Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество
Как украсть «Мону Лизу», или 3 громких ограбления в мире искусства
6 августа 2020 5 299 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Некоторые ограбления — словно сценарии к фильмам. Прочитаешь и думаешь: нет, быть такого не может! Ан нет. Выбрали несколько таких вот необыкновенных похищений, которые прогремели на весь мир.

 

Похищение «Моны Лизы»


Леонардо да Винчи, Мона Лиза

Душным летним утром 1911 года в Лувре испарилась «Мона Лиза». Похищение произошло в понедельник — единственный день недели, когда музей закрыт для посетителей. Но спохватились только ближе к вечеру. Нерасторопная охрана не могла разобраться, украдена ли самая знаменитая картина в мире или ее просто сняли для каталогизации.

Ограбление стало новостью номер один во всем мире и на несколько недель затмило призрак надвигающейся мировой войны.

Французские детективы опросили работников, подрядчиков и простого стекольщика Винченцо Перуджу. Но это ничего им не дало. Более того — вор ушел от них прямо из-под носа. Это и был Перуджа.


Операция „Шедевр“


А вот и сам Перуджа. Источник

Перуджу стоило подозревать с самого начала: у него были средства, мотив и возможность. Итальянец помогал делать для картины футляр и знал роковую тайну: шедевр Леонардо да Винчи прикреплен к стене всего лишь четырьмя металлическими крюками, а охраняет его одинокий сонный ветеран. В Лувре полно укромных мест и постоянно идет ремонт, и на Перуджу в его белой рабочей блузе и халате мало кто обратил внимание.

«В зале никого не было, — вспоминал Перуджа годы спустя. — Там висела эта картина, одно из наших величайших произведений.

„Мона Лиза“ улыбнулась мне.

Я тут же снял ее со стены, отнес на лестницу, вынул холст из рамы, а потом спрятал его под рубаху и как можно беззаботнее вышел. Все заняло несколько секунд».


Возвращение. Источник

Перуджа два года хранил «Мону Лизу» в своей крохотной парижской квартирке. Он был осторожен, но — как и большинство похитителей предметов искусства — не сумел найти продавца. В 1913 году он контрабандой вывез картину в Италию и пытался продать. Покупатели быстро сообщили о Перудже в полицию, и тот был арестован. «Мона Лиза» вернулась в Лувр.

Автопортрет Рембрандта


Рембрандт, автопортрет

Эта кража началась за три дня до Рождества 2000 года в Шведском национальном музее в Стокгольме. Музей расположен в конце полуострова, куда можно попасть только по трем главным улицам Стокгольма. И воры создали преграды, чтобы отрезать его от остальной части города.

  • На первой из трех улиц член банды поджег припаркованный «Форд». Этот маневр привлек полицию, пожарную часть и десятки зевак.
  • На второй улице бандиты подожгли «Мазду», и туда тоже направились пожарные машины.
  • Чтобы перекрыть третью дорогу, воры уложили там полосы шипованной резины.

На реке у музея двое членов банды тихо пришвартовали оранжевый пятиметровый катер, чтобы быстрее улизнуть.


Украденные картины: автопортрет Рембрандта, «Парижанка» и «Разговор с садовником» Ренуара

За несколько минут до закрытия трое вооруженных мужчин ворвались галерею. Пока один человек держал на мушке группу туристов, охранников и научных работников, остальные воры искали картины. Они взяли автопортрет Рембрандта, двух Ренуаров 1878 года: «Разговор с садовником» и «Парижанку». Эти три картины стоили около 40 миллионов долларов.

На все про все ушло всего 2,5 минуты. Да, 40 миллионов долларов за 2,5 минуты.

А вот полиция застряла в пробке, образовавшейся из-за поджогов, и прибыла на место только в 17:35, через полчаса после того, как воры покинули музей.


Спецагент ФБР Роберт Уиттман и автопортрет Рембрандта. Источник

Прошло почти пять лет после ограбления, а полиция так и не нашла похищенные картины. Удалось это спецагенту ФБР Роберту Уиттману, который работал под прикрытием и выдавал себя за американского гангстера. Спецоперация прошла успешно, преступников поймали, а дело о Рембрандте попало на первые полосы СМИ всего мира.

Музей Гарднера


Единственный морской пейзаж Рембрандта. Стоимость оценивается примерно в 1 миллион долларов

Крупнейшая кража в истории США началась ранним воскресным утром в марте 1990 года. В музее Гарднер двое молодых охранников работали в ночную смену. В 1:24 ночи двое мужчин в форме бостонской полиции подошли к служебному входу в музей. Один из мужчин нажал кнопку на рации:

— Да?

— Полиция. Мы получили сигнал о беспорядках во внутреннем дворе.

Охранник открыл дверь, двое полицейских оказались внутри музея. За считанные минуты псевдо-полицейские связали охранников и обмотали их серебристым скотчем.


Музей Гарднер после ограбления. Источник

Большинство музейных ограблений проходят за считанные минуты, по схеме «хватай и беги». Но в музее Гарднер воры никуда не торопились.

Уверенные, что охранники так и не смогли нажать тревожную кнопку, воры пробыли в музее поразительно долго: 81 минуту!

Грабители вырезали из рам несколько шедевров: «Концерт» Вермеера, три картины Рембрандта, среди которых был его единственный морской пейзаж, полотна Мане, Дега и Флинка. Всего же они вынесли 13 экспонатов стоимостью 500 млн долларов! Кража неожиданно потрясла и Бостон, и мир искусства.


Рамы похищенных картин в музее до сих пор пустуют. Источник

Почти шестнадцать лет полиция не могла выйти на след бандитов. Наконец, дело попало в руки Роберта Уиттмана. Всего за два года он смог найти подозреваемых и начал вести с ними переговоры, изображая коварного арт-брокера. Однажды его даже чуть не разоблачили, но он смог убедить преступников, что не связан с полицией. К сожалению, эта история так и закончилась неудачей: французские власти случайно раскрыли личность Уиттмана. Картины и подозреваемые были упущены.

До сих пор ограбление музея Гарднер — крупнейшее нераскрытое преступление в сфере искусства.

По материалам книги «Операция „Шедевр“»
Обложка отсюда

 

Рубрика
Творчество
Похожие статьи