Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Книжный клуб МИФа
Идеальная обложка — это когда ее нет. Интервью с арт-директором МИФа Женей Савкиной
8 января 2021 8 690 просмотров

Госпожа Метафора
Госпожа Метафора

Однажды мы в МИФе решили, что хотим узнать друг друга лучше, и запустили серию видеоинтервью под кодовым названием AMA (ask me anything). Выбираем героя среди коллег и задаем ему любые вопросы о работе, увлечениях и личной жизни. Беседы получаются живыми и обо всем.

Сегодня поговорим в арт-директором МИФа Женей Савкиной. О дизайнерской мясорубке, удаленке с трехмесячным малышом на руках и мечте создать робота по имени Джони.

Жень, расскажи для начала об учебе в «Школе дизайнеров» Бюро Горбунова. Что было самым сложным и самым ценным для тебя?

Самым сложным было вообще поверить, что я могу там учиться. Когда сидишь в маленьком городе (я живу в Брянске), думаешь, что Горбунов, Лебедев и все эти чуваки — они очень-очень крутые, далекие, как артисты. Думаешь, что в них много пафоса и они все выше тебя. Так что я думала, что туда берут совсем крутых дизайнеров. А потом у меня друг туда поступил, прошел одну ступень в первом потоке, выбыл и решил, что пойдет на второй поток. Сказал: «Пойдем со мной». Я подумала: если он поступил, значит, и я могу. Он мне помог сделать тестовое задание, я поступила и поняла, что остальные дизайнеры там такие же, как я. Есть хуже, есть лучше, но все простые — для меня это было открытием.

Сложно было не сдаваться, потому что обучение длится почти год, и каждую неделю дедлайн.

На первой ступени надо сдавать тесты и задания по пятницам. На второй ступени — по четвергам. Постоянно надо что-то делать. Тяжело. Многие уходили. А на третьей ступени надо было сдать готовый работающий продукт: сделать дизайн, найти разработчика, как-то с ним договориться — можно за деньги, а лучше за рекламу, — и выпустить работающий продукт. И все это согласовать с арт-директорами из Бюро и со всеми наставниками. Короче, много людей, много согласований, надо все успеть.

Когда приехала на защиту, у меня ещё не все было готово. Сидела в коворкафе, где собирают дипломников, и правила замечания, чтобы меня допустили. Люди уже выступали, я была в конце: все сделала и через десять минут пошла выступать. У меня и презентация была не до конца готова, но я выступила, показала, сдала — и это было прикольно.

Кстати, вместе со мной в Бюро училась Оля Королева (Шапошникова) — тоже дизайнер МИФа.

Это был такой длительный-длительный стресс. Сложно было выдержать, я потом заболела. Но все равно это школа жизни. Это как в книжке про адскую неделю «На пределе»: если выдержите, потом вам уже ничего не страшно. И мне потом было ничего не страшно в дизайне — ни переговоры с клиентами, ни замечания арт-директора, ни еще какие-то штуки, потому что все это уже было во время учебы.


На пределе

Очень вдохновляющая история. Расскажи, как стать арт-директором в МИФе?

Надо захотеть. Работа арт-директора и дизайнера очень отличается. Когда ты дизайнер, ты рисуешь сам, разбираешься в задачах, решаешь их — это очень интересно. А когда ты арт-директор, то сам практически ничего не делаешь: тебе нужно работать с людьми и руководить ими. Дизайнеры могут быть интровертами, иногда выходить, показывать дизайн, а потом «забуриться» и работать. А арт-директор должен много общаться и уметь вдохновлять.

Когда дизайнер к тебе приходит за советом, нужно сделать так, чтобы он не вышел от тебя, чувствуя себя неудачником, а наоборот — вдохновился и пошел фигашить. Это умение, я пока учусь так делать. Раньше мне это было не очень интересно, когда была дизайнером. Но потом я то ли выросла, то ли поняла, что можно идти дальше. Я поняла, что могу делать командой дизайнеров круче и больше, чем одна. Поэтому мне интересно здесь развиваться.

