Однажды мы в МИФе решили, что хотим узнать друг друга лучше, и запустили серию видеоинтервью под кодовым названием AMA (ask me anything). Когда герой следующего выпуска определен, каждый может задать ему любые вопросы. Наши беседы получаются живыми и обо всем, они еще раз доказывают: в МИФе работают очень разные и талантливые люди.
По следам AMA продолжаем публиковать интервью с сотрудниками МИФа в блоге. Сегодня знакомим вас с Олесей Полянской, тимлидом SMM. Поговорим про соцсети, путешествия и вселенную «Звездных войн».
— Олеся, расскажи, как устроена работа команды SMM? У вас есть общий план или каждый работает сам по себе?
— Сейчас в нашей команде пять человек. Мы ведем основные аккаунты МИФа, соцсети направлений Проза, Детство, Творчество и Kumon. Примерно раз в неделю встречаемся, чтобы обсудить наши цели, эксперименты и результаты. А если говорить о том, как мы все планируем, то стоит отталкиваться от медиаплана. Этот документ (таблица) функционирует в МИФе очень давно. У каждого направления в нем есть свои слоты — в них мы вносим книги, курсы, мероприятия и другие вещи, о которых планируем рассказать на следующей неделе. При планировании учитываем в первую очередь то, что в приоритете — у нас есть команда Единого продвижения, которая совместным голосованием с шеф-редакторами выбирает фокусные книги. К сожалению, рассказать обо всем, что мы делаем, в равной степени невозможно, поэтому мы выбираем, для какой книги будет предусмотрено больше слотов, для какой — меньше.
— А разные активности вроде прямых эфиров или онлайн-чтений как планируете?
— Активности планируем вместе с командами направлений. Иногда придумываем их спонтанно. Например, в ситуации с карантином мы хотели успокоить читателей и принести им пользу. Особенно тем, кто остался дома с детьми. Стихийно в чате обсуждали эту тему и решили устроить детские чтения. Пиарщики и маркетологи быстро подхватили идею, мы разделили функции — и договорились, например, с критиком Галиной Юзефович. Это по-настоящему командная работа.
— Кем ты хотела бы стать? В детстве или сейчас — не уточняем.
— Сейчас вы удивитесь: я училась на кафедре уголовного права, процесса и криминалистики. А диплом писала на тему контрабанды наркотиков и оружия. Казалось бы, где SMM и где вот это все? Сама не знаю, как это произошло, но в какой-то момент мне показалось, что было бы интересно получить образование на стыке экономики и юриспруденции. Я стала специалистом таможенного дела. Но уже ближе к концу учебы я поняла, что это не мое, мне ближе развитие в творческой плоскости, и отправилась работать в крупное рекламное агентство.
— Почему соцсети МИФа такие классные и популярные?
— В МИФе социальные сети ведутся давно, у нас большой опыт того, что работает, а что нет. Во-первых, важная составляющая в ведении соцсетей — это визуальный вкус и насмотренность, и у нашей команды с этим все в порядке. Удивительно красивые и душевные фотографии книг для наших соцсетей нам делает Кристина Билецкая из Екатеринбурга, атмосферные снимки детских и творческих книг — дело рук Маши Кураминой и Насти Фроловой, девушек из команды SMM. Во-вторых, у нас есть возможность пользоваться контентом из книг. В них есть много полезных, важных, интересных вещей, которые можно выцепить для постов. В-третьих, писать про книги и наши курсы просто очень интересно. Самый главный секрет — это большая любовь к продукту, о котором говоришь. Если наши книги нам самим бы не нравились, вряд ли получилось бы классно.
Отдельно я бы отметила замечательные отзывы, которые пишут наши читатели — вдумчивые, полезные, красивые. Спасибо вам за это!
— Какие еще издательства ведут интересные, на твой взгляд, аккаунты в соцсетях?
— Не могу сказать, что слежу за этим регулярно. Во-первых, я не считаю, что наши конкуренты — это только издательства. Наши конкуренты в социальных сетях — это вообще все, кто есть в социальных сетях. Мы претендуем на интерес аудитории, и она читает либо нас, либо какого-то блогера. Естественно, не могу не отметить аккаунт книжного магазина «Подписные издания», он просто великолепен. Ребята гениальны и с точки зрения композиции фотографий, и с точки зрения текстов.
— Как правильно работать с хейтерами и негативными комментариями в свой адрес, сохраняя при этом уверенность в себе?
— Когда приобретаешь опыт, вырабатывается иммунитет — способность реагировать на негатив более спокойно. Вот несколько советов: нужно понимать, что он есть везде, даже если ты написал великолепный пост или создал Мону Лизу. Ни в коем случае нельзя переносить тот негатив, который написали в сторону бренда, на себя лично. Негатив, который выплеснул человек, принадлежит ему, а не тебе. Важно понимать, что ему может быть некуда слить его, кроме социальных сетей. И пусть лучше он проявит агрессию во ВКонтакте, чем, например, по отношению к жене или ребенку. Но нам в этом плане повезло, у нас очень доброжелательные и хорошие читатели.
