Однажды мы в МИФе решили, что хотим узнать друг друга лучше, и запустили серию видеоинтервью под кодовым названием AMA (ask me anything). Когда герой выпуска определен, каждый желающий может задать ему свой вопрос. Беседы получаются живыми и интересными — такими, что хочется ими поделиться..
Сегодня знакомим вас с руководителем команды мероприятий Анастасией Шумиловой. Поговорим о том, как организуем встречи с авторами (в том числе зарубежными), какие книги стоит прочитать всем, как перестать учить иностранный и почувствовать себя своим в Нью-Йорке.
— Настя, у тебя красный диплом по специальности «финансовый менеджмент в строительно-инвестиционной сфере». Работала ли ты по ней?
— Нет. Я работала в компании по строительству, но это не был финансовый менеджмент. Во время учебы работала агентом по аренде в Москве. Побывала в самых дальних концах города, потому что арендуют обычно там, где подешевле и получше. Потом работала в строительном журнале — менеджером по рекламе и партнерским связям. Потом стала аналитиком, но это было что-то расплывчатое про партнерство, рекламу, пиар. В общем, это всё не то, что у меня в дипломе.
— А потом случился МИФ с хоум-офисом?
— Да, я два года работала в компании по проектированию жилых зданий, и там ничего не радовало. Пришла на позицию аналитика, а на самом деле была кем-то другим. Тогда стала подумать, чего же сама хочу: где работать, каких людей видеть вокруг. До этого я читала книги МИФа и была наслышана про саму компанию, про то, как там всё ведётся. Даже на сайте это было отображено. Что-то про ценности, пусть даже и не так четко, как прописано сейчас. Поняла, что хочу тут работать, и начала процесс перехода.
— За время работы в МИФе ты занимала разные позиции. Расскажи, какие это были роли?
— У меня было две официальных роли — не так уж много. Я устроилась менеджером по работе с ключевыми клиентами и начала работать с Озоном, Лабиринтом — нашими книжными магазинами. И Эксмо, собственно. Сначала это был просто один ряд задач, которыми я занималась каждый день. Но мне всё время было интересно попробовать что-то новое. Я периодически брала разные задачи, придумывала, что могу подхватить/попробовать еще. Потом появились мероприятия. Чуть позже мы объединили две команды — Мероприятия и Мобильную розницу — в одну большую, и тогда у меня произошла официальная смена позиции.
По пути мы экспериментировали в творчестве, я занималась портфелем кино. Участвовала в отборе книг для направления МИФ.Проза. Есть и другие вещи, которые мне нравятся, их интересно попробовать сделать, и МИФ давал мне такую возможность и дает.
Настя рассказывает о книгах МИФа про кино в Московской школе кино
— Интересный путь! А что бы ты назвала самым сложным в своей работе?
— Мне кажется, самое сложное и важное — это договориться. В любой деятельности, которой я занималась, нужно было настраивать процессы и коммуникацию между людьми. Внутри компании или вовне — это всегда про то, чтобы договориться в режиме win-win. Важно понимать, что нужно тебе, что — другому человеку, находить какое-то экологичное решение. А еще учитывать, что люди не всегда озвучивают вслух, чего хотят, это нужно вытащить.
Презентация МИФ.Прозы для блогеров
— Настя, а у тебя есть любимые кейсы в МИФе?
— Я 5 лет здесь работаю, 1 июня был официальный юбилей, и за это время столько всего было. Всё время есть какие-то маленькие победы. Из свежего — вебинар с Эдит Эгер, когда получилось договориться. Или когда получилось настроить работу наших мероприятий: мы перешли от одного маленького к куче больших, которые проводим в течение года, и идеи не иссякают. Когда договаривались о чем-то с книжными партнерами. Когда перестроили маркетинг. Много всего, и это всё очень приятные вещи.
— Давай поговорим про мероприятия. Какие тебе больше нравится организовывать: внешние или внутренние?
— Внутренние более понятны. Здесь ты как будто ужин семейный организуешь: очень рад всех увидеть, сделать так, чтобы всем было хорошо и комфортно. Ну, и на самом деле, я никогда в жизни не организовывала корпоративы, праздники, пришлось придумывать, как это сделать. Было интересно. Самый мой, наверное, любимый — это летний в стиле 60-х. До сих пор вижу, что люди вспоминают, что там было классного.