И это нас подводит к следующему вопросу: какой твой любимый дизайнерский проект в МИФе?

Если говорить про мои проекты, я вспоминаю один из первых — программу лояльности, наши «Рыбкусы» и «Клеткусы».

Я помню, как мы их делали: смотрели на конкурентов, и у всех были просто скидки. А мы хотели сделать классную упаковку, чтобы было не скучно. Помню, что было много идей, как расти. Например,

— ты растешь от Донцовой до Толстого,

— у тебя есть человечек «Лего»: сначала не собранный, но постепенно детальки добавляются, и он становится суперсобранный,

— ты персонаж игры: собираешь мечи и доспехи, и сначала у тебя всего 5% скидка, а в конце все складывается;

— еще были книжные страницы, как мили в «Аэрофлоте»: сколько ты летаешь, столько у тебя бонусов. А мы хотели сделать так: сколько читаешь, столько бонусов — прочитанные страницы превращаются в скидку.

— думали про оригами: собирать из книжных страничек какого-то героя: 5% — это лебедь, 7% — лягушка и так далее.

Но в итоге остановились на эволюции, потому что идея нам понравилась. Это про развитие, это близко МИФу.

Прикольно было называть их как будто на латыни: Клеткус, Рыбкус, Слонус. И очень интересно было рисовать: я рисовала сама. Помню, что искала кучу картинок, как они могут выглядеть, какой из видов умнее. Нам хотелось обернуть всё в какую-то прикольную обертку — и, мне кажется, получилось.

Ещё из любимых проектов — наши первые курсы: «Ускоритель чтения», «Санаторий МИФа», «Уютный курс».

Первым был курс по скорочтению — «Ускоритель чтения». Мы посмотрели конкурентов, а там все та-а-ак сложно: куча теории, куча практики. Я подумала, что я бы это не осилила, тут нужно очень-очень сильное желание. И мы решили, что у нас будет курс с веселыми шуточками, с картиночками, со схемами: чтобы можно было пройти, не бросить и хотя бы чуть-чуть чему-то научиться. И мне нравится, что мы сделали.

Я помню, как мы вкладывали душу, как каждый курс я сама проходила. Например, после «Уютного курса» выбросила пластик, завела стеклянные и деревянные коробочки, всякие штуки для оформления.

Еще мне нравятся наши игры — «Книгозино», например. Запомнилась «Книга ценностей», которую Виталик Бабаев (тоже наш арт-директор — прим. МИФа) делал с командой. Помню, что её раздали на корпоративе, все открывали и говорили, как она клево сделана: там рисунки, картинки, фотографии.


Разворот из Книги ценностей

Твое вдохновение очень заразительно, надо немного остыть. Расскажи, что самое сложное в работе дизайнера?

Разговаривать с людьми, наверное.

С заказчиками или с коллегами?

Когда работаешь внутри компании, коллеги и есть твои заказчики. И это самое важное и сложное. Многие дизайнеры, мне кажется, не умеют так работать и часто обижаются. Тут надо отстраниться и научиться задавать вопросы.

Еще сложно быть уверенным в себе и одновременно сомневаться.

Это парадоксальная вещь: ты должен сомневаться, не сделал ли ты фигню. А все остальные навыки можно освоить, сейчас куча программ и курсов.

Расскажи о курьезных случаях из дизайнерской жизни. Может быть, какую-то историю провала.

После универа я сразу пошла работать дизайнером. Это была такая дизайнерская мясорубка: ты делал что угодно — сайты, презентации, визитки. У нас был принтер: директор купил, чтобы еще и печатать. Помню, я напечатала визитки и вроде все хорошо проверила. Тираж готов, визитки нарезаны. И потом выяснилось, что у нас опечатка в номере телефона. Это был такой провал — все надо переделать заново. Закончилось тем, что директор вычел деньги у меня из зарплаты. Стоимость была не очень большая, но как-то обидно.