— Назови два-три самых неожиданных комментария в соцсетях за все время твоей работы, возможно, не только в МИФе.
— Самые веселые комментарии про МИФ обычно связаны с нашим названием. Люди, которые не знают, что в нем зашифрованы фамилии Манн, Иванов и Фербер или «Много имен и фамилий», приходят и говорят: «Вот вы мифы миру тут распространяете!».
— Как ты придумываешь идеи для постов и фото для личного Инстаграма*?
— Инстаграм* стал моей любимой социальной сетью много лет назад, когда только появился. Самый главный рецепт — это любовь. Если ты любишь вести Инстаграм*, если тебе это интересно, если нравится фотографировать и/или писать, у тебя все будет получаться естественно. Идеи для своих постов я черпаю в путешествиях. Я любитель выискивать интересные кадры, мне даже периодически снится сон, как я приезжаю в красивые места, достаю телефон и начинаю снимать. При этом никогда не ставила цель писать большие посты у себя в Инстаграме* и никогда не хотела стать блогером.
Если говорить о постах в нашем Инстаграме*, то каждая книга — это кладезь идей. Открываешь, например, «Выбор», начинаешь читать — тем для постов можно найти море. В этом есть и опасность — иногда я случайно обнаруживаю, что читаю книгу уже второй час и так увлеклась, что о постах забыла 🙂
Классный и всегда работающий способ — ситуативный маркетинг. Например, недавно запустился pillowchallenge — челлендж, где все фотографируются в платьях-подушках. Конкретно для нашего бренда он не подходил, но для личного аккаунта — почему нет. Как повод всегда можно использовать праздники. Например, недавно был день рождения Шекспира — у нас как раз вышла книга «И все это Шекспир», и мы этот инфоповод обыграли. Но с ситуативным маркетингом нужно быть осторожным — в первую очередь стоит задать себе вопрос, для чего ты его используешь и насколько он совпадает с ценностями бренда или твоими личными.
Нужно черпать вдохновение в обыденных вещах, учиться видеть в них красоту, тренировать насмотренность.
Я в детстве любила читать глянец, возможно, это в какой-то мере сформировало вкус. Еще обожала альбомы по искусству, везде их с собой таскала. При этом жила в первые полгода в бараке. Весь мой поселок состоял из 40 деревянных домов, одно- и двухэтажных, серых, непокрашенных, а моей любимой книжкой был сборник картин Пушкинского музея. Это забавно: я видела сараи вокруг, но мне хотелось красоты.
— Есть вопрос от человека, который личный Инстаграм* еще не ведет. Как и зачем нужно это делать?
— Главное, для чего нужно вести свой Инстаграм* — это личный интерес. Если его нет, будет заметно, что получается не от души. Ваш читатель, может быть, не поймет этого на 100% головой, но точно почувствует. Делитесь тем, чем по-настоящему хочется поделиться. Если есть интерес стать блогером, развивать личный бренд и искать через Инстаграм* клиентов — это уже другой, более объемный вопрос. Это полноценная работа со множеством нюансов, которые не уместить в один ответ.
— Можешь посоветовать действительно хороший курс про Инстаграм*?
— Ко мне часто приходят с этим вопросом, но, к сожалению, не могу порекомендовать что-то от себя лично, потому что в последнее время не проходила новых SMM-курсов — в основном все познается в бою. Большинство курсов включают довольно общую информацию, с которой я уже давно знакома, но для новичков будет в самый раз. При выборе курса важно заранее понять, зачем учиться — чтобы развить собственный аккаунт или стать профессионалом в SMM и зарабатывать деньги на клиентских проектах. В первом случае я бы пошла учиться к человеку, который удачно раскрутил свой профиль и рассказывает об этом другим, во втором — в специализированные университеты, например, Нетологию или зарубежные онлайн-школы, а потом — постажироваться в агентстве на настоящих проектах. Свежую информацию о нововведениях, кейсах я обычно получаю из блогов и Telegram-каналов: например, Dnative — мой любимый блог про соцсети. Алексей Ткачук одним из первых пишет о новостях в social media, аккумулирует все знания, которые есть в русскоязычном сегменте по этой теме.
— Поделись статистикой активности экранного времени, сколько, в среднем, в день проводишь у телефона?
— Зачем так больно, прямо в самое сердце! Вообще я не сильно слежу за экранным временем. Стараюсь меньше уделять времени гаджетам, но испытываю некую зависимость, к сожалению — я думаю, это часть моей профессии. Есть дурацкая привычка хватать телефон, даже когда смотрю фильмы. Недавно вышла книга «Оторвись от телефона!», которую я планирую прочитать. Кстати, все, что мы делаем в социальных сетях, можно сделать с десктопа. Чтобы работать с Инстаграмом*, не обязательно заходить в телефон. А за компьютером я сижу столько же, сколько и другие коллеги. Думаю, в совокупности выходит 8-9 часов в день за ноутбуком и еще 1-2 часа в телефоне.
