Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество
Вещи, которые скрывают истории, или Как понять Древний Рим через вязаные носки?
22 ноября 2020 3 392 просмотра

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Люди создают вещи — разные вещи. Произведения искусства, чтобы подчеркнуть власть правителя, функциональные предметы, чтобы убить врага или приготовить пищу, и личные вещи вроде детской куклы или вязаного носка. Сквозь эти вещи можно рассмотреть историю — например, историю Древнего Рима. Не верите? Выбрали несколько примеров, которые показывают, как много всего стоит за самыми простыми и обыденными вещами.

Голова Зевса (Тина)



Музей без границ. Древний Рим

Ок. 425–400 гг. до н. э.

Глина • Высота: 36 см • Из храма на дороге Сан-Леонардо, Орвието, Италия

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ КЛАУДИО ФАИНА, ОРВИЕТО, ИТАЛИЯ

Полихромная глиняная голова принадлежит этрусскому богу, громовержцу Тину. Во многом Тин отождествляется с греческим Зевсом и римским Юпитером, хотя и имеет свои особенности. У него густая курчавая борода, а также связанные на затылке густые, волнистые волосы с пробором посередине. Голову украшает диадема из лавровых листьев. Волосы — коричневые, кожа — красная. На диадеме видны следы белой краски. Первоначально скульптурное изображение находилось в храме. Считается, что храм был посвящен Тину, хотя точно это неизвестно.

Мозаика с изображением Нептуна и Амфитриты

Ок. 70 г. н. э.

Камень • Размеры: не указаны • Из Дома Нептуна и Амфитриты, Геркуланум, Италия

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРК ГЕРКУЛАНУМА, ЭРКОЛАНО, ИТАЛИЯ

На стене небольшого нимфеума (богато украшенного фонтана) в саду с триклинием находится мозаичное изображение бога моря Нептуна и его жены, морской нимфы Амфитриты. Фигуры расположены на желтом фоне и окружены колоннами, в верхней части мозаика решена в виде апсиды, напоминающей морскую раковину. Отсылку к морской тематике также подчеркивают раковины, расположенные по краю. Богатство цветов и небольшой размер мозаичных кубиков указывают на состоятельность владельцев дома.

Правила библиотеки Пантена

Ок. 100 г. н. э.

Мрамор • Высота: 42 см, ширина: 29 см • Из Афин, Греция

МУЗЕЙ АГОРЫ, АФИНЫ, ГРЕЦИЯ

Примерно в 100 году н. э. афинянин Тит Флавий Пантен спонсировал создание библиотеки и производство книг. Сегодня здание библиотеки почти не сохранилось, но археологи нашли фрагмент надписи с посвящением и табличку с правилами пользования. Библиотека, созданная в честь императора Траяна, богини Афины и народа Афин, работала от восхода до заката. Выносить книги из библиотеки было запрещено («Нельзя брать книги с собой, ибо мы принесли клятву»). Другими словами, библиотека представляла собой читальный зал без выдачи книг на дом. Библиотека просуществовала до 267 года н. э. Что случилось дальше со зданием библиотеки и его содержимым — неизвестно.

Римская трагическая театральная маска

I–II вв. н. э.

Глина • Высота: 21,6 см • Из Рима, Италия

БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ, ЛОНДОН, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Маска представляет собой женское лицо с сильно выгнутыми бровями и глубоко посаженными глазами. Волосы уложены косами и скреплены посередине головы. В римском (и греческом) театре маски были нужны по множеству причин. Они были большие и целиком закрывали голову актера, что помогало усилить голос. Поскольку лица зритель не видел, один актер мог играть несколько ролей. Для трагических и комических персонажей делали разные маски с преувеличенными характерными чертами, легко различимыми на задних рядах.

Детский левый носок

III–IV вв. н. э.

Шерсть • Высота: 5,5 см, длина: 12,5 см • Из Антинополя, Египет

БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ, ЛОНДОН, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Маленький вязаный носок для левой ножки ребенка — один из двух, найденных в некрополе Антинополя. Он сделан из шерсти разных цветов. Носок имеет разделение для пальцев — видимо, под ремешок сандалий. Обнаруженные в Египте носки — самые ранние из известных образцов вязания иглой, при котором через каждую петлю продевали всю длину рабочей нити. На смену этой технике пришло вязание спицами и крючком.

Туника с дионисийским орнаментом

Ок. V в. н. э.

Лен и шерсть • Длина: 1,8 м, ширина: 1,4 м • Из Панополиса, Египет

МЕТРОПОЛИТЕН-МУЗЕЙ, НЬЮ-ЙОРК, США

В античном мире туники носили и женщины, и мужчины. Постепенно туники видоизменялись, становились красочнее — их украшали узорами из цветных нитей. На этой тунике, датированной V веком н. э., изображен языческий бог Дионис. Тунику украшают повторяющиеся медальоны с образами пантеры и быка, а также спутников бога Диониса — сатиров и силенов. Изображение самого Диониса появляется в квадратных вставках на плечах. Древние образцы текстильного искусства редко доходят до наших дней. Обычно их находят на территории Египта, отличающегося сухим климатом.

По материалам книги «Музей без границ. Древний Рим»

Обложка отсюда

Рубрика
Творчество
Похожие статьи