День рождения МИФа в стиле 60-х (2019 год)
А вот внешние… Мы делаем столько всего, просто кучу разного: от «Гаражек», где у нас больше экономические цели, до брендовых вещей типа бизнес-завтраков.
Люблю сразу думать и про идею, и про то, как всё организовать, чтобы всем было хорошо, и про достижение цели. Вообще самое идеальное, когда ты несколько целей закрываешь одним мероприятием. Это прямо обожаю!
— Ты рассказывала, что на первое мероприятие МИФа — лекцию про детский сон — пришли два человека. Что ты чувствовала тогда и что мотивировало тебя продолжать?
— Удачно сложилось, что спустя время у меня есть красивая история, которую можно рассказать в плане «было-стало» 🙂 Сначала было непонимание: замечательная тема, нормальное место, отличные спикеры — что не так? А потом начали разбирать, и это было просто озарение: мы не знали аудиторию, для которой это делали — оказывается, нужно было учесть время детского сна. Хотелось взять реванш: сделать что-то, чтобы к нам пришли люди. Мы поняли, что это какое-то белое пятно в наших способностях, и надо бы свои скиллы нарастить. Это мотивировало попробовать. А там уже первые успехи стимулируют делать дальше и придумывать что-то еще.
— И так мы выросли.
— Да, у нас 87 мероприятий было за 2019 год, и на наши «Гаражки» приходили по 3 000 человек в день. На лекция Эмили Нагоски было занято почти 700 мест. В общем, всё очень хорошо потом пошло. Недавно рассказывала об этом в нашем блоге, там можно посмотреть все циферки.
Лекция Эмили Нагоски в Москве
— Поговорим о мероприятиях, на которых выступают наши авторы. Расскажи, как и с кем мы договариваемся о выступлениях? Бывает ли такое, что общаемся, например, не с автором, а с его агентом? И что делаем, если получаем отказ?
— У нас есть несколько категорий тех, кто выступает от нашего лица или просто на наших мероприятиях: наши авторы — как русские, так и иностранные, дружественные нам эксперты.
Сначала мы смотрим на тему. Например, одним из первых больших мероприятий был цикл лекций в «Британке». Устроили их в поддержку нового тогда портфеля МИФ.Креатив, поэтому отталкивались от темы и книг, которые там выходят. Нашли классного партнера и под каждую книгу подобрали интересного спикера. Это были и наши авторы, например, Ева Кац, и классные эксперты со стороны, к которым мы приходили с книгой, с тем, что мы МИФ и очень хотим сотрудничать.
Лекция в «Британке» с Тимуром Бурбаевым
Отказов было мало. В основном потому, что человек не мог по разным причинам. А в целом все достаточно позитивно реагируют на предложения, потому что мы всё-таки стараемся заранее найти того, кому эта книга была интересна.
С авторами мы стараемся подчеркнуть их книги и экспертизу. С иностранными авторами, конечно, всё немного сложнее. Из зарубежных звезд получилось сделать вебинар с Эдит, но с ней не было проблем, кроме пандемии. Для курса «Между нами» мы привлекли Лоретту Бройнинг, с ней виделись до этого в Москве, тоже делали для нее встречу. И Сью Джонсон — вот она новый для нас автор, с ней тоже был вебинар в рамках курса.
Как раз со Сью была история. С иностранными авторами ты не можешь списаться напрямую. Сначала пишешь правообладателю, он дает тебе контакты, если считает нужным (иногда не дает), потом ты должен в копии еще поставить русского агента и предложить свою активность. Довольно длинная цепочка, и не всегда можно получить заветный почтовый адрес. И потом ты просто ждешь, потому что не факт, что человек увидит письмо среди всех остальных. Я написала агенту, который отвечает за книги Эмили Нагоски и Сью Джонсон (так совпало, одно издательство), и она быстро ответила, что автору неинтересно. Думаю, ну как так? Слишком уж быстро. Мне это показалось странным, поэтому я нашла на сайте автора адрес и отправила на какой-то из ящиков свое предложение. Она ответила на следующий день и сказала: «Да, давайте, мне интересно». Тут я поняла, что надо всех проверять и, если что, писать по другим адресам.
— Уже несколько раз упоминали вебинар с Эдит Эгер. Те, кто пришел пораньше, увидели кое-что, оставшееся за рамками видеозаписи — Эдит Эгер задавала каверзные вопросы. Настя расскажи о них!