Много таких мелких провалов было, я с тех пор не очень люблю печатные штуки. В вебе легко провал исправить — опечатки и ошибки можно просто заменить. А в печатных изданиях и книжках надо перепечатывать весь тираж — это столько денег! Я в этом плане очень восхищаюсь нашими книжными арт-директорами, дизайнерами, редакторами.

Хоть ты непосредственно книгами не занимаешься, у тебя наверняка есть взгляд на то, какой должна быть идеальная книжная обложка. Расскажи об этом.

Идеальных, мне кажется, не бывает — бывает просто классная обложка. Каждая обложка должна подходить к своей книге: их хочется связать по смыслу.


Планер для тех, кто любит то, что делает. Обложка с желтым овалом

Если книга дизайнерская, то и обложка может быть такая же. Если это детектив, там может быть загадка. В Бюро у нас был урок по ТРИЗу (теория решения изобретательских задач). Идеальное решение — это когда функция элемента выполняется, а самого элемента нет. С этой точки зрения, наверно, идеальная обложка — это когда нет обложки или она прозрачная, например (кстати, недавно мы как раз выпустили планер с прозрачной обложкой). Вот такой немного другой взгляд.


Книга «Загмайстер и Уолш: О красоте»

Из обложек МИФа мне нравятся «О красоте», «Океан», серия «Без ума от…». Не из наших — издательство Counter-Print Books.


Океан


Обложки издательства Counter-Print Books

А если бы не дизайн, чем бы ты могла еще заниматься? И вообще, и в МИФе.

Я была бы программистом, айтишником. У меня в семье много программистов. Мама программист. Она начинала, когда еще были большие компы в помещении, и, я смутно помню, какие-то карточки, которые вылезали из компа, — там были нолики и единички, их нужно было расшифровывать. Потом мама освоила обычные компьютеры, потом стала начальником программистом и до сих пор работает(30 лет уже). Правда, отдел состоит из пенсионеров-программистов, но она работает в большой транспортной компании.

Пример мамы, наверно, вдохновил, потому что сестра тоже пошла в программисты. Сначала она просто работала программистом, потом работала и занималась йогой, а потом ушла в йогу и стала Гуру. Гуру-женщин мало и в мире, и в России, — поэтому я ей очень горжусь.


Сестра Жени Йоги Лакшминатх

Только папа у нас не программист — он техник-инженер, наверное, в дедушку. Дедушка был изобретателем: собрал сам машину. Тогда были только «Запорожцы», и бабушка рассказывала, что ехали они как-то в Тулу из Орла на этой самодельной машине. А как раз должна была выйти новая копейка «Жигули». И люди им стучали в окно и спрашивали: «Это и есть новая копейка?» Дедушка очень долго на ней ездил, а потом она перешла к папе. Она похожа на «Запорожец» по конструкции, но выглядит немного по-другому.


Та самая модель самодельной конструкции

Классная история!

И хотя у меня есть примеры программистов, но почему-то я пошла в универ на инженерную специальность. На автомобильную, кстати. Папа сказал: «Иди на автомобили», — я и пошла. Бесплатно, чтобы родители не платили за меня. Но мне было скучно там учиться, так что, когда пришло время второго высшего, встал выбор — программисты или веб-дизайн. Мы подумали, что веб-дизайн — тоже интересно. И так сложилось, что потом я и работала, и развивалась дальше в вебе. Но мне очень интересно программирование, у меня такой склад ума. До сих пор у меня есть желание когда-нибудь поизучать это поглубже.

Здорово! А следующий вопрос про удаленку: ты не хотела бы переехать в крупный город? Или тебя устраивает работа из небольшого города?

Не хотела бы. Большие города мне не нравятся, потому что там много-много людей, а я этого не люблю. Помню, в школе поехали с сестрой в Москву. У меня был шок, — сколько людей ходят туда-сюда. Никому до тебя дела нет, но в то же время все посматривают.

