141 × 185,5 см • Государственная Третьяковская галерея, Москва

Эту жизнерадостную и полную света картину Борис Кустодиев (1878–1927) написал на пике тяжелой болезни — опухоли спинного мозга, из-за которой художник перенес множество операций, а последние годы жизни был прикован к инвалидному креслу. Тем не менее именно к этому периоду относится «Красавица» — одно из самых ярких произведений, в котором Кустодиев окончательно нашел свой стиль и обрел собственную тему красоты купеческой, провинциальной России.


Wikimedia Commons / Государственная Третьяковская галерея

На работе 1915 года изображена обнаженная красавица-купчиха, только что пробудившаяся ото сна. Неспешно, задумавшись о чем-то приятном, она слезает с перин, постеленных на деревянном расписном сундуке. Коралловое атласное одеяло, лазурные обои и распускающиеся на них алые розы, многоцветие расставленных на комоде глиняных фигурок создают ощущение праздничности и счастья.

Каждая деталь обстановки словно наполнена жизненной энергией и вторит мотивам утреннего пробуждения и начала нового дня. В полном созвучии с интерьером находится и сама купчиха, переживающая расцвет женской красоты. Ее мягкое, пышное тело, золотые волосы, вишневые пухлые губки, румянец на щеках, а также нарядные жемчужные сережки воплощают представление о здоровье и благополучии. Художник лишил красавицу портретных черт — слегка утрируя формы и цвета, он создал собирательный образ «русской Венеры».

Обложка: unsplash

По материалам книги «Главное в истории русского искусства»

Похожие статьи