Творчество
Как украсть «Мону Лизу», или 3 громких ограбления в мире искусства
6 августа 2020 4 849 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Некоторые ограбления — словно сценарии к фильмам. Прочитаешь и думаешь: нет, быть такого не может! Ан нет. Выбрали несколько таких вот необыкновенных похищений, которые прогремели на весь мир.

 

Похищение «Моны Лизы»


Леонардо да Винчи, Мона Лиза

Душным летним утром 1911 года в Лувре испарилась «Мона Лиза». Похищение произошло в понедельник — единственный день недели, когда музей закрыт для посетителей. Но спохватились только ближе к вечеру. Нерасторопная охрана не могла разобраться, украдена ли самая знаменитая картина в мире или ее просто сняли для каталогизации.

Ограбление стало новостью номер один во всем мире и на несколько недель затмило призрак надвигающейся мировой войны.

Французские детективы опросили работников, подрядчиков и простого стекольщика Винченцо Перуджу. Но это ничего им не дало. Более того — вор ушел от них прямо из-под носа. Это и был Перуджа.


Операция „Шедевр“


А вот и сам Перуджа. Источник

Перуджу стоило подозревать с самого начала: у него были средства, мотив и возможность. Итальянец помогал делать для картины футляр и знал роковую тайну: шедевр Леонардо да Винчи прикреплен к стене всего лишь четырьмя металлическими крюками, а охраняет его одинокий сонный ветеран. В Лувре полно укромных мест и постоянно идет ремонт, и на Перуджу в его белой рабочей блузе и халате мало кто обратил внимание.

«В зале никого не было, — вспоминал Перуджа годы спустя. — Там висела эта картина, одно из наших величайших произведений.

„Мона Лиза“ улыбнулась мне.

Я тут же снял ее со стены, отнес на лестницу, вынул холст из рамы, а потом спрятал его под рубаху и как можно беззаботнее вышел. Все заняло несколько секунд».


Возвращение. Источник

Перуджа два года хранил «Мону Лизу» в своей крохотной парижской квартирке. Он был осторожен, но — как и большинство похитителей предметов искусства — не сумел найти продавца. В 1913 году он контрабандой вывез картину в Италию и пытался продать. Покупатели быстро сообщили о Перудже в полицию, и тот был арестован. «Мона Лиза» вернулась в Лувр.

Автопортрет Рембрандта


Рембрандт, автопортрет

Эта кража началась за три дня до Рождества 2000 года в Шведском национальном музее в Стокгольме. Музей расположен в конце полуострова, куда можно попасть только по трем главным улицам Стокгольма. И воры создали преграды, чтобы отрезать его от остальной части города.

  • На первой из трех улиц член банды поджег припаркованный «Форд». Этот маневр привлек полицию, пожарную часть и десятки зевак.
  • На второй улице бандиты подожгли «Мазду», и туда тоже направились пожарные машины.
  • Чтобы перекрыть третью дорогу, воры уложили там полосы шипованной резины.

На реке у музея двое членов банды тихо пришвартовали оранжевый пятиметровый катер, чтобы быстрее улизнуть.


Украденные картины: автопортрет Рембрандта, «Парижанка» и «Разговор с садовником» Ренуара

За несколько минут до закрытия трое вооруженных мужчин ворвались галерею. Пока один человек держал на мушке группу туристов, охранников и научных работников, остальные воры искали картины. Они взяли автопортрет Рембрандта, двух Ренуаров 1878 года: «Разговор с садовником» и «Парижанку». Эти три картины стоили около 40 миллионов долларов.

На все про все ушло всего 2,5 минуты. Да, 40 миллионов долларов за 2,5 минуты.

А вот полиция застряла в пробке, образовавшейся из-за поджогов, и прибыла на место только в 17:35, через полчаса после того, как воры покинули музей.


Спецагент ФБР Роберт Уиттман и автопортрет Рембрандта. Источник

Прошло почти пять лет после ограбления, а полиция так и не нашла похищенные картины. Удалось это спецагенту ФБР Роберту Уиттману, который работал под прикрытием и выдавал себя за американского гангстера. Спецоперация прошла успешно, преступников поймали, а дело о Рембрандте попало на первые полосы СМИ всего мира.

Музей Гарднера


Единственный морской пейзаж Рембрандта. Стоимость оценивается примерно в 1 миллион долларов

Крупнейшая кража в истории США началась ранним воскресным утром в марте 1990 года. В музее Гарднер двое молодых охранников работали в ночную смену. В 1:24 ночи двое мужчин в форме бостонской полиции подошли к служебному входу в музей. Один из мужчин нажал кнопку на рации:

— Да?

— Полиция. Мы получили сигнал о беспорядках во внутреннем дворе.

Охранник открыл дверь, двое полицейских оказались внутри музея. За считанные минуты псевдо-полицейские связали охранников и обмотали их серебристым скотчем.


Музей Гарднер после ограбления. Источник

Большинство музейных ограблений проходят за считанные минуты, по схеме «хватай и беги». Но в музее Гарднер воры никуда не торопились.

Уверенные, что охранники так и не смогли нажать тревожную кнопку, воры пробыли в музее поразительно долго: 81 минуту!

Грабители вырезали из рам несколько шедевров: «Концерт» Вермеера, три картины Рембрандта, среди которых был его единственный морской пейзаж, полотна Мане, Дега и Флинка. Всего же они вынесли 13 экспонатов стоимостью 500 млн долларов! Кража неожиданно потрясла и Бостон, и мир искусства.


Рамы похищенных картин в музее до сих пор пустуют. Источник

Почти шестнадцать лет полиция не могла выйти на след бандитов. Наконец, дело попало в руки Роберта Уиттмана. Всего за два года он смог найти подозреваемых и начал вести с ними переговоры, изображая коварного арт-брокера. Однажды его даже чуть не разоблачили, но он смог убедить преступников, что не связан с полицией. К сожалению, эта история так и закончилась неудачей: французские власти случайно раскрыли личность Уиттмана. Картины и подозреваемые были упущены.

До сих пор ограбление музея Гарднер — крупнейшее нераскрытое преступление в сфере искусства.

По материалам книги «Операция „Шедевр“»
Обложка отсюда

 

Рубрика
Творчество
Похожие статьи