Творчество
Мода и цвет в интерьерах 1950-х. От лимонных штор — до малиновых ковров
21 апреля 2020 2 700 просмотров
Творчество
Мода и цвет в интерьерах 1950-х. От лимонных штор — до малиновых ковров
21 апреля 2020 2 700 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Цвета интерьера влияют на нашу жизнь, но им часто не придают значения, воспринимая как должное. Иногда мы выбираем гармоничные сочетания интуитивно, иногда — совершаем ошибки. А иногда мы смотрим на историю и понимаем: ух ты, это уже было.

Принесли отрывок из книги «Анатомия цвета» — о том, какие цвета и модные тенденции были популярны в интерьерах 1950-х. Неожиданно интересно и полезно.

Использование цветов в интерьере



Анатомия цвета

В 1957 году буйство ярких цветов, «ворвавшееся в начало 1950-х», решили обуздать. «Как такие милые люди выживали в кричащих стенах?» — писали в журнале House and Garden. Сами цвета изменились мало, но использовались иначе, в других пропорциях и сочетаниях. Опыт и знания позволили создавать более приятные интерьеры. Контрасты смягчились, но акценты остались броскими, даже слишком.

Иллюстрации из книги «Анатомия цвета»

Журналы учитывали разнообразие вкусов. Один опубликовал интервью с шестью лондонскими декораторами, где фигурировала гостиная в японском стиле, с шоколадными стенами и горчичным потолком, лимонными бархатными шторами с рисунком изумрудно-зеленого, сиреневого и салатового цветов. Это, пожалуй, было «кричаще» по сравнению со сдержанными интерьерами Фредерика Кибла. Он критиковал цветовую подборку House and Garden за отсутствие приглушенных оттенков, в которых видел основу красоты и умиротворения традиционных схем.


Иллюстрации из книги «Анатомия цвета»

В его примере для журнала стены покрашены в цвет ивы, потолок тоже, но на два тона светлее. Филенки и плинтус белые, а завершают картину серо-сизый ковер и шторы цвета красного гвардейского мундира. Британские стандарты пришлись по вкусу тем, кто предпочитает менее вычурные интерьеры.

Многофункциональный интерьер

Сокращение жилых площадей в начале 1950-х отмечено в архитектурных изданиях того периода. Американская ассоциация здравоохранения взяла на себя смелость утверждать, что «нормальной, счастливой и процветающей семейной жизнью можно жить и без современного водопровода и морозилок. Но не без достаточного пространства» (Architectural Record, 1950).


Иллюстрации из книги «Анатомия цвета»

Из-за экономии места помещения стали многофункциональными: кухня-столовая, гостиная-столовая и даже гостиная-кухня. Новую легкую мебель было проще переставлять. Так интерьеры стали многофункциональными.

Прихожая

Независимо от дизайна, прихожая должна быть уютной. Она влияет на первое впечатление о доме, и холодная цветовая схема ухудшает его. Здесь не приходится находиться по-долгу, поэтому допустимы яркие цвета. Потолок, скажем, может быть солнечно-желтым или даже светло-оранжевым, если он достаточно высокий и не будет «давить». Для стен подойдет белый или светлый нейтральный серый. Ковер может перекликаться по цвету с потолком.

Ванная

Ванная — вторая комната в доме, претерпевшая в 1950-х заметные изменения. Мебель поначалу была неуклюжая и с прямыми углами, а раковина стояла отдельно. За десять лет очертания округлились, а у раковины появилась тумбочка. Ванны ставили к стене и закрывали экраном.


Слева — прихожая, справа — ванная. Иллюстрации из книги «Анатомия цвета»

По словам Ноэля Кэррингтона, строители оставляли ванную «идеально гигиеничной»: белая ванна, белая плитка и белая краска. В домах подороже раковина чаще была светло-зеленой, а ванна — «отталкивающего цвета, приемлемого только в фарфоре и пластике». Некоторые домовладельцы брали пример с красочных образцов ванных комнат из журнала House and Garden. Другие предпочитали вариант поспокойнее, с розовыми стенами, белым деревом и голубыми потолком и дверью. Был и еще более скромный дизайн: стену за ванной покрасить в розовый цвет, а остальные — в белый. «Плитку» делали из линолеума, резины или пластика бисквитных и серых оттенков, а также использовали черно-белую шахматную клетку.

Гостиная

Несколько авторов подчеркивали, что гостиная предназначена для отдыха и расслабления, поэтому цветовое решение должно быть «спокойным», но не унылым. Если планировался акцентный цвет, остальные следовало приглушить. Самые подходящие для акцентов части — ниши возле дымохода и стена напротив камина, а остальную площадь можно покрасить в белый или нейтральный светлый оттенок.

Несмотря на безмятежные схемы, судя по ряду журналов, в 1950-е была популярна яркая обивка.

Стены красили в яркие цвета и оклеивали обоями с абстрактным или геометрическим рисунком. Темные стены служили хорошим фоном для картин, особенно в рамах из светлого натурального или крашеного белого дерева. Книги тоже становились частью декора гостиной.


