Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Практики личностного развития: трансформация, трансляция, целостность
20 апреля 2020 8 141 просмотр

Антон Бахарев
Антон Бахарев

В ситуациях личностного кризиса обстоятельства требуют сменить логику действий и превзойти себя в довольно короткие сроки. Внутренний дискомфорт и неудовлетворенность побуждают человека изменить свое поведение, чтобы получить другие, новые результаты. Рассказываем, как происходит развитие взрослого человека, и что необходимо для этих качественных изменений, по книге «Интегральный коучинг».

Трансформация. Трансляция

Есть два вида происходящих с человеком изменений, которые важно различать. Это трансформация и трансляция. Кен Уилбер, современный философ и создатель теории интегрального развития, пишет:

Интересная особенность ума состоит в том, что он развивается и в своем развитии проходит несколько стадий. На каждой стадии у человека различные нужды, им управляют различные движущие силы и структура ценностей — различное мировоззрение, если говорить в общем. Уровни развития сознания человека: архаический, магический, мифический, рациональный, плюралистический, интегральный.


Интегральный коучинг

Одним из определений трансформации будет вертикальное движение через эти структуры, или уровни, развития сознания, когда мы наблюдаем подлинные изменения ценностей и мировоззрения, настоящее изменение того, как мир воспринимается, ощущается и переживается.

Трансляция — это движение внутри одного уровня, это расширение, упрочение на том уровне, где вы сейчас находитесь. Допустим, вы директор по развитию персонала в компании среднего бизнеса. Вы переходите на работу в крупную организацию из другой отрасли. Ваша зарплата повышается, и у вас больше людей в подчинении. Географический охват компании шире, но суть ваших задач останется примерно той же, что и раньше. Ситуация потребует от вас быстрее принимать решения, удерживать во внимании больше объектов, но не менять парадигму мышления и логики действия.

Тем не менее в жизни может наступить момент, когда вы больше не пожелаете движения в пределах нынешнего уровня, а захотите совершить переход к более высокому, широкому, глубокому уровню сознания, сопереживания, осознавания, внимания — к иному мировоззрению в целом, так как действительно нуждаетесь в этом.

Иногда внешняя среда, изменения условий жизни человека, перемены в системах, в которые он включен, требуют от него трансформации. И он встает перед значимым выбором — менять себя или выходить из системы. Так бывает при слияниях и поглощениях, когда объединяются компании с очень разными культурами. Так случается при переезде за границу или в условиях кризиса.

Трансляционные изменения могут быть целиком осуществлены в течение трех и более месяцев. Трансформационные изменения занимают обычно не менее 9–12 месяцев.

Целостность как основа устойчивых изменений

Человек — целостная система, включающая в себя как внутренние особенности (мотивы, потребности, особенности характера, различные эмоционально-мыслительно-телесные комплексы, сформированные в ходе развития личности; мировоззрение и прочее), так и внