Творчество
Самый экологичный жанр. Разбираемся, почему мы так любим подкасты
9 карточек 2 ноября 2020 5 224 просмотра

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Несколько лет назад про подкасты мало кто слышал — а сегодня почти у каждого есть свой любимый проект. Литературный критик и автор подкастов Fabula Rasa и «ВопЛи» Яна Семёшкина рассказывает, почему подкасты самый экологичный жанр и как выбрать выпуск по душе.

1
Напомним, что такое подкаст

Подкасты — новый для России тип сторителлинга. Это регулярный аудиоблог, который можно слушать онлайн в мобильном приложении или на сайте либо офлайн, скачав на телефон или планшет. Этот формат похож на радиопередачу, только выходит она в интернете. Подкасты пишут блогеры, эксперты, СМИ и крупные бренды.

2
Почему все пишут подкасты?

Еще пять лет назад подкастинг в России походил на интеллектуальное гетто. Он прорастал на отшибе культурного процесса без перспектив попасть на плодородную почву коммерции. Прошло то время, и теперь каждый третий медиабренд пишет подкаст.

Вместо традиционных методов рекламы компании концентрируются на эмоциональном сторителлинге через подкасты, поскольку этот формат сохраняет нишевость и элитарность и благодаря этому имеет конкурентное преимущество перед другими форматами.

3
Самый экологичный жанр

Интерес к подкастингу вызван запросом на экологичность. Вокруг полно информационного мусора, и на фоне таких хронофагов, как YouTube, Instagram и даже книги, подкасты выступают самым экологичным жанром.

Что это значит? То, что подкасты не конкурируют с другими жанрами ни за время, ни за внимание слушателя. Наоборот, они помогают накапливать ресурсы. Они сохраняют наше время, а если говорить начистоту, даже приумножают его, — потому что, слушая подкаст, мы успеваем гораздо больше

Мы успеваем совершить утреннюю пробежку и узнать, например, кем на самом деле был Уильям Шекспир. Мы успеваем приготовить ужин, помыть посуду, позаниматься йогой, пока в наушниках звучит любимый подкаст, — и тем самым мы расходуем время максимально рационально.

4
Как выбрать подкаст?

Допустим, вы решили начать слушать подкасты или найти что-то интересное из нового. Вот что вам нужно знать о видах подкастов. Подкасты делятся на четыре жанра: интервью, ток-шоу, лекция и история. Расскажем подробнее про каждый.

5
Подкаст-интервью

Самый популярный жанр — интервью. Здесь в центре внимания спикер, именно он задает тему и антураж беседы. Интервьюер должен раскрыть мотивацию гостя, показать аудитории подкаста, что за человек сидит у микрофона, что для него важно, какую ценность и какие смыслы он несет. Даже если ведущий недостаточно хорошо подготовлен, приглашенный эксперт может вытянуть на себе весь выпуск, поделиться уникальной информацией и принести подкасту новую аудиторию.

Главное преимущество формата интервью — динамика разговора и живая драматургия. Когда у микрофона два человека, гораздо легче выстроить конфликт и интригу разговора, можно управлять слушательским вниманием, задавать темп беседы частотой вопросов.

Вот несколько примеров подкастов в формате интервью:

Средний хронометраж: 30–120 минут.

6
Ток-шоу

Следующая разновидность подкастов — ток-шоу: группа ведущих разговаривает на заданную тему и, как правило, делает это остроумно и смешно.

У такого подкаста может быть задача развлекать, а может — вовлекать. Ток-шоу хороши, когда их записывает компания друзей, тогда они довольно легко превращаются в авторский дневник или дружеский стендап.

Например, подкаст «Ковен дур», который ведут несколько авторов, пишущих в жанре young-adult, — классический окололитературный стендап, в то время как «Книжный базар» Галины Юзефович и Анастасии Завозовой или подкаст «Полки» — уже ток-шоу.

Средний хронометраж: 20–90 минут.

7
Лекция

Не менее популярный жанр — лекция. Подкасты слушают люди нового типа. Они отличаются осознанностью и заботятся об информационном метаболизме, ограничивая потребление «высококалорийного» контента. Информация, которую они впускают в свое сознание, чрезвычайно важна, по сути, именно она определяет содержание и качество их жизни.

Лекции лучше всего вписываются в концепцию осознанного потребления. Они представляют собой, как правило, рассказ на научно-популярную тему. В качестве примера можно привести

Средний хронометраж: 2–60 минут.

8
История

И наконец, последний случай — истории. Подкаст этого формата предполагает одного или нескольких ведущих и сложный монтаж. Он строится как аудиофильм, со звуковыми и композиционными эффектами. Цель — рассказать историю так, чтобы слушатель мог ощутить ее всеми чувствами, а не только слухом.


Вот несколько интересных подкастов в формате истории:

Средний хронометраж: 20–60 минут.

9
А если я хочу записать подкаст?

Классная идея! Тогда открывайте книгу «Литературная мастерская» — в ней есть подсказки, как сделать подкаст интересным и найти неизбитую тему, смонтировать аудио и монетизировать проект. А еще придумать обложку и джингл.

Похожие статьи