— Тебе не надоедает сидеть в соцсетях?
— В соцсетях можно сидеть, а можно работать — и это две разные вещи. Не могу сказать, что мониторю их целый день, так как решаю большое количество других задач — например, сегодня я писала обратную связь по продвижению книг в первом квартале для команды шеф-редакторов и готовила урок для Школы книжного блогера. У меня может быть несколько онлайн-встреч в день по самым разным вопросам, работа команды SMM плотно пересекается с десятком других команд. Бывает, приходят редакторы советоваться по поводу определенных книг. Иногда мы читаем книги как ридеры, например, Маша Курамина помогает читать новинки для прозы и комиксы на французском, так как говорит на нем.
Примерно полгода назад ответы на вопросы из соцсетей подхватили замечательные феи службы поддержки. Спасибо им, это очень помогает. Делать посты, креативить, договариваться и параллельно отвечать на вопросы читателей очень сложно.
— Соцсети — это добро или зло?
— И добро, и зло. Добро, потому что через них можно транслировать и перенимать ценности. Например, благодаря соцсетям я присоединилась к экологическому движению, стала более осознанно относиться к покупкам, перешла на многоразовые мешочки для фруктов и так далее. Но соцсети могут наносить огромный вред, в том числе и для человека. Недавно была громкая история с Региной Тодоренко, которая наговорила ерунды. Я не солидарна с тем, что она сказала, но с травлей, которую ей устроили, тоже не согласна, потому что это тоже насилие. Легко случайно стать жертвой буллинга, интернет-травли, черпать в соцсетях плохую информацию и испытывать потом повышенную тревожность.
Нужно уметь себя ограничить, стараться «употреблять» соцсети именно для того, что тебе интересно, что тебе важно, и получать от них больше пользы, чем вреда.
— Перейдем к личным вопросам. Ты называешь себя SMM-джедаем и любишь «Звездные войны». Кто твой любимый герой?
— Для меня это не столько кино, сколько часть большой вселенной, философии. Мой любимый герой «Звездных войн», помимо обожаемой принцессы Леи, — С-3РО, потому что он напоминает мне меня. Он так же бегает и картинно размахивает руками: «О господи, что мы будем делать?» И он любит поумничать так же, как и я. Поэтому принцесса Лея — мой любимый персонаж, но мое альтер-эго — это С-3РО.
— Ну и про путешествия не можем не спросить. Какое самое красивое место в мире твоими глазами?
— Два места. Первое — это тайга, место, где я родилась. Потому что это первозданная, дикая, северная природа. Ее надо прочувствовать. Когда говорю о ней, сразу представляю запах: прекрасную смесь свежего воздуха, мха, сосен, коры. Он очень вкусный, я все мечтаю найти духи с похожим ароматом. Особенно красиво, когда мох укрывает весь лес как покрывало, через него проглядывают красные ягоды брусники и синие ягоды черники. Такой природный ковер.
Второе место. На прошлое 8 марта мы с мамой были во Вьетнаме и поднялись на гору Фаншипан, самую высокую точку Индокитая. Частично на фуникулере, а дальше пешком. Жутко трудолюбивые, по-хорошему сумасшедшие вьетнамцы построили вокруг горы лестницу, а на каждом ее этапе — пагоды, статуи, огромного Будду. Смотришь на это чудо инженерной мысли — и испытываешь шок от того, как это все построено. В день, когда мы там были, стоял нереальный туман. Сначала я расстроилась, что ничего не видно. Представьте: просто заходишь в облака, как в молоко, а потом вдруг видишь очертания гигантского Будды, ветки экзотических деревьев. И это создает дикий контраст мистики и религиозности, в воздухе витают невероятные вибрации. У меня было ощущение, что я спустилась чуть ли не другим человеком.
— Ты говорила, что можешь узнать: притаился леший неподалеку или нам ничего не угрожает. Как это сделать?
— Ответ прост: нужно посмотреть на его обувь, раньше это были лапти, сейчас, видимо, любая другая. Если правый ботинок надет на левую ногу, а левый — на правую, то перед нами леший, потому что считается, что у лешего ноги наоборот. Я это знаю, потому что в месте, где я родилась, часто вспоминают мифы, связанные с лешими, домовыми, русалками и прочими существами. Люди в них охотно верят и каждый второй тебе скажет, что он не раз видел многих из этих персонажей. Кстати, леший может тебя заблудить, то есть, идя за ним, ты можешь навсегда потеряться в тайге. Довольно много людей из моего поселка в свое время потерялись и не нашлись.
— А может леший чем-нибудь помочь, например?
— Кажется, наши мифические персонажи не очень-то добрые ребята. Русалка может утопить, леший — заблудить. Но, я думаю, если ты вдруг классный и приятный человек, может быть, леший не «заблудит», а поможет выбраться из леса.
— А мы им Инстаграм* за это сделаем!
— Кстати, Инстаграм* для этих мифических существ — очень интересная идея. Возьму на заметку!
*Инстаграм принадлежит компании Meta, которая признана в России запрещенной экстремистской организацией