Часто говорят, что внутренний критик вреден для творческих людей — он мешает потоку вдохновения развернуться на полную мощь. Однако мнение и советы критика могут быть очень полезными. Они помогают писателям совершенствовать стиль и качество текстов, преодолевать собственные ограничения и тренировать мастерство.
В книге «Как стать писателем» Доротея Бранд рассказывает, о чем стоит поговорить с внутренним критиком и как построить этот диалог продуктивно.
Диалог с критиком
У тех счастливчиков, чей внутренний критик вежлив и рассудителен, беседа с ним может выглядеть примерно так.
— Знаешь, мне кажется, что ты очень неплохо пишешь диалог; очевидно, у тебя тонкий слух. Но описания у тебя неудачные, скомканные.
Обвиняемый, скорее всего, пробубнит, что любит писать диалог, но глупо себя чувствует, когда приходится рассказывать о чем-то без помощи реплик.
— Конечно, ты любишь писать диалог! — должен ответить сознательный критик. — Именно потому, что у тебя это хорошо получается. Но пойми, без описаний, связок и переходов история рассыплется. Останутся только фрагменты и клочки. Ты уж определись, что хочешь писать — книги или сценарии? В любом случае тебе еще работать и работать.
— А ты что скажешь? Это ведь и по твоей части тоже.
— Ну, пожалуй, все-таки книги. Ты пока не проявляешь интереса к драматическим эффектам и визуальным приемам. Характеры и образы ты раскрываешь медленно, при помощи диалога. Если бы в твоем распоряжении было все время и вся бумага в мире, ты, конечно, запросто сочинил бы роман в диалогах. Но ведь нужно думать про сроки и объем! Придется осваивать повествовательную форму, без нее никак не обойтись. Нет-нет, нам надо поработать над недостатками. Почитай-ка на досуге Эдварда Форстера. У него прекрасные переходы между сценами.
Порой наставления внутреннего критика касаются отдельных стилистических моментов, которым нужно будет уделить больше внимания. Например:
— Между прочим, ты заметил, что злоупотребляешь словом «красочный»? Каждый раз, когда ты слишком торопишься или ленишься подбирать синоним, ты пишешь это слово. Оно у тебя везде. Что за небрежность! Во-первых, это слово слишком общее и расплывчатое, оно не передает тонких смысловых оттенков. А во-вторых, его вовсю используют рекламщики. Забудь про него хоть ненадолго!
Эта версия писательской беседы довольно наивна. Возможно, ваш критик редко выдает такие взвешенные суждения, а чаще просто утверждает, что работа никуда не годится. Тем не менее стоит научиться взаимодействовать с этой частью вашего творческого «я» — это точно пойдет на пользу произведениям.
Сформулируйте конкретные предложения
Возможно, ваши разговоры с самим собой и не будут столь прямолинейными, но вам все же нужно непосредственно обращаться к каждой проблеме, формулировать конкретные претензии и по возможности предлагать конкретные меры. Тогда вы легче запомните слабые места и так ясно выразите недовольство тем или иным недочетом своей писательской манеры, что останется лишь исправить упущение.
Чем конкретнее будет ваш разговор с критиком, тем легче исправить ошибки. — Источник
Везде, где только сможете, укажите себе пальцем на огрехи; если подозреваете, что не видите всех недостатков, покажите свою работу человеку, чьему вкусу и суждению доверяете. Нередко обнаруживается, что читатель, нисколько не претендующий на литературную эрудицию, подмечает стилистические грешки ничуть не хуже писателя, редактора или преподавателя.
И все же за сторонним мнением следует обращаться лишь после того, как вы сами сделаете для себя все возможное. В конце концов, именно ваш вкус и ваше суждение должны вытаскивать вас из ям и ловушек. Чем скорее вы научитесь быть собственным судьей, тем больше у вас шансов на успех.
Работа над ошибками
Перечислите все вопросы и сомнения, которые у вас возникли. Может быть, вы злоупотребляете короткими повествовательными предложениями или ставите слишком много восклицательных знаков? Может быть, ваш писательский словарь скуп и однообразен? Или некая внутренняя скованность заставляет вас так быстро проскакивать эмоционально напряженные сцены, что читателю трудно понять, какую мысль вы хотели донести?
