Мы. Жизнь издательства
Знакомьтесь, команда МИФа. Интервью с шеф-редактором Ольгой Архиповой
18 января 1 675 просмотров
Мы. Жизнь издательства
Знакомьтесь, команда МИФа. Интервью с шеф-редактором Ольгой Архиповой
18 января 1 675 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Однажды мы в МИФе решили, что хотим узнать друг друга лучше, и запустили серию видеоинтервью под кодовым названием AMA (ask me anything). Когда герой следующего выпуска определен, каждый может задать ему любые вопросы. Наши беседы получаются живыми и обо всем, они еще раз доказывают: в МИФе работают очень разные и талантливые люди.

Продолжаем публиковать интервью с сотрудниками МИФа в блоге. Сегодня знакомим вас с шеф-редактором направления «Арт», а также тимлидом шеф-редакторов Олей Архиповой. И говорим про книги, рисование и книги про рисование.

— Оля, ты никогда не работала по профессии. На кого же ты училась?

— У меня высшее художественное образование. Я закончила Тульский государственный университет, факультет дизайна, специальность «художник с правом преподавания». У меня классическая академическая живопись, рисунок плюс педагогика.


Рисунок Оли, работа по фотографии. Молодой человек делал подарок своей девушке, которая в будущем стала его женой

Я никогда не работала по специальности, хотя люблю рисовать. Как-то сложилось, что я нашла более комфортный путь здесь: я не сделала это профессией, я сделала это для себя хобби.

— А как ты оказалась в МИФе?

— Я такой человек, который любит читать. И всегда читала, в том числе книги нон-фикшн. В период своей сознательной жизни я слышала про МИФ и читала много его книг, но, честно говоря, никогда не обращала внимания, что это именно МИФ.

В какой-то момент я запуталась, что мне нужно в жизни, села и решила просто разобраться по классической схеме: что я умею, что может быть интересно рынку, благо маркетинговые знания есть, и что мне приносит удовольствие. Пришла к выводу, что так как я люблю читать, то работать с книгами мне было бы хорошо, и я знаю полиграфию где-то на стыке умений. Подумала, что если бы это были творческие книги, это вообще было бы идеально, потому что я люблю творчество. И я начала смотреть в сторону издательств, села и обновила своё резюме, целенаправленно отправляла его в издательства. Это был такой путь.


Оля: «Ролики. Ужасно боялась учиться, но все равно поехала, хоть и разбила коленки. Делайте, что страшно — преодоление трудностей делает нас счастливыми»

— Какой книгой ты больше всего гордишься и с какой книгой было сложнее всего работать?

— Я являюсь типичным представителем целевой аудитории, на которую выбираю книги, поэтому они все являются частью меня.

Каждая из них — это отдельная любовь. Я ими всеми горжусь.

Если мы вспомним проекты российских авторов, они у нас с напылением личности самого автора, с которым ты взаимодействуешь как шеф-редактор, а это и определённые личные отношения. Читатель этого не видит, а для меня этот проект, естественно, неотделим от личности автора. Это и эпические проекты, например, «Взрослая книга о детской иллюстрации».


«Взрослая книга о детской иллюстрации» — первый в России (а может быть, и в мире) учебник по созданию детской иллюстрированной книги

И книга с Димой Горелышевым, которая была менее эпической, но не менее классной по контенту. Это всё создавалось совместно с автором. Мы придумывали идеи, а он их реализовывал, и потом это всё превратилось в такой проект.


«Простое рисование» — большой сборник инструментов и методик, по которым занимаются студенты «Строгановки», «Британки» и Простой школы.

Безусловно, это проект с Лерой Кирьяковой «Портреты маркерами». Когда мы делали эту книгу, радость была невероятная, потому что такого ещё не было, мы были первыми. И портреты маркерами просто потрясающие. Сейчас мы с Лерой планируем вторую книгу, уже про диджитал-рисование.


Это книга-мастер-класс. Тут есть всё, чтобы научиться рисовать: инструкции, лайфхаки, палитры, техники, 5 пошаговых мастер-классов и 12 мини-уроков

Дальше, если вспомнить, что сильно удивило из серии удачи, это «Большая книга японских узоров». Мы отбирали этот проект вместе с Верой Ёжкиной, она была на тот момент шеф-редактором в «Творчестве». Я помню, тогда все с опаской относились к этому проекту, в итоге, проект сильно выстрелил и был одним из самых продаваемых продуктов. Он и в этом году (в 2020 — прим.ред.) один из самых продаваемых.


«Большая книга японских узоров» — книга известного дизайнера Хитоми Шиды

Творческий проект, который сейчас выходит и вызывает много умиления, — это «Лесное волшебство». Книга вроде про вышивку, но те, кто с ней сталкивается, даже те, кто вообще никогда ниток не видел и даже пуговицу себе не пришивал, у всех такой вау-эффект, и они от этих оленят и лисят просто с ума сходят. Это такие проекты, от которых ты действительно получаешь радость, удовольствие и вау-эффект.