И только вечером, когда мы пошли в кино на «Войну миров» — в фильме было еще больше народу, еще больше хаоса, — я немного успокоилась. До сих пор, когда приезжаю в такие большие города, устаю от этого. Я люблю людей, но не в таком количестве. Я бы хотела уехать к морю, в тепло. Меня напрягает долгая зима, когда пасмурно, холодно. Мне хочется куда-то, где солнце, но останавливает, что дети, школа, родители здесь. Пока не решились, но может быть решимся.


Женя с младшей дочкой. Сейчас она уже в 1-м классе

Мы как раз переходим к следующему вопросу, который тоже про это. Очень интересно узнать, есть ли у тебя МЕЧТА — большая, из заглавных букв?


Моя спальня, она же кабинет

Такой большой МЕЧТЫ нет, но маленькие есть. Маленькая мечта путешествовать и, может быть, жить в теплой стране. Но это полумечта-полуцель. Путешествовать — это же реально. Просто надо придумать, сколько денег нужно, как детей пристроить или как поехать с ними: многие путешествуют с детьми.

Есть мечта — купить квартиру побольше, потому что в нашей полуторке тяжело жить вчетвером (пока мы готовили интервью к публикации, эта мечта реализовалась. Женя, поздравляем! — прим. МИФа). Когда двое работают из дома — мой муж тоже работает в МИФе, он веб-разработчик, — один постоянно сидит на кухне. Еще есть мечта сделать квартиру классно. После того, как мы сделали «Уютный курс», после наших книжек — Remodelista, «Моя спальня, она же кабинет», Urban Jungle — я поняла, что можно сделать ремонт своими руками, без дизайнеров. Подписалась на кучу соцсетей, где люди все делают сами. Думаю, что тоже так смогу.


Urban Jungle


Вдохновляющая Remodelista

Эскизов пока нет?

Нет, непонятно, какая будет квартира. Мне нравятся белые стены, много зелени — не зеленые стены, а зелень в горшках. Минимализм, но с прикольными штуками. Все зависит от квартиры и планировки. Мне нравится кухня-гостиная: хочу, чтобы когда приходят наши друзья, сестра с тремя детьми, было место, где можно собираться.

Это прекрасная мечта. Пусть она скорее сбудется.

А рабочая моя мечта немножко нереальная: я хочу сделать бота, вроде искусственного интеллекта, как Алиса в «Яндексе». Это был бы наш МИФовский бот, который выполнял бы рутинную работу: резал баннеры, заполнял страницы на сайте, например. У всех много работы (не только у дизайнеров), на которую мы тратим много времени. Я хочу, чтобы это делал бот. Можно его как-нибудь назвать, например, Джони — в честь Джони Айва, бывшего директора по дизайну Apple. Обучить, рассказать, как надо делать, чтобы он в следующий раз сделал круче.

Вот такая мечта — МИФовский бот! А потом он мог бы прокачаться и общаться с читателями.

Развиться и захватить планету;)

Нет, я верю, что можно сделать доброго робота.

Существуют ли дизайнерские навыки, необходимые простому обывателю? Мне, например. Чему стоит учиться, чтобы прикоснуться к миру дизайна?

Мне кажется, надо развивать вкус — это основа. Смотреть много хороших и плохих работ, чтобы понимать: вот тут классно, а тут — не очень.

Все остальное вытекает из этого. Ты, например, хочешь крутую квартиру — это же тоже дизайн. Ты смотришь на классные квартиры, классные дизайны, анализируешь, разбираешься, почему они такие клевые, почему там белая стена, а тут вот диванчик, как цвета сочетаются. Так и обучаешься. Хороший вкус везде помогает.

Когда ты вышла на работу из декрета, ребенку было всего три месяца. Расскажи, как тебе удается работать без отрыва от материнства.


