В современном мире невозможно представить праздник без вспышек фотокамер. «Не сфотографировал, значит, не было», — говорят интернет-мудрецы. Чтобы предстоящий Новый год остался в памяти надолго, чтобы было, чем поделиться в соцсетях, рассказываем, как сделать запоминающиеся кадры. Советами помогли авторы «Главное в истории фотографии» и других книг.
Длинная выдержка
Длинная выдержка — необычный способ запечатлеть движение. Если это люди, то их очертания размываются. Если ночная улица, то на дороге могут появиться полосы света. А если набегающие волны, то они начинают струиться, как шелк; когда они разбиваются о скалы, их оттенок становится гораздо мягче. Более длинная выдержка может акцентировать настроение или точку зрения фотографа. Фотографии на длинной выдержке получаются особенно праздничными.
Пример фотографии с длинной выдержкой. Источник
Найдите фон
Портреты, спонтанные и постановочные, порой становятся наиболее успешными из всех наших снимков. Но некоторых от мысли о создании «простого портрета» может бросить в дрожь. В отличие от цветов или пейзажей, люди реагируют на щелчок фотоаппарата. Наверняка вам хочется положительной реакции, поэтому лучше определиться с выбором объектива и экспозицией заранее. Если вы планируете использовать фон, найдите его прежде, чем возьметесь искать модель, которую поместите на нем.
Новогодняя обстановка — отличный фон. Источник
Не бойтесь простоты
Какие фотографии особенно привлекательны? Ответ один: в большинстве случаев обыденные предметы, поданные очень просто. Их содержание сводится к единственной теме или идее, они лишены постороннего хлама. Эти яркие композиции разительно отличаются от многих снимков современных фотолюбителей. Новички, страстно желая запечатлеть что-то, выдают кадры, перегруженные деталями, а иногда, наоборот, без интересных деталей. Отсутствие идеи и, как следствие, неопределенность утомляют взгляд, заставляя его блуждать в поисках чего-то цепляющего.
Придерживайтесь правила: одна деталь — одно фото. Хотя правила в творчестве можно (и даже нужно) нарушать 😉 Источник
Ищите линии, формы, фигуры, текстуры, узор и цвет
Это элементы композиции, которые дают ощущение порядка в фотоискусстве. Любой кадр, удачный или нет, содержит минимум один из этих элементов, независимо от объекта съемки. Все эти элементы обладают невероятной символической ценностью — особенно линия, текстура и цвет. Их можно воспринимать как твердые или мягкие, дружелюбные или враждебные, сильные или слабые, активные или пассивные. Чаще всего мы замечаем и используем эти элементы бессознательно. Особенности вашей памяти и жизненного опыта определяют восприимчивость к тем или иным зрительным компонентам — а это, в свою очередь, влияет на то, как вы используете их в фотокомпозициях.
Плавная линия гирлянды на этом снимке повторяет очертания елки. Здесь линия — сама по себе объект съемки. Источник
Откажитесь от смысла в пользу красоты
Многие избегают «бессмысленных» фото. Но часто именно они передают атмосферу, особенно праздничную. Например, фотографии с узорами (в широком смысле этого слова). Многие люди искусства говорят, что узоры повсюду. Но приятные глазу композиции немногочисленны. И это во многом связано с тем, что, по крайней мере в сфере фотографии, мало внимания уделяется тому, что происходит в углах кадра. Часто изображения того, что мы называем узором, перемежаются с объектами, не имеющими ничего общего с ним.
Украшения создают потрясающий узор. Источник
Насыщенные цвета — в нижней части кадра
Мы воспринимаем цвета как имеющие вес. Светлые кажутся легкими, темные — тяжелыми. Как правило, композиция выигрывает, когда более темные, тяжелые цвета оказываются внизу. Если они в верхней части кадра, нам в силу нашего представления о гравитации кажется, что верхушка перегружена и изображение вот-вот опрокинется. Ниже пример, на котором все в порядке.
Цветной расфокус
Цветные предметы чаще всего мы воспринимаем как детали. То есть строим кадр вокруг них. Попробуйте поэкспериментировать — поместите яркие пятна в расфокус, пусть они обрамляют кадр.
Цвета в расфокусе. Источник
Снимайте «с бедра»
Попробуйте делать фото, не глядя в видоискатель. Выстраивайте композицию на ходу. Держите камеру на уровне груди, а снимайте сбоку — «с бедра». Не волнуйтесь, что горизонт завален или снято косо. У наклонных снимков свое очарование спонтанности.
Во-первых, вы увидите, как интересно и эффектно выглядят случайно попавшие в кадр объекты. Когда снова начнете смотреть через видоискатель, то поймете, как их включать в кадр, чтобы он стал выразительнее. А во-вторых, вы научитесь работать, полагаясь на интуицию и подсознание, а не на медленное аналитическое мышление.
В гуще событий (особенно новогодних) часто некогда выстраивать кадр. Снимайте с полным вниманием к моменту, и вы удивитесь, как верно ваша интуиция умеет выстроить стройную композицию.
Выделите объект с помощью рамки
Глазу приятно смотреть через рамку. Подумайте как выделить объект, окружив его чем-либо. Постарайтесь найти элементы, которые образуют рамку в кадре. Это могут быть ветки деревьев, дверной проем или даже гаджет.
Симметрия
Чтобы сделать впечатляющий кадр, используйте симметрию элементов. Например, отражение. Или деревья. Здесь можно использовать сетку видеоискателя, чтобы максимально точно расположить объект съемки.
Предстоящие праздники не удастся отметить широко и масштабно, как мы привыкли. Зато будет время сделать много волшебных кадров!
По материалам книг «Главное в истории фотографии», «В поисках кадра», «В поисках цвета», «Дзен-камера», «Магия кадра»
Обложка поста: unsplash.com