«Лесное волшебство» — книга, в которой повсюду пушистые лисы и быстроногие зайцы, благородные олени и мудрые барсуки

При этом у нас есть более глубокие проекты, которыми мы гордимся не меньше. Например, проект «Я справлюсь, мама». Он и визуально сделан очень красиво: там тактильная обложка, которая делалась с фотографией настоящей муки. Мы клали трафарет на стол и присыпали мукой, потому что там история о том, как девушка нашла исцеление для себя в кулинарных курсах, и это очень помогло ей изменить свою жизнь.


«Я справлюсь, мама» — это книга про человека, который пытается пережить свое горе. Трогательная, грустная и светлая

Или, например, когда мы рисовали обложку «Большого мелового леттеринга» — это действительно на меловой доске мелом рисовалось всё русскими буквами, потом фотографировалось и переносилось. То есть сама история создания проектов их выделяет.


«Большая книга мелового леттеринга» — о-о-очень объемная и необыкновенно красивая. Для всех, кто давно хотел освоить необычный вид рисования — без красок и альбомов

— У тебя есть канал на ютубе, посвящённый рисованию. Можешь рассказать немножко про него и почему ты вообще решила завести свой канал?

— Этот канал называется «Дневники художника с Ольгой Архиповой». Я на этом канале показываю процессы моей работы над живописью. Есть короткие мастер-классы, есть длинные, где в процессе работы я рассказываю, как рисовать. Это конкретно по живописи маслом, начиная с базовых основ, с инструментов, заканчивая основными жанрами: как рисовать портреты, фигуру человека, пейзаж, натюрморт. Всё, что мне захочется рисовать.

— Есть ли какие-то книги, которые ты можешь порекомендовать тем, кто хочет научиться рисованию?

— Я бы сказала, что по книгам никогда нельзя научиться рисовать. Это дополнительная история. Книга — это возможность поговорить с мастером, который владеет определённой техникой. И, если у тебя много книг, это значит, что ты поговорил с большим количеством людей, которые уже рисуют, и они тебе рассказали о своих нюансах. Это будет тебе помогать расширять кругозор, что-то будет оседать, и ты будешь использовать это в своей работе.

В нашей линейке много книг, которые помогут научиться хотя бы не бояться выводить элементарные линии. Ну, и всё зависит от уровня. Если совсем базовый, уровень «каляк-маляк», то у нас есть книги «Вы сможете нарисовать это за 30 минут», «Вы сможете рисовать через 30 дней», «Начни рисовать» — вот три совсем базовых книги с низким уровнем, где только графика, без красок.

Потом можно переходить на более простые вещи с акварелью. У нас много книг про акварель для начинающих, например книги Джин Хэйнс, где вы не будете бояться работать с цветом. У неё лёгкая техника, которая не подразумевает жёстких контуров. Здесь важно не бояться красок, не бояться ошибаться, улавливать цвет. Можно поработать с этой линейкой. Это «Акварель без правил», «Мир акварели», «Атмосферная акварель», «Живые цветы акварелью».


«Акварель без правил» — акварельная живопись как медитация

Более высокий уровень, если нравится рисовать цветы — это и «Ботаническая иллюстрация», и «Акварельные портреты цветов» Билли Шоуэлла, и «Как понять акварель». У нас есть замечательные книги Феликса Шайнбергера, где он объединяет все «каляки-маляки» с акварелью, у него специфичный стиль, но при этом он убирает страх белого листа для всех, кто боится, что ошибётся. У него самого такие иллюстрации, но при этом он один из самых успешных иллюстраторов в мире.


«Ботаническая иллюстрация» — прекрасно иллюстрированное практическое руководство по рисованию растений цветными карандашами

Главное, не бояться, идти вперёд и продолжать рисовать. Наработай 10000 часов в каком-то навыке, и всё будет отлично. Начать можно с малого, с 1—2—3, главное, не останавливаться. Даже когда кажется, что какая-то ерунда выходит, это тоже как посмотреть, на самом деле. Может, это не ерунда, а интерьерная живопись, которую можно поставить в рамку, и всё будет красиво.

Нужно просто выбрать свое направление, которое бы тебя вдохновляло, и тебе бы нравилось рисовать.


Все книги МИФа о рисовании — для любого уровня

— Предлагаю завершить наше интервью таким философским вопросом: чего тебе не хватает в жизни?

— Я скажу философским ответом: мне не хватает гармонии в жизни. Я всегда стремлюсь к гармонии с собой и окружающим миром, и мне кажется, что это недостижимо. У себя внутри точно. Жизнь человека, наверное, была бы не такой интересной, если бы он всегда был с собой в гармонии. Тогда он не совершал бы ошибок, и не отрабатывал бы эти ошибки.

У всех нас есть свои демоны, которых мы тащим из детства, из юности, ещё откуда-то. И мы каждый раз стараемся преодолевать себя в чём-то, бросать себе вызовы и бороться с демонами. Я пока не обрела свою гармонию, которая помогала бы не заниматься борьбой, а жить в согласии. Я стремлюсь к ней.

Похожие статьи