— Мы встретились за полчаса до начала, чтобы настроить технические моменты, потому что там был синхронный перевод (до этого общались только по почте). И, мне кажется, когда Эдит подошла, мы с интервьюером Юлей Варшавской немножко от ее присутствия стушевались. Видимо, было заметно, что мы не знаем, о чем спросить. А Эдит — психотерапевт, она помогла всем расслабиться. Я не помню первый вопрос, но второй был к Юле: вышла бы она сама за себя замуж? Это было неожиданно, в этот момент мы вышли из колеи нервозности. Юля сказала, что да, но было бы непросто.
Общаемся с Эдит Эгер перед стартом вебинара
— Спасибо за добрую историю. Теперь перейдем к внутренним мероприятиям. В июне мы отметили 15-летие МИФа в онлайне, и стержнем нашего праздника был квиз. Считаешь ли ты этот опыт успешным?
— Мне кажется, любая командная деятельность объединяет, ведь мы получаем какой-то совместный опыт. Квиз был хорошей историей для онлайна. Конечно, лучше встречаться в офлайне, особенно для МИФа, потому что мы в принципе работаем постоянно удаленно. Но в онлайне как раз такой активности хотелось, чтобы это не напоминало обычную встречу в зуме. Нас поделили на команды, я была с девушками, с которыми редко пересекаюсь по работе, поэтому мы азартно отвечали на вопросы, общались и это нас объединяло. Считаю, что это хорошая история.
— На твой взгляд, какие три наших книги нужно прочесть каждому? Или курс, который стоит пройти всем?
— Это сложно. Как из детей любимых выбирать! Если говорить об умении договариваться и общаться с людьми, стоит пройти курс «Между нами». Там первый модуль как раз про психологическую базу отношений и взаимоотношений с людьми. Неважно, это твой партнер, бабушка, ребенок, друг или коллега — основа общая.
Книги я люблю советовать под конкретный запрос, поскольку мои знакомые знают, что я работаю в издательстве, и вопрос «посоветуй книгу» — частый. Наверное, порекомендовала бы «Эмоциональный интеллект», потому что это основа нашего взаимодействия с другими людьми и с собой. Еще «Гормоны счастья», Scrum, «Выбор». Вот всё, что мне пришло сразу.
«Scrum», потому что это про организацию и самоорганизацию работы, да и не только работы, а всего, где нужно сделать n действий и задач, чтобы у тебя был нужный результат. Это работает и относительно сборки шкафа или какого-то ремонта дома.
«Гормоны счастья» — это тоже про то, как понимать свое состояние, чувствовать себя хорошо и радостно. Уметь этим управлять и хотя бы понимать, что лежит в основе.
«Выбор» — это очень хорошая книга, которая отзывается у многих. Одна из таких историй, которые лучше прочитать, чем переживать в реальности. Она дает опыт, при этом тебе не нужно его получать эмпирически. Таких книг много. У нас, например, был книжный клуб по Know My Name («Знай мое имя»), и эта книга тоже из такой серии. Ты можешь почитать, прочувствовать, понять, посмотреть, что чувствуют люди в той или иной ситуации, но, слава богу, не проживать это сам. Такие книги стоит читать, чтобы расширять свой внутренний словарик того, что может быть в жизни.
Главная книга 2019 года в МИФе
— А есть ли книги или книга, которые ты сама время от времени перечитываешь? То, к чему возвращаешься.
Я всё время стараюсь читать что-то новое, потому что понимаю, как много всего интересного. На днях разбирала книжный шкаф, потому что нужно было расчистить место, и нашла столько забытых, непрочитанных или просто отставленных книг! Думала: «Вот эта классная, и эта классная, надо почитать». Но когда ты берешь и вытаскиваешь уже пять, понимаешь, что надо остановиться.
Я не вспомню сейчас ту книгу, которую перечитывала несколько раз, но, может, такая и есть. Я могу вспоминать мысли из какой-то книги, но читаю дальше что-то новое.
— Кстати, еще один из вопросов про книги, читала ли ты «Как перестать учить иностранный язык и начать на нём жить»? Как ты совершенствуешь свой английский и какова твоя цель в изучении языка?
