Серия писателя и финалистки Пулитцеровской премии Мэри Габриэль «Женщины Девятой улицы» — одна из самых значимых в МИФе. Когда вышел первый том, мы осторожно ждали реакции читателей, и она оказалась потрясающей. А после второго тома пришла настоящая любовь.
Что-то вроде: «Как мы жили всё это время без этих историй? Дайте скорее третий том».
В этих вдохновляющих и живописных книгах есть всё: любовь, драмы, богемная жизнь Нью-Йорка, путешествия, скандалы и отважные героини, меняющие мир искусства. Для тех, кто ещё не знаком с серией, предлагаем узнать, почему мы издали «Женщин Девятой улицы» и быстро «пробежаться» по всем трем томам.
Почему мы издали эту серию?
Спросили шеф-редактора Ольгу Киселеву, почему «Женщины Девятой улицы» так хороши и что читатель откроет в них для себя.
Книга-созидание
— Портфель МИФ, и портфель МИФ. Культуры как его часть, одним из главных смыслов для себя определяет «созидание», — говорит Ольга. — Мы рассказываем о том, как меняется культура, искусство, общество через нашу активную созидательную позицию. И «Женщины Девятой улицы» как раз об этом — это рассказ о том, как пятеро творцов своими руками создавали искусство и культуру такими, какими хотели их видеть.
Книга-событие
— Эта книга — событие в мире искусства. Мэри Габриэль — финалист National Book Award и финалист Пулитцеровской премии за книгу «Любовь и капитал». «Женщины Девятой улицы» — финалист National Book Award и топ рейтингов GR NYT. Time’s 10-list best nonfiction titles of 2018; a New York Times critics’ top book of 2018. А ещё по ней снимается сериал для Amazon Studios.
Джоан Митчелл, Хелен Франкенталер и Грейс Хартиган в 1957 году. О них — второй том. Фото Burt Glinn / Magnum
Книга-современное искусство
— В этой книге читатель откроет для себя современное искусство. И не через справочник, а через увлекательную историю, больше напоминающую роман. При этом точность и достоверность здесь абсолютная, и это удивительное сочетание. Я очень ценю старых мастеров, и считаю, что мы и половины их творчества еще не разгадали, но при этом считаю, что очень важно не только изучать прошлое, но и двигаться вперед.
Если я не знаю, каких-то имен в искусстве, а они меж тем его меняют, — это повод погрузиться в тему.
И сам текст: достаточно прочесть пару страниц, чтобы «провалиться» в него. Мэри Габриэль пишет изумительно, это наслаждение для людей, любящих слово.
Как Нью-Йорк стал новым Стамбулом
В первом томе мы знакомимся с двумя героинями — Ли Краснер и Элен де Кунинг. А заодно узнаем о жизни 1940-1950-х годов. В то время преследование Гитлером интеллектуалов и художников по всей Европе усиливалось. И США в одночасье превратились в место, где сосредоточено передовое мышление в западном мире.
Журнал Fortune писал: «Беспрецедентный исход интеллектуалов из Европы дает нам шанс и возлагает на нас обязанности хранителей цивилизации».
Элен де Кунинг и её муж — голландский художник Виллем де Кунинг. Источник
В страну приехали Альберт Эйнштейн, Энрико Ферми, Герберт Маркузе, Эрих Фромм. Архитекторы Вальтер Гропиус, Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ меняли облик американских городов. А Стэнли Уильям Хейтер и Татьяна Гросман произвели революцию в печати, подняв низкокачественные журнальные репродукции на уровень истинного искусства.
Нью-Йорк называли новым Стамбулом, где самым ценным товаром считались идеи и люди обменивались ими с воодушевлением.
Как Поллок испортил открытие выставки, придя на него трезвым
Во втором томе мы узнаём ещё о трех героинях — Грейс Хартиган, Джоан Митчелл и Хелен Франкенталер — и встречаем знакомых персонажей. Например, Ли Краснер и Джексона Поллока. 26 сентября Поллок приехал в Нью-Йорк на открытие персональной выставки Ли. В прошлом он, завидуя достижениям жены и пытаясь привлечь внимание к себе, устраивал истерики. Но на этот раз подошел к делу хитрее.
Женщины Девятой улицы. Том 2
Чистый и опрятный, в отличном полосатом костюме, галстуке и выходных туфлях, Поллок казался обезоруживающе нормальным.
Ли Краснер и Джексон Поллок. Источник
«Все женщины бросились к нему, а он мило пожимал всем руки», — вспоминал племянник Ли Рон Стейн. В центре внимания уже была не Ли. Джексон отлично знал, что так будет. Поэтому с его стороны было несомненным паскудством прийти совершенно трезвым, ничего не ломать, не разбивать людям носы.
Ли была в ярости, но тут же начала свою игру. И сказала, что Джексон так хорошо себя ведет только потому, что «горд, как павлин» за ее успехи.
Гроб с картинами
В то утро, когда они должны были погрузиться на судно, Боб Мазервелл надел белые фланелевые брюки и синий блейзер и настоял, чтобы и Хелен оделась а-ля «Великий Гэтсби». Они должны были выглядеть, как богатые американцы — в багаже только личные вещи да пустяковые сувениры. Но на самом деле одно багажное место просто не могло не привлечь внимания.
Во время медового месяца супруги написали десятки картин, и их надо было увезти с собой. Подходящего ящика для упаковки не нашлось, и тогда Боб и Хелен купили гроб.
Хелен Франкенталер. Источник
Они свернули полотна в рулоны и заколотили крышку. Но таможенник все равно потребовал открыть гроб. Боб объяснил: его симпатичная жена считает себя художницей, но не особо преуспевает, а он согласился переправить домой ее скверные картины. «Я обязан взглянуть», — настаивал офицер. И гроб открыли.
«Месье! — воскликнул таможенник. — Но это же действительно ужасно!» И с выражением искреннего сочувствия приказал свернуть холст и обратно забить гроб.
Гроб, набитый полотнами двух самых важных художников Нью-Йорка, подняли на судно, а через десять дней выгрузили на причал на Манхэттене.
По материалам книг «Женщины Девятой улицы. Том 1», «Женщины Девятой улицы. Том 2», «Женщины Девятой улицы. Том 3»
Обложка отсюда