Камчатка. Место, где нет жилья и дорог, где человек сливается с природой настолько, что медведицы не стесняются кормить перед ним своих медвежат.
Этой земле посвящен второй том книги фотографа-натуралиста Игоря Шпиленка «Сто заповедных лет». Камчатский этап стал апогеем большой экспедиции по случаю 100-летия заповедной системы России.
Эта книга — и путешествие, и вдохновение, и история о том, как прекрасна и хрупка дикая природа. С восхитительными фотографиями (их здесь больше 100!) и неспешным, но полным приключений рассказом.
Делимся несколькими отрывками из книги — наслаждайтесь.
Зверовато здесь
Сто заповедных лет. Фотоистория большого путешествия. Том 1: «Брянский лес» — Владивосток: южный путь
Первые дни в новом медвежьем месте всегда самые непредсказуемые, ведь необходимо время, чтобы разобраться в медвежьем окружении. Первым же утром меня ждали адреналиновые приключения.
Медведи поздней осенью замечательно фотогеничны. Когда вес жира составляет до половины веса тела, мишки словно шарики, их зимний мех отлично выглядит.
Встал затемно, затопил печку, взял железные ведра и пошел к причалу. Косолапых рядом вроде нет, даже не видно следов на снегу. Только начал спускаться по деревянным ступенькам к воде, как из темноты вплотную рядом со мной выросла непонятно откуда взявшаяся фигура большого медведя.
Книга издана при поддержке М.Видео и благотворительного фонда «Красивые дети в красивом мире». Часть прибыли от продажи книги отчисляется в фонд. Первый том стал бестселлером. А сейчас мы готовим к изданию третий.
Я закричал почему-то: «Мать-перемать!» (это имя так и приклеилось к той медведице). В одно мгновение запрыгнул назад за электрозабор. Пошарил лучом фонаря вдоль берега. О ужас — в темноте светились глаза не менее шести медведей, и они не собирались от меня убегать! Зверовато здесь.
Большая рыбалка
Сто заповедных лет. Фотоистория большого путешествия. Том 2: Камчатка
Погода здесь не была унылой и серой, как бывает поздней осенью в средней полосе России. Она меняется ежечасно: за черными снежными тучами шли синие разрывы в облаках, с неба щедро лился солнечный свет, и озерная вода из черной становилась ярко-синей; следующая черная туча могла принести дождь, за которым следовала радуга, потом опять снежный заряд.
Этот медведь умеет есть рыбу на плаву, что позволяет ему не возвращаться с уловом на берег к конкурентам
Из-за обилия рыбы здешние медведи не спешат в берлогу. Самки с медвежатами могут бодрствовать до начала декабря, а крупные самцы порой продолжают рыбачить до середины января, хотя их передвижение затруднено глубоким рыхлым снегом.
В подполье одной из избушек, где довелось жить Игорю, поселились норки. Они оказались очень шумными соседями
Долина гейзеров
Долина гейзеров обнаружена относительно недавно, в 1941 году. До этого крупные скопления гейзеров были известны всего в трех местах планеты: в Исландии, Йеллоустонском национальном парке (США) и Новой Зеландии. По числу гейзеров всех размеров (их около двухсот) Долина занимает второе место в мире после Йеллоустонского парка.
Фотографы в Долине гейзеров
Плюсы туризма
Как ни странно, у массового туризма есть положительные стороны. Например, визитеры вытесняют с лососевых нерестилищ недоверчивых к человеку крупных медвежьих самцов, многие из которых склонны к каннибализму. Поэтому в этих важнейших для нажировки местах начинают задерживаться кормящие самки с малышами и медвежья молодежь, для них снижается риск быть съеденными.
Медвежье лето на Курильском озере
Во-первых, туристы, фотографы и видеографы служат идеальным народным контролем за соблюдением строгих правил заказника. Во-вторых, если зверь, как говорят охотники, «настеган», то есть подвергается явнному преследованию, то он скрывается не только от охотников и браконьеров, но и от всех людей, включая туристов.
Середина лета в Южно-Камчатском природном парке. На переднем плане — золотистые рододендроны, на заднем — Вилючинский вулкан
Главный ресурс
Дикая природа — это первый и главный ресурс, которого во всем мире становится все меньше и меньше. На свою беду, Камчатка богата и другими ресурсами: углеводородами, каменным и бурым углем, золотом, платиной, термальными водами. Пока не существует безопасных для природы технологий их освоения.
Ушлого медвежонка, сидящего верхом на маме, назвали Самсоном, а его сестру — Соней за умение засыпать в любой ситуации
В таких условиях камчатские особо охраняемые природные территории имеют огромное значение. Они накрывают зонтиком безопасности ключевые для сохранения первозданных ландшафтов места.
Дикая природа — наше исчезающее богатство. Ей нужны друзья и защитники. Надеемся, что благодаря этой книге у природы Камчатки, да и всех заповедных уголков, их станет больше.
По материалам книги «Сто заповедных лет. Том 2. Камчатка». Все фото в статье — из книги.
P. S. Хотите стать лучшей версией себя, прожить жизнь, полную смысла, и получать хорошие скидки на книги МИФа? Подписывайтесь на нашу рассылку. Каждую неделю выбираем самые полезные отрывки из книг, советы и лайфхаки — и отправляем вам.