Да, книгу Насти Ивановой я читала, и вообще Настя — один из моих любимых русских авторов, с которыми так приятно делать совместные мероприятия. Она говорит: «Успокойтесь, изучение английского, да и вообще любого, языка — это история длиною в жизнь». Нельзя дойти до какой-то точки и сказать, что всё, я его знаю, и больше не делать ничего. Мне очень нравится такой подход. Он снимает тревогу, мол, мне сколько-то лет, а я всё еще не знаю язык. Изучение иностранного превращается в часть твоей жизни, а не в какую-то ношу, которую несешь и очень хочешь скинуть, потому что она тебе надоела.
А цель у меня, наверное, разговаривать и думать на английском свободно, потому что я понимаю, что любой новый язык открывает какую-то часть мира. Ты уже не думаешь, на каком языке прочитать статью в Википедии. Вот на каком открылась, такую и прочитал. Мне кажется, это прямо вау. Поэтому стараюсь совершенствовать. Отчасти поэтому мне захотелось больше работать с нашими иностранными авторами, чтобы закрывать для себя какую-то более постоянную практику. И это win-win: и МИФу хорошо, и автору, и мне.
— А как ты оцениваешь результаты?
Ужасно 🙂 Я читаю нормально, и слушаю, и понимаю, но разговаривать… Мне кажется, это распространенная история. Я из тех людей, на которых, когда нужно что-то сказать, нападает ступор. Ты забываешь слово «яблоко» и всё, не можешь ничего сказать. Стараюсь этот барьер преодолеть, потому что, вроде как, всё намекает на то, что я могу, просто надо работать.
Вот как раз недавно мы с автором созванивались, и я понимаю, что мало сказала, но, тем не менее, цели-то мы достигли, значит, всё нормально.
Одно из первых фото на пленку, просто улица в Нью-Йорке
— А теперь вопрос про путешествия: расскажи о своем самом классном путешествии, и что его сделало таким?
— На самом деле, я люблю каждое свое путешествие, потому что когда еду, стараюсь сделать его хорошим, и даже если случается форс-мажор, что-то его всегда перекрывает. Это либо компания, либо ты увидел что-то классное, либо поехал в место, в котором очень хотел побывать.
Мне запомнилась поездка в Нью-Йорк. Просто потому, что это получилось спонтанно, несмотря на то, что для поездки в Америку нужно сделать много телодвижений. Я как раз тогда возобновила занятия английским и подумала про какую-то долгосрочную цель, которая меня будет мотивировать. Вспомнила про день рождения, про отпуск, и абсолютно случайно в голове возникла мысль, что можно поехать в Нью-Йорк.
Стала искать, кто может спонтанно принять мое предложение — мне хотелось с кем-то это разделить. Написала своей коллеге Наиле, потому что знаю, что она часто путешествует и именно спонтанно. Она согласилась, и мы на свой страх и риск решили почитать, как можно получить визу. Оказалось, это непросто, поэтому история была такая: выгорит — поедем, не выгорит — не поедем. Мы получали визу в Риме, и для этого нам пришлось еще всё оформлять в другой стране, проходить там собеседование.
Но в итоге визу дали, и мы такие: «Мы правда едем!» Это было путешествие было запоминающимся, потому что в кино видел Центральный парк — и тут бац! — празднуешь здесь день рождения.
На лодках в Центральном парке в день рождения
— Настя, бывало так, что с какой-то страной или городом у тебя был эффект полного совпадения?
Я очень люблю Рим, Италию, как люди там наслаждаются жизнью… Приезжаешь и тоже начинаешь вместе с ними на этой же волне наслаждаться едой, солнцем, красивыми зданиями вокруг. Это настроение тебя поглощает, и ты наконец из человека, которого засосала рутина и работа, который не смотрит, как красиво вокруг, перемещаешься в эту реальность и тоже начинаешь в ней быть.
Но в чем большое отличие между Нью-Йорком и горячо любимой Италией — в Нью-Йорке ты не чувствуешь себя чужим. Ты входишь в вагон метро, и там действительно сидят люди разных национальностей, внешнего вида, занятий, и ты просто заходишь, тоже садишься — и ты один из них. В Италии у меня просто на лбу написано: «турист». Потому что я отличаюсь и поведением, и всем, наверное. А в Нью-Йорке все настолько разные, что ты один из них. И там не реагируют на кого-то странного. Например, заходит человек с большой прической и в каком-то странном наряде, ну, на него просто посмотрят как на обычного человека. Вот в этом разница своего там восприятия. Просто еще один человек в городе, а не «Турист». Поэтому было интересно.