Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
«Запах соуса для пиццы помогает мне снизить уровень стресса». Марк Гоулстон — о пандемии, лидерстве и борьбе с негативными эмоциями.
25 августа 2020 3 132 просмотра

Дарья Гордеева
Дарья Гордеева

На прошлой неделе мы провели онлайн-встречу с Марком Гоулстоном — известным психиатром и автором книг «Как разговаривать с мудаками», «Я слышу вас насквозь», «Не мешай себе жить». Публикуем отрывок из беседы, посвященный поведению людей во время коронавируса, борьбе со стрессом и тому, как смирение и напористость помогают современным лидерам.

Доктор Гоулстон, во всем мире сейчас идет пандемия. Скажите, что вас удивило в реакции людей на коронакризис?

Я бы сказал, что сейчас мы наблюдаем коллективную пандемию. У нас есть общий невидимый враг в лице вируса, спасения от которого до сих пор нет. Я читал новости о том, что Россия объявила о разработке вакцины. Это, конечно, дает надежду, но все же большинство людей продолжают испытывать замешательство и страх. При этом мне кажется, что 90% людей в мире хотят одного и того же: счастья, здоровья для своих детей, интересной работы, крыши над головой. Именно поэтому я уверен, что наш мир вполне может сплотиться ради общей борьбы, то есть я не теряю оптимизма.

Как, на ваш взгляд, пандемия повлияла на лидерство в том виде, как оно реализуется в компаниях?

Мне кажется, что в нынешних условиях каждый лидер должен оценивать себя по способности вызывать у людей доверие и спокойствие. Растерянность, с которой мы столкнулись в условиях коронакризиса, лишила нас уверенности в завтрашнем дне, понимания того, что нас ждет дальше, и очень важно людям эти надежду и уверенность вернуть. В этом я вижу основную текущую задачу лидеров.

Нью-Йорк — пожалуй, единственный город в Америке, который справился с вирусом достаточно резво. Почему? Потому что губернатор штата каждый день собирал совещание и каждый раз на публике излучал ту самую уверенность, давал людям надежду.

Как вызвать доверие? В первую очередь, нужно говорить спокойно, уверенно и только правду. Правда не всегда приятна, но людям важно знать, что произошло и как произошедшие события интерпретировать. И губернатор Эндрю Куомо, и ряд европейских лидеров хорошо справились с этой задачей, честно говоря о том, по каким сферам жизни, по каким отраслям кризис ударил сильнее всего, и при этом четко объясняя все пункты плана восстановления.

Вы уже сказали, что сейчас люди, не только предприниматели, испытывают и страх, и стресс. Как им справляться с такими эмоциями?

Один мой друг, американский полковник в отставке, рассказал мне об интересной практике, которую в армии называют SLLS: Stop, Look, Listen, Sniff. Буквально — «остановись, посмотри, послушай, принюхайся». Возможно, вы слышали о чем-то таком и раньше, но тут интересен последний пункт. Когда человек принюхивается, у него появляется возможность в каком-то смысле абстрагироваться от ситуации. Например, когда я слышу запах специального соуса для пиццы, то сразу вспоминаю детство. И это здорово помогает мне снизить уровень стресса. Простая практика, доступная каждому.


Не мешай себе жить

Недавно у меня вышла книга «Не мешай себе жить», где я рассказываю о самых распространенных типах зависимостей: прокрастинация, потеря самоконтроля, неспособность делать выводы из собственных ошибок. Как работает зависимость? Она помогает вам в моменте, когда вы испытываете боль. Вы наверное помните, что в условиях стресса наш гипофиз вырабатывает кортизол. Затем кортизол попадает в миндалевидное тело, которое отвечает за регулирование наших эмоций и за распределение кровотока между различными частями нашего мозга. Вы можете проходить массу замечательных и полезных тренингов, но, как только миндалевидное тело перехватывает контроль у коры головного мозга, все полученные знания оказываются временно недоступны.

В условиях стресса мы способны выполнять только то, что очень глубоко зашито в нашем поведении.