Значит, нужно искать противоядие. Чересчур сдержанному писателю стоило бы почитать Суинберна, или Карлейля, или любого другого автора, который обращается скорее к чувствам, нежели к рассудку. Любитель драмы и страстей, напротив, мог бы полистать английские романы XVIII века или тексты таких прозаиков, как Уильям Дин Хоуэллс, Уилла Кэсер, Агнес Репплайер. Если вы пишете блекло и монотонно, откройте томик Честертона.
Когда найдете противоядие, читайте смиренно и отдавайте должное достоинствам авторов, которые вам обычно не по вкусу. Стилистическая епитимья не предполагает поблажек. Уберите книги, которые вы предпочли бы почитать вместо того, чтобы принимать ваше «лекарство», как можно дальше.
Подходящие условия
Следующая задача — выяснить, связана ли ваша работоспособность в отдельно взятый день с тем, что было накануне. Постарайтесь заметить, когда вам лучше работается — после дня, проведенного в хлопотах, или в тишине и покое? Вам легче пишется после долгого сна или после краткого отдыха? Есть ли очевидная связь между общением с некоторыми людьми и наличием или отсутствием вдохновения на следующий день? Как вам работается наутро после посещения театра, кино, выставки, клуба? Отмечайте подобные взаимосвязи и старайтесь выбирать занятия, которые положительно сказываются на вашей работе.
Распорядок дня
Займитесь распорядком дня. Большинству писателей полезен простой и здоровый уклад жизни, в котором есть место эпизодическим развлечениям. В этой сфере вам как нигде пригодится здравый смысл, ведь речь идет о простейших бытовых вопросах — например, какая пища вам подходит, а от какой стоит воздерживаться.
Если вы хотите посвятить литературному творчеству всю жизнь, лучше научиться работать без постоянного использования стимуляторов; поэтому выясните, какие из них допустимы в умеренных количествах, а какие откровенно вредны. Вам нужны не всплески творческой энергии, а ровный, постоянный, обильный поток, который может иногда бить ключом, но крайне редко ослабевает до такой степени, чтобы нельзя было выполнить привычный объем работы.
Каждые два-три месяца или хотя бы два раза в год проводите честную оценку сделанного.
Это поможет удерживать высокую планку количества и качества, которую вы себе поставили. Во время такой ревизии задавайте себе вопросы, чтобы понять, не слишком ли много свободы вы даете иррациональной стороне своего «я» в повседневной жизни. Приходилось ли вам ловить себя на чересчур бурных эмоциях, когда обстоятельства требовали спокойствия и взвешенных поступков?
Попросите критика присматривать не только за вашим творчеством, но и распорядком дня, окружением и другими факторами. — Источник
Будьте не только строги к себе, но и справедливы. Огульное осуждение так же вредно, как и безоглядное самолюбование. Если что-то у вас получилось хорошо, обязательно признайте это и запомните в качестве положительного примера. Пусть собственные успехи служат для вас стандартом качества. Постарайтесь подтянуть к этому стандарту все, что пока оставляет желать лучшего.
После каждого такого сеанса вы будете ощущать, что стали лучше понимать себя, свои способности и недостатки. Вероятно, поначалу вы будете уделять повышенное внимание одним моментам в ущерб другим, а позже сами удивитесь своей слепоте. Но со временем вы научитесь объективно и дружелюбно наблюдать за собственным ростом и поймете, какие шаги приблизят вас к цели.
Не нужно следить за собой ежеминутно, изводя свое творческое начало придирками, жалобами и замечаниями. Когда почувствуете, что настала пора оценить работу, выделите час, проведите тщательную ревизию и воспользуйтесь советами внутреннего критика. Затем оставьте себя в покое и живите без самокопания, пока вновь не назреет потребность в критическом разборе.
По материалам книги «Как стать писателем»
Обложка поста — unsplash.com