Удаленная работа — это не только из дома, но еще и круглосуточно

Ну как: просто берешь и выходишь на работу. Тут нет суперрецепта — нужно, чтобы условия были. Во-первых, это удаленка. Во-вторых, мне очень помогают муж, бабушки, даже старшая дочь. Муж у меня работает удаленно. Часто бывает так, что ему нужно работать и мне нужно работать — тогда старшая дочка немножко сидит с младшей.

Поделись лайфхаками пе в декрете: как все успевать?

Во-первых, я ничего не успеваю, потому что это невозможно. У нас с мужем график не с 10 до 18, а весь день. Мы частично работаем, частично — с ребенком, и у нас это растягивается на весь день и чуть-чуть даже на ночь. У меня есть свободное время, когда я укладываю детей и иду работать — с 11 вечера до двух часов ночи. Встаю я не в семь, слава богу: приучаю ребенка спать подольше. Я хочу наладить сон, чтобы лучше высыпаться, но пока не сильно получается.

Какие еще лайфхаки? Готовим с мужем по очереди. Пятница — день заказа еды, а остальная неделя расписана. И это реально очень помогает, потому что, когда я была в декрете, готовила каждый день. Это так утомительно. Через день намного проще.

Когда у нас были вебинары про удаленку, МИФовцы рассказывали, что это образ жизни целой семьи — удаленная работа. И ты пользуешься всем — и гаджетами, и нянями, принимаешь всю помощь, какая есть. Надо договариваться с мужем, договариваться детьми, иначе просто не выдержишь. И организовывать свой день.

А остается хоть немножко времени на какие-то увлечения? Расскажи про гончарное дело, которое ты начала осваивать. Есть ли у тебя гончарный круг?

Как раз перед карантином моя подруга открыла гончарную студию. И чтобы как-то выживать, они придумали идею: привозят на дом боксы с глиной и инструментами, на видео скидывают мастер-класс, и ты лепишь. Мы с дочкой лепили мисочки с ушками, какие-то еще вещи. Потом они забирают их в студию, обжигают, красят.

 

Круга у меня нет, но я очень хочу его освоить. Надеюсь, студия скоро откроется, и мы пойдём на мастер-класс по кругу. Мне всегда было интересно попробовать что-то слепить: кружку, из которой можно пить, горшки для цветов.

На видеовстречах мы замечали рисунки у тебя за спиной. Чьи это работы?

Пока мы не купили новую квартиру, решили оформить кухню рисунками. Младшая дочь здесь сидит на стуле, и мы для нее все повесили: пусть смотрит на плакаты, рисунки. Рисунки тут и мои, и дочки: мы их копируем из книжки с плакатами. Это один из моих любимых иллюстраторов Айно-Майя Метсола. Дочь, конечно, их в своем стиле рисует, но тоже прикольно.


Айно-Майя Метсола

А какие художники тебе нравятся?

Вот у меня дочь художник, можно сказать. Мне нравится, как она непосредственно рисует. Думаю, когда пойдет в школу, там будут переучивать. А сейчас она рисует в своем стиле и это классные необычные рисунки, как у какого-то иллюстратора.

К художникам у меня странное отношение. Не могу кого-то назвать. Мне просто нравится или не нравится на уровне чувств. Я не буду покупать или приветствовать картину только из-за того, что у нее есть какая-то история. Важно, чтобы она мне понравилась.

Я, кстати, тоже училась рисовать у художника. Это был такой художник-художник, творческий человек: выпивал, писал стихи, был вечно какой-то неопрятный. Часто засыпал на уроках. Но нам тогда было по кайфу. Мы просто собирались вместе рисовать, и он много чего рассказывал веселого. Еще читал стихи, которые мы просили не читать. Книжки нам подарил. Было весело.