Иллюстрации из книги «Анатомия цвета»

С приходом центрального отопления привычная планировка изменилась. До Второй мировой войны стулья и кресла ставили вокруг камина — основного композиционного центра гостиной. При центральном отоплении его место занял телевизор. Неизвестный архитектор в беседе с представителем журнала Builder (2 мая 1952 года) высказался так:

— А кто смотрит телевизор, сколько и когда? Это новая, альтернативная «жизнь» в гостиной?

Пришло время учитывать телевизор при планировании и меблировке интерьера. В июне 1948 года в домах насчитывалось 50 000 телевизоров, на момент коронации Елизаветы II в 1953 году их было почти два миллиона, а к 1955 году их число удвоилось. Телевизор стал основным элементом обстановки гостиной.

Столовая

Традиционно здесь старались удивить гостей, но после войны из-за экономии места от столовых стали отказываться. В 1950-х считаные архитектурные издания включили ее в планировку. А в дальнейшем столовую объединяли с гостиной или кухней.


Иллюстрации из книги «Анатомия цвета»

Во многих домах, где столовая была, ее оформляли более традиционно, чем остальные комнаты, например в стиле неорегентства. Мастер на все руки У. П. Мэтью советовал не увлекаться викторианством и выбирать цвета поярче, поскольку они «способствуют пищеварению и повышают удовольствие от пищи». Он смело утверждал, что насыщенные контрастные цвета идеальны для столовой.

Кухня

Слуги и горничные ушли в прошлое, и домохозяйки проводили на кухне почти все время. Новые бытовые приборы заставили изменить планировку. В продуманной кухне раковина, плита и холодильник расположены на вершинах «треугольника». Кухни стали менее утилитарными и гораздо более привлекательными. Обеденный и рабочий столы и дверцы шкафов, которые раньше были деревянными, теперь ламинировали пластиком Formica.


Иллюстрации из книги «Анатомия цвета»

Банки для хранения продуктов, кастрюли, совки и вёдра стали делать ярких цветов из гаммы журнала House and Garden. Основные цвета стали популярны, и в кухне можно было «разгуляться», хотя был риск перестараться. Стоило отказаться от акцентирования ручек, молдинга и краев полок красным или другими яркими цветами, чтобы не создавать «назойливый шум».

Дизайн мог быть и очень простым, например потолок и стенные шкафы одного цвета. Или большие площади яркого цвета, подчеркнутые белым либо другими нейтральными оттенками. Для потолка предлагали такие варианты. Синий или нильская вода, стены — примула светлая или белые, дерево светло-серое, основные двери темнее потолка. Цвет потолка можно повторить внутри стенных шкафов и в нишах, а полки покрасить белым, чтобы хозяйку цвет радовал каждый раз, когда она откроет дверцу!

Кухня-столовая

В начале 1950-х эпоха роскошных обеденных приемов закончилась, в обиход вошли менее формальные торжества. В новых малогабаритных квартирах и домах кухня выполняла функцию столовой. Ее визуально делили на зоны сервантом или контрастным цветом стен и напольного покрытия.


Иллюстрации из книги «Анатомия цвета»

Спальня

Гости редко заходили в спальню, поэтому при нехватке средств на ней экономили

в первую очередь. В 1950-х спальни обставляли гарнитурами: кровать, прикроватная тумбочка, туалетный столик и шкаф были из одного комплекта. Если пространство позволяло, ставили мягкое кресло или маленький диван, а в старых домах с большими комнатами находилось место еще для письменного стола и книжного шкафа. Суть была в том, что «здесь не только спят, но и живут». В спальню редко проводили центральное отопление, а тепло обеспечивали покрывала и шторы. Набивной ситец был не в моде, но к белым или светлым стенам подбирали узорчатые покрывала или ковры из шерсти яка. Ковролин тоже был популярным и к тому же дополнительно утеплял пол.


Иллюстрации из книги «Анатомия цвета»

Традиционно для спальни выбирали спокойную цветовую схему. Примула, розовый и нильская вода по сравнению с консервативным белым или кремовым считались яркими цветами. У. П. Мэтью настаивал, что просыпаться лучше в окружении жизнерадостных цветов, «чтобы голова заработала». Он предлагал оформлять стены и потолок в умиротворяющих оттенках, а стену рядом с кроватью красить в насыщенный цвет для уюта и ощущения безопасности.

В северных комнатах с окнами от северо-запада до юго-востока желательны светлые и радостные оттенки. Для стен хороши цвет жимолости или кремовый, жимолость или бледно-розовый для потолка и светлая слоновая кость или бледно-розовый для дерева. В комнате с прямым солнечным светом уместны более темные и насыщенные цвета. Серые стены или ковер уравновесят малиновые или другие яркие портьеры либо покрывала на креслах, поскольку серый сочетается с большинством цветов.

Обложка: unsplash

Рубрика
Творчество

Похожие статьи