Самое популярное художественное движение в мире. Мане, Моне, Ренуар, Дега, Сезанн и ещё десятки имен. Сколько невероятных шедевров хранятся в музеях по всему миру. Сколько слов сказано — а мы все равно хотим знать больше.
Всё это — импрессионизм. Про него много написано, но книга искусствоведа Джеймса Рубина — совершенно иной подход к делу. Нешаблонный рассказ о том, что же такого в этом движении и почему оно до сих пор актуально.
Пока все музеи закрыты и гулять по ним можно лишь онлайн, предлагаем погрузиться в книгу «Импрессионизм». Тут много шедевров и подробный рассказ о значении каждой детали. Четко, логично и не скучно.
Импрессионизм. Энциклопедия эпохи
Что за «нешаблонный подход»?
Книги про импрессионизм обычно организуют хронологически или смотрят на творчество каждого художника по отдельности. У Джеймса Рубина — другая структура. Тут все произведения сгруппированы по принципу общих тем: семья, друзья, мода, развлечения, политика, общество и другие.
Такая подача показывает, как тесно были связаны художники. Импрессионизм был плодом коллективных усилий, а не нескольких громких имен.
Книга получилась потрясающая. На каждой странице — репродукции картин
Автор анализирует 180 произведений и сопоставляет их с другими полотнами. Помогает увидеть скрытые связи — в пределах одной школы и культуры в целом. Превращает книгу в масштабную энциклопедию эпохи — а ведь именно к созданию такой энциклопедии и стремились сами импрессионисты.
Глава «Предшественники и новаторы»
Джеймс Рубин знакомит нас с художниками, которые, как бы сейчас сказали, задали тренд. Вот, к примеру, Гюстав Курбе. В 1860-е годы он входил в число завсегдатаев пляжей Нормандии.
Марины Курбе были настолько светоносны и полны внутренней мощи, что Эдуард Мане даже прозвал его «Рафаэлем воды».
Курбе был властелином мастихина: он использовал его для передачи пространства пляжа, линии берега, скал и моря. Облака писал широкой кистью, а иногда наносил краску губкой
Подход Курбе радикально отличался от манеры предшественников: он накладывал краску на холст без предварительного рисунка, часто даже не кистями, а мастихином. Его полотнам присуща зернистость. Вглядитесь: можно буквально почувствовать текстуру. Знал ли сам Курбе, что создавал мультисенсорные картины?
Глава «Пол и сексуальность»
Один из шедевров художницы Мэри Кэссет — портрет дурнушки, которая изо всех сил старается выглядеть красивой, — знаменит в нескольких отношениях. Говорят, это был ответ художницы на саркастический вопрос ее друга Эдгара Дега: «Что женщины могут понимать в стиле?»
Слева — тот самый портрет дурнушки («Девушка, поправляющая волосы»). Справа — работа «Женщина с красной циннией», где Кэссет ещё раз доказала: простая геометрия и фон с доминирующим цветом могут сделать изображение красивым
Кэссет поставила перед собой сложную задачу: красиво написать девушку с выступающими вперед зубами, широкими крыльями носа и рыжими волосами — французы над такими посмеивались. Но благодаря умелому владению кистью, сочетанию цветов и строгой композиции картина получилась невероятно удачной.
Кэссет показала то, что знает любая парижанка: благодаря умению подать себя каждый человек может стать произведением искусства.
Глава «Мода и развлечения»
Картина Ренуара «Ложа» входит в число поистине уникальных произведений импрессионизма. Она была создана не по заказу; позировали для нее модель Нини Лопес и брат художника. Ренуар, прежде всего, хотел продемонстрировать свой замечательный талант к изображению женщин и моды.
Ему удалось: костюм Нини можно разглядывать как сложную «кондитерскую» композицию, выполненную для услады взора.
Брат Ренуара направляет свой бинокль высоко вверх, из чего мы можем заключить, что он купил билет на одно из самых престижных мест — в нижнюю ложу
Опера была местом встречи респектабельных господ, а одежда — поводом показать свое положение. Полосатое платье, белые перчатки, золотой браслет, цветы и жемчужные бусы — Ренуар создал роскошный образ, будто украшение на торте. Художник родился в семье портного и знал толк в тканях и фасонах.
«Я люблю красивые ткани, — признавался он, — но с не меньшим удовольствием рисовал бы и стеклянные безделушки или одежды из хлопка».
Любопытная трактовка
Книга «Импрессионизм» — это не просто путеводитель или галерея. Это глубокое и вдумчивое исследование, написанное живым языком. Тут множество примеров и аналогий, которые не всегда можно уловить с первого взгляда. Очень любопытная трактовка великих шедевров.
«Импрессионизм» можно смело дарить — это наслаждение для глаз и ума. Или оставить себе и с пользой провести время
«Я умышленно отнес некоторые картины к несколько нетрадиционным категориям, — признается автор, — чтобы раскрыть новые грани их трактовки».
Будет чему удивиться — и новичкам, и экспертам.
Вот что ждет вас в книге:
- Леди-шпион, или Самая необычная работа Мэри Кэссет
- Галактики вращающегося света: откуда пришла «Звездная ночь» Ван Гога
- Мода на испанское и японское, или зачем Писсарро смастерил 12 вееров
- Отец современного искусства. Работы Поля Сезанна
- Так, а что тут делают Матисс и Поллок? Глава о последователях
Рассматривая сюжеты, которые запечатлели художники, понимаешь, как удивительна жизнь. Самые простые моменты — прогулки в парке, семейные чаепития, глажка белья — несут вдохновение. И каждая минута, какой бы обычной она ни казалась, может остаться в вечности.
По материалам книги «Импрессионизм»
P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку по творческим книгам. Будете первыми узнавать о скидках и получать самые-самые отрывки из книг. Мы присылаем только самое интересное.