Но мне ближе дизайнерский подход, когда ты решаешь задачи. Нет такого, чтобы мне нравился какой-то один иллюстратор. Вкус развивается, или я развиваюсь, или направление меняется, поэтому мне нравятся разные. Сейчас мне нравится Сесиль Гарьепи. Она рисует просто, но круто. Простыми иллюстрациями передает мимику людей, а иногда люди у нее вовсе без лиц.


Сесиль Гарьепи

Еще нравится Себастьян Кури — у него очень круто подобраны цвета. Вот этому я всегда учусь.


Себастьян Кури

Расскажи про любимые фильмы и любимую книгу.

Я люблю фильм «Отель Будапешт» — очень красивый. И вообще все фильмы Уэса Андерсона. Последний фильм, точнее мультик, «Остров собак» — очень крутой. Там такие красивые кадры: я ставила на паузу и скриншотила, потому что выглядит очень круто — и композиция, и цвета, и ощущение. Советую всем посмотреть.


Кадр из мультфильма «Остров собак»

Еще фильм «Она» мне нравится. Снят так, что приятно его смотреть. Фильмы Тайка Вайтити: у него есть фильм про вампиров, а сейчас вышел сериал «Чем мы заняты в тени». Веселый — о том, как вампиры снимали квартиру. Снят будто на любительскую камеру. Своеобразный юмор.


Тайка Вайтити

Ну и конечно «Властелин колец», «Звездные войны», сериальчики, аниме — мне все это нравится. Я не очень люблю ужасы, триллеры, не очень люблю артхаусное кино. Я люблю тему космоса, фэнтези, фантастику, какие-нибудь «Назад в будущее», «Мандалорец».

А про книги расскажешь?

У меня есть одна значимая книга — это «Властелин колец». В школе я вообще не читала. А потом посмотрела первую часть «Властелина колец» и подумала: интересно, что дальше. Начала читать — и не могла остановиться. Поняла, что есть крутые интересные книги. Может, до этого мне попадались неинтересные или школьная литература была от меня далека. Я думала, что это какие-то надуманные проблемы: кто-то кого-то убил, любовные штуки — мне это было вообще не близко. Уже потом, когда была беременна первой дочкой, прочитала «Войну и мир» — и да, мне понравилось. Это было как сериал, как «Аббатство Даунтон» — тоже большая семья, много персонажей. В школе я все это не понимала.

Короче, с «Властелина колец» у меня началось самостоятельное чтение. Дальше я стала читать-читать-читать.

Сейчас читаю много. Люблю серии, когда есть продолжение. Подростковые фэнтези люблю. Мой любимый писатель — Азимов. У него есть цикл «Основания»: это про будущее, про роботов, про науку. По-моему, это называется психоистория, когда на основе поведения масс людей можно высчитать, что будет в будущем. Интересная штука. И он много книжек про это написал.


Айзек Азимов. Кстати, Apple снимает сериал Основание, выйдет в 2021.

Понятно, откуда твоя мысль про бота.

Да, наверное это связано.

Ну и последний вопрос, который красиво завершит нашу беседу: назови три самых полезных навыка, которые ты приобрела в жизни.

Во-первых, навык переговоров. Это я поняла после Бюро, потому что до этого не осознавала, зачем дизайнеру переговоры. Но в дизайне нужно разговаривать с людьми, задавать открытые вопросы, выяснять их боль. И в жизни нужно: например, если у тебя какие-то проблемы с мужем, можно не дуться на него, а сесть и выяснить, в чем дело. После школы я поняла, что с помощью переговоров можно решить многие вещи.

Еще я почти никогда не обижаюсь. Однажды поняла, что никому от этого лучше не становится. Обычно перевожу обиду в шутку и считаю, что мне лучше от этого.

И третий навык — открытость. Я люблю, когда все открыто, честно, без интриг за спиной. Мне нравится, что в МИФе мало такого, иначе работать очень тяжело. Если кто-то недоволен, мы предпочитаем прямо сказать или лично ему написать. Мне это нравится, я сама открытый человек.

Похожие статьи