Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Научпоп
История любви и гибели. В поисках гробницы Клеопатры
8 июля 2020 35 547 просмотров

Наталия Широкова
Наталия Широкова

Из всех выдающихся личностей Древнего мира лишь немногие достигли славы, которой обладала Клеопатра. Она была знаменита еще при жизни, но после смерти память о ней не развеялась, а наоборот, укрепилась благодаря античным авторам конца I и начала II века н. э. В последовавшие столетия Уильям Шекспир, Бернард Шоу и другие писатели окончательно закрепили за Клеопатрой статус знаменитости.

На протяжении веков историки и археологи ищут ответ на вопрос о том, где была захоронена Клеопатра. В книге «В поисках гробниц Древнего Египта» египтолог Крис Нонтон рассказывает о том, что удалось выяснить.

 

Завернутая в ковер

Клеопатра была последним фараоном династии Птолемеев, начало которой положил Птолемей I Сотер. Она правила Египтом с 51 по 30 год до н. э., взойдя на престол через 250 с лишним лет после того, как Птолемей I основал династию.

В поисках гробниц Древнего Египта


Бюст Клеопатры VII из Шершелл в Алжире (Берлинское античное собрание). Источник

Правление Клеопатры пришлось на время, когда над Египтом нависла угроза стать римской колонией. Все осознавали, что появление в Египте Юлия Цезаря — лишь вопрос времени. В тот момент Клеопатра боролась за власть и не упустила возможности повернуть ситуацию в свою пользу. Когда Юлий Цезарь прибыл в Египет, она сразу же отправилась к нему с визитом (по словам Плутарха, на встречу ее доставили завернутой в ковер) и договорилась о союзе против Птолемея XIII. Вскоре после этого юного фараона свергли, тело его обрело покой на дне Нила, а Клеопатра стала единственным и безоговорочным правителем Египта.

Продолжение истории широко известно. Клеопатра признает своего младшего брата, Птолемея XIV, своим новым мужем и соправителем Египта. Но Цезарь станет ее любовником, и у них родится сын Цезарион. Вместе с сыном и братом Клеопатра побывает в Риме, где Цезарь окажет им роскошный прием. В храме Венеры Генетрикс, расположенном в римском форуме Юлиум, он воздвигнет золотую статую Клеопатры в образе Изиды.


Барельеф с изображением Клеопатры и Цезариона. Задняя стена храма Хатор в Дендере. Фото из книги

В 44 году до н. э. Цезаря убьют. Немногим дольше проживет Птолемей XIV, которого, возможно, отравила сама Клеопатра. После смерти брата она объявила Цезариона своим наследником, а в 41 году до н. э. вошла в союз с Марком Антонием и убедила его организовать убийство своей сестры и бывшей соперницы Арсинои.

Роман с Грецией

История любви

История любовной связи Клеопатры и Марка Антония знаменита на весь мир. В 40 году до н. э. у них родились близнецы — Александр Гелиос и Клеопатра Селена II. Антоний взял Клеопатру в законные жены и стал отцом еще одного их ребенка — Птолемея Филадельфа. Клеопатра получила титул Царицы Царей и Царицы Египта, а ее сын Цезарион, как сын и наследник уже обожествленного к тому времени Юлия Цезаря, был провозглашен Царем Царей и Царем Египта.

Однако в своем завещании Цезарь назвал наследником соперника Марка Антония — Октавиана, которого сложившаяся ситуация совершенно не устраивала. Октавиан объявил войну. В 31 году до н. э. римская эскадра разбила флот Марка Антония в Ионическом море. Годом позже Октавиан отправился в Египет и еще раз разгромил Марка Антония, на этот раз прямо у стен Александрии. Поняв, что его час пробил, Марк Антоний бросился на меч. Союз заключать было больше не с кем, и Клеопатра также покончила с собой. До сих пор не ясно, как именно она это сделала, но самой распространенной версией является отравление: вероятно, она дала ядовитой змее укусить себя. По крайней мере, так гласит легенда.


Смерть Клеопатры. Художник Жан-Андрэ Риксан (1874 г.). Источник

Гробница Клеопатры в античных источниках

Древнегреческий историк Плутарх подробно описал гробницу Клеопатры и драматические события, разворачивавшиеся вокруг нее. По свидетельству Плутарха, незадолго до смерти Клеопатра уже понимала, что ни ей, ни Марку Антонию не победить Октавиана, и «возвела себе гробницу исключительной красоты и величественности рядом с храмом Изиды, собрала там самые ценные сокровища царского дома, золото, серебро, изумруды, жемчуга, черное дерево, слоновую кость и корицу».

Когда Марк Антоний потерпел поражение, Клеопатра, «опасаясь его гнева, укрылась в своей гробнице за опускными дверями с решетками и засовами». Марк Антоний совершил попытку самоубийства, полагая, что Клеопатра уже покончила с собой, и его принесли «к дверям ее усыпальницы. Однако Клеопатра не открыла двери, лишь выглянула из окна и спустила оттуда веревки. К ним привязали Марка Антония, и она затащила его наверх», в свою гробницу.


