Черный цвет всегда вдохновлял. Не зря его так любили Коко Шанель и Карл Лагерфельд. В искусстве черный цвет тоже используют с размахом. Выбрали несколько примеров, — полностью или частично черных — которые уже вошли в историю искусства. Это интересно.
Черный супрематический квадрат, Казимир Малевич
В 1915 году Казимир Малевич работал в стиле, который он назвал кубофутуризмом, переосмыслив концепции кубизма и футуризма. Малевич написал большой черный квадрат на белом фоне, воплотив идею, которая зародилась двумя годами ранее, когда он создавал костюмы и декорации для футуристической оперы «Победа над Солнцем». Отталкиваясь от идеи квадрата как предела геометрической формы, Малевич обратился к чистым формам и линиям и сильно ограничил палитру. Как и большинство художников-новаторов его времени, он полагал, что абстрактное искусство способно выразить гораздо больше, чем фигуративное. Его целью стало побудить зрителя к размышлению, выходящему за рамки обыденной предметности. Малевич утверждал, что супрематизм — одна из призм живописного ощущения впечатлений.
«Кто чувствует живопись, тот меньше видит предмет», — говорил художник.
Ночной дозор, Рембрандт
Главное в истории современного искусства
Название картины Рембрандта «Ночной дозор» недостоверно. На картине не ночь, просто к XVIII в. верхний слой покрылся грязью. Тогда она и получила название. «Ночной дозор» был групповым портретом одной из шести гражданских рот, написанных разными художниками в Амстердаме в начале 1640-х гг. Заказ был данью великой традиции: уже в 1648 г. Испания официально признала независимость Голландской республики, и роты гражданских ополченцев утратили свое значение.
Вот что пишет Эжен Фромантен, художник и искусствовед:
«„Ночной дозор“, справедливо или нет, считается произведением почти непостижимым, и в этом главным образом заключается его притягательность. Возможно, картина наделала бы меньше шума, если бы мы в течение двух веков не продолжали искать в ней смысл, вместо того чтобы изучать ее достоинства, и не упорствовали бы в намерении считать ее картиной прежде всего загадочной.
Единственное, в чем все сходятся во мнении, особенно в наши дни, — это колорит картины: его называют бросающимся в глаза, ослепительным, неслыханным (и вы согласитесь: подобные слова более подходят для того, чтобы испортить похвалу) — и исполнение, которое единодушно находят великолепным».
Мама, Луиза Буржуа
В конце 1990 годов американская художница французского происхождения Луиза Буржуа создала несколько огромных скульптурных изображений пауков и дала им название «Мама» — в честь своей матери, умершей, когда Луизе был 21 год. «Моим лучшим другом была моя мама… Умная, терпеливая, спокойная, здравомыслящая, утонченная, изящная, ответственная, опрятная и приносящая пользу, как паук… Я никогда не устану изображать ее», — говорила художница.
Подобный выбор объекта для скульптуры художница объясняла так: «Моя мама была ткачихой, как пауки….Подобно паукам, она была очень умна. Пауки — существа дружелюбные. Они едят комаров, а комары, как известно, переносчики болезней, потому мы их и не любим. Вот и получается, что пауки приносят пользу и защищают, как моя мама».
Без названия (Черный череп), Жан-Мишель Баския
У Жана-Мишеля Баскии не было художественного образования, однако он стал известен во всем мире благодаря своей экспрессивной живописи, в которую добавил приемы граффити. Баския заимствовал образы из африканской, карибской, ацтекской и латиноамериканской культур. Писал он пастельными мелками, аэрозольными красками и акрилом, чередуя мазки с нанесением краски ручкой кисти.
Картина отсылает к классическому портрету в традициях культур Пуэрто-Рико и Гаити, куда уходят корни семьи художника. В «Черном черепе» прослеживается влияние экспрессионизма, в частности творческого метода Пауля Клее, и граффити. На полотне также отражены элементы афроамериканского опыта — размышления Баскии об истории и борьбе народов, населявших Америку.
Девочка с воздушным шариком, Бэнкси
Трафаретный мурал с девочкой, которая отпускает шарик в форме красного сердца, авторства британского граффити-художника Бэнкси. Изначально изображение было отпечатано на стене типографии на Грейт-Истерн-стрит в лондонском Шордиче. Скоро оно стало символом надежды. Его отпечатывали много раз на разных материалах; Джастин Бибер сделал себе татуировку с этим изображением. Изначального мурала уже нет. Он был продан за 500 000 фунтов в 2014 г.
Бэнкси известен критическими и сатирическими работами, в которых использует аэрозольные краски в сочетании с трафаретами и другими материалами.
По материалам книг «Главное в истории современного искусства» и «Хронология искусства»
Обложка: unsplash