Однажды Тайгера Вудса, известного гольфиста, спросили: как вам удается сохранять самообладание? Он ответил: «Благодаря тому, что все возможные удары я уже наносил в этой жизни 10000 раз. Я просто наблюдаю за тем, как летит мяч, и если он летит не туда, куда я планировал, а, например, в кусты, то спокойно иду в кусты и думаю, как мне теперь его выбивать». Чем больше мы с вами будем учиться в условиях стресса, тем полезнее будет проходить обучение.

Все мы знаем знаменитую цитату Тимоти Голви, первого спортивного психолога, автора книги «Работа как внутренняя игра»: «вы можете дать человеку рыбу — и накормите его на один день, а можете научить его рыбачить — и он будет сыт всю жизнь». Когда я говорю такие вещи слушателям, они закатывают глаза: ну да, конечно, все знают эту цитату. Но мало кто знает, что у нее есть продолжение. Дальше Гэлвей говорит, что если вы человека нормально научите, то это будет самым ценным для него даром, и он сможет есть не только рыбу. В этот момент люди обычно начинают радостно смеяться. Радостно, потому что это действительно новая и неожиданная для них информация.

Часто мы не заглядываем за угол здания, успокаиваемся, если просто слышим то, что подтверждает уже имеющуюся у нас информацию.

Сценарист и писатель Сол Беллоу советовал: научитесь лучше всех подмечать интересное в окружающем мире. Когда что-то привлекает ваше внимание, оно будит любопытство. Быть пассивным наблюдателем легко, но старайтесь наблюдать активно.

Чтобы помочь людям выйти за рамки привычного мышления, можно, например, начинать рабочие совещания в том же зуме с простого вопроса: что интересного у вас произошло? Может быть вы узнали, увидели, прочитали, что-то, что могло быть полезно для нашей компании?

Вы часто говорите о том, как важно уметь слушать людей. Почему же так получается, что менеджерам, руководителям, лидерам часто не хватает этого умения?

Мне кажется, что большинство людей живут в таком психологическом колодце. В его верхнем слое — компетенции, в среднем — уверенность, в нижнем — контроль. Чем более вы специализированы, тем больше уверенности чувствуете в достаточно узкой сфере, и тем сильнее будет дискомфорт, когда вы окажетесь в какой-то другой проблематике.

Иногда я веду вебинары для института предпринимательства. Один из них был посвящен тому, как преодолеть сопротивление к изменениям в себе и в других людях. Я сказал студентам: не бывает никакого сопротивления изменениям, существует лишь иррациональное стремление к сохранению статус-кво. Лидеры часто не слушают других людей, потому что боятся, что их вытащат за пределы зоны комфорта.

При этом я уверен, что лучшими в нашем мире недоверия, скепсиса и цинизма становятся те, кто демонстрируют необычную комбинацию напористости и смирения.

Чтобы лидерам было проще прислушиваться к другим, им нужно честно признать, что они отлично разбираются в целом ряде разных вопросов, но в остальных сферах им необходима помощь.

Когда Алан Малалли пришел в Ford, у него не было никакого опыта работы в автопроме. Выступая перед топ-менеджментом компании, он предложил им оценить положение компании по «методу светофора»: зеленый — значит все хорошо, красный — все плохо. «У нас везде зеленый свет», — ответили ему. «Правда? — переспросил Малалли. — Это при том, что убытки в прошлом году составляли 17,5 миллионов долларов?». Тут один человек поднял руку: да, пожалуй, свет красный, мы просто не знаем, что делаем. На что Малалли ответил: «Я вообще ничего не понимаю в автомобилях, однако у вас классная компания с долгой историей, масса прекрасных инженеров. Если конкретно мы с вами не понимаем, что происходит, давайте найдем людей, которые разбираются». Так он и поступил — и в итоге спас компанию. Эта история кажется мне прекрасным примером того самого напористого смирения.

Хотите получить полную версию интервью? Оставьте свою почту здесь.

Фото на обложке отсюда

Похожие статьи