Лицо мужчины, возможно Марка Антония. Фрагмент статуи, обнаружен в Тапосирис Магна. Фото из книги

По этим описаниям очевидно, что Клеопатра построила для себя и Марка Антония мавзолей значительных размеров, с двумя этажами и массивной дверью. В тех же текстах есть упоминание, что произошло с телами Антония и Клеопатры после их трагической кончины. «Что касается Антония, то, хотя многие генералы и цари просили отдать им его тело для погребения, Цезарь [Октавиан] не посмел разлучить его с Клеопатрой, и она собственноручно похоронила его, устроив пышную церемонию, подобающую царю. Она сама пожелала, чтобы все произошло именно так, и ей намеренно позволили поступить, как она хотела», — пишет Плутарх. Более того, Клеопатра «сама отнесла урну с его прахом в гробницу, сопровождаемая своими наперсницами. Она произнесла: „Милый Антоний, я предаю тебя земле, но руки мои все еще свободны“».

О смерти и похоронах самой Клеопатры Плутарх писал, что «хоть Октавиан и был раздосадован смертью этой женщины, он восхищался ее величественным духом и приказал похоронить Клеопатру рядом с Антонием со всей полагающейся царской особе роскошью».

Поиск гробницы

Как получилось, что археологи до сих пор не наткнулись на руины такого значимого и крупного сооружения, как гробница Клеопатры? Возможно, все дело в расположении Александрии на берегу моря.

Доподлинно известно, что уровень моря рядом с Александрией с древних времен поднялся на метр-полтора. Но что еще более важно, уровень суши опустился с тех пор на 6 — 8 м. Этот район Средиземноморья также подвержен землетрясениям, поскольку расположен на стыке африканской и анатолийской тектонических плит. 21 июля 365 года на Александрию обрушилось разрушительное цунами, возможно, именно тогда весь царский квартал ушел под воду. Движение морского дна не прекращалось с того времени, и на руины древнего города опустилось огромное количество осадочной породы, лишив нас возможности увидеть, каким он был.

В результате до недавнего времени в распоряжении ученых было очень немного археологических свидетельств о величественных постройках и монументах. В 1961 году Камаль Абу эль-Саадат, первый египетский специалист по подводной археологии, нашел в Восточной гавани статую Изиды, а также множество других артефактов времен фараонов. Но его исследования были продолжены лишь в 1990‑х годах.

В 1993 году ученых обеспокоило, что эрозия прибрежного дна может привести к обрушению крепости Кайт-Бей. Для предотвращения этого в 30 м от берега установили около 180 бетонных блоков весом от 7 до 20 тонн в качестве заграждения от приливных волн. В процессе работ выяснилось, что на том участке морского дна, куда их планировали поставить, находятся древние руины, и Высший совет по древностям инициировал более тщательное обследование этого района. Археологи начали свою работу осенью 1995 года и обнаружили 2500 фрагментов древних монументов, разбросанных на территории 2,5 га, таким образом доказав, что многие сооружения древнего острова Фарос сохранились до наших дней, пускай и в виде руин.

Царский квартал, ушедший под воду

В 1997 году Эллинистический институт по изучению древней и средневековой Александрии получил в египетском Высшем совете по древностям разрешение на проведение исследований на расстоянии 900 м от берега, вдоль пятикилометрового участка побережья к востоку от мыса Сильсила, между районом Шатби на западе и районом Рушди на востоке. Затем территорию раскопок расширили еще на 5 км на восток.

По словам Гарри Цаласа, руководителя проекта, на месте современного района Шатби в древности находился Акра Лохиада, царский квартал Птолемеев, где он рассчитывает найти останки дворца фараонов, храма Изиды Лохиады и, возможно, даже гробницы Клеопатры:

«На дне моря покоятся около 400 архитектурных элементов: крупные блоки и плиты из гранита и кварцита, с надписями и без, расколотые колонны, капители с разбитыми гранитными основаниями, снаряды для катапульты, а также несколько неидентифицированных объектов. Самые крупные из них — гранитное основание некоего монумента высотой более 2 м, башня небольшого монолитного пилона весом более 7 тонн, а также порог монументальной двери весом около 11 тонн.

Поскольку эти объекты обладают значительным весом и расположены на порядочном расстоянии от берега, вероятно, каждый из них был частью отдельного сооружения, а не оказался сброшен в море в качестве волнореза. Эти тяжелые фрагменты также не могло принести сюда приливом. Так что они, судя по всему, находятся более или менее на том же месте, куда их поместили древние строители».


Гранитный блок в форме пилона, предположительно оставшийся от птолемеевских царских покоев. Обнаружен Гарри Цаласом в Александрийской гавани. Фото из книги

Цалас считает, что «башня пилона», сделанная из цельного куска красного гранита, была частью храма Изиды Лохиады, который мог быть тем самым храмом Изиды, где, по словам Плутарха, Клеопатра построила свой мавзолей. Самой интересной находкой, пожалуй, является порог, который когда‑то был установлен перед монументальной дверью высотой не меньше 6 м. Монументальный дверной проем, соответствующий описаниям входа в мавзолей Клеопатры и находящийся рядом с предполагаемыми руинами храма Изиды Лохиады, выглядит по меньшей мере интригующе.

Похоже, в данном случае античные источники и находки археологов во многом перекликаются. В древних текстах говорится, что нам искать, а раскопки подтверждают достоверность этих сведений. Если эти руины действительно останки гробницы, о которой писали античные авторы, то, по всей видимости, она была разрушена землетрясениями, цунами и наводнениями.

 

По материалам книги «В поисках гробниц Древнего Египта»

На обложке поста — бюст Клеопатры VII из Шершелл в Алжире (Берлинское античное собрание). Источник

 

Рубрика
Научпоп
Похожие статьи