Сегодня День российского кино. Отмечать этот праздник нужно правильно: выбрать и посмотреть какой-нибудь легендарный фильм. Решили вам помочь: взяли три фильма из книги «Главное в истории кино» — те, что повлияли на киноиндустрию. Приятного просмотра!
«Сталкер», Андрей Тарковский, СССР, 1979
Главное в истории кино
Кадр из фильма. Источник
В застывшей экзистенциальной научно-фантастической драме советского режиссера Андрея Тарковского переплетаются жанровое кино и авторское: проводник ведет двух странников по запретной территории, или Зоне. Экранизировав в 1972 году «Солярис» Станислава Лема, Тарковский выбрал в качестве материала для нового фильма другой известный научно-фантастический роман — «Пикник у обочины» братьев Аркадия и Бориса Стругацких. Как заметил сам режиссер, к окончанию съемок «Сталкера» от романа остались только имя главного героя и Зона — таинственный охраняемый мир, куда Сталкер ведет отчаявшихся спутников.
Кадр из фильма. Источник
Тарковский запечатлевает дистопический мир и события в нем с помощью таких же, как и в его предыдущих фильмах, длинных и сложных кадров. В 142 протяженных кадра укладывается 161 минута фильма, погружающего нас в призрачный мир. Поэтическая природа «Сталкера» отрицает ограничения, накладываемые реализмом. Путешествие из мира по эту сторону, снятое в сепии, внутрь Зоны, показанной в цвете, стало метафорой путешествия в человеческое бессознательное — глубокую топь желаний, страхов, воспоминаний и фантазий, составляющих наше существование.
Режиссер
Фильмы Тарковского красивы и представляют собой эллиптические поэтические нарративы. Его дебют «Иваново детство» (1962) поразил киносообщество своей зрелостью. Каждый из следующих фильмов — от «Андрея Рублева» (1966) до автобиографического «Зеркала» (1975) — потрясал своей изощренностью и киноязыком.
Другие фильмы Андрея Тарковского
- «Иваново детство» (1962)
- «Андрей Рублев» (1966)
- «Солярис» (1972)
- «Зеркало» (1974)
- «Ностальгия» (1983)
- «Жертвоприношение» (1986)
«Конформист», Бернардо Бертолуччи, Италия, 1970
Кадр из фильма. Источник
Интеллектуальная психологическая драма Бернардо Бертолуччи о мужчине, отчаянно пытающемся мимикрировать в сдающейся под напором фашизма Италии, заметно повлияла на кинематограф Нового Голливуда конца 1960‑х — начала 1970‑х. «Конформист» — экранизация одноименного романа Альберто Моравиа с французским актером Жаном-Луи Трентиньяном в роли Марчелло Клеричи — главного героя, который, чтобы забыть тяжелое детство, настолько хочет вписаться в общество, что начинает работать в тайной полиции Бенито Муссолини.
Кадр из фильма. Источник
В «Конформисте» поражает итальянская фашистская архитектура: Марчелло теряется на фоне огромных зданий. Оператор Витторио Стораро сделал ставку на насыщенные цвета — коричневый, оранжевый и красный, придавшие картине богатство и глубину; необычными ракурсами, передающими извращенную суть этого мира, фильм вызывает ассоциации с немецким экспрессионизмом и нацистскими пропагандистскими фильмами Лени Рифеншталь. «Конформист» и его восхитительное визуальное решение оказали огромное влияние на мафиозные драмы Фрэнсиса Форда Копполы, снятые в 1970‑х.
Режиссер
Бертолуччи собирался стать поэтом, но отказался от этой идеи, поработав на площадке у Жана-Люка Годара и познакомившись с Пьером Паоло Пазолини, который создал сценарий для его полнометражного дебюта — «Костлявой смерти». Фильмы, снятые им в 1970‑х, были бескомпромиссными и исследовали темную сторону человеческой натуры, а «Последний император» (1987) принес ему мировой успех и награды. Его лучшие фильмы восхитительны и безжалостны.
Другие фильмы Бернардо Бертолуччи
- «Перед революцией» (1964)
- «Стратегия паука» (1970)
- «Последнее танго в Париже» (1972)
- «Последний император» (1987)
- «Под покровом небес» (1990)
- «Мечтатели» (2003)
«Трудности перевода», София Коппола, США, 2003
Кадр из фильма. Источник
Двое одиноких людей находят общую территорию на чужбине в соблазнительной, тонкой и смешной платонической мелодраме Софии Копполы. Фильм Копполы, дань уважения «Любовному настроению» Вонга Карвая, повествует о двух странниках в Токио. Американский актер Боб Харрис, чей брак трещит по швам, прилетел в город, чтобы сняться в рекламе виски. Шарлотта сопровождает мужа-фотографа, но начинает сомневаться, есть ли у их брака будущее. Эти двое случайно встречаются в гостинице и отправляются в приключение по ночному Токио, постепенно раскрываясь друг перед другом.
Кадр из фильма. Источник
Фильм Копполы обрастает интимными, вроде бы незначительными подробностями. Обезоруживающая, комичная выразительность Билла Мюррея и уязвимость и природный ум Скарлетт Йоханссон идеально дополняют друг друга: оба персонажа страдают, но они не жертвы. В названии фильма отражены различные уровни непонимания — от неудачных браков до трудностей, возникающих у Боба при общении с переводчиком. Но Коппола не теряет веры в человеческую способность считывать эмоции без слов.
Режиссер
Начав карьеру как актриса в фильмах своего отца Фрэнсиса Форда Копполы и написав с ним в тандеме короткометражку «Жизнь без Зои», Коппола в 1999 году сняла дебют «Девственницы-самоубийцы», содержавший черты яркого визуального стиля, которым отмечены все ее работы. Чаще всего герои ее фильмов — женщины, а сюжеты основаны на ее собственном опыте.
Другие фильмы Софии Копполы
- «Девственницы-самоубийцы» (1999)
- «Мария-Антуанетта» (2006)
- «Где‑то» (2010)
- «Элитное общество» (2013)
- «Роковое искушение» (2017)
Обложка: кадр из фильма «Трудности перевода»
По материалам книги «Главное в истории кино»
Кстати, до 1 сентября в МИФе проходит большая распродажа. Большие скидки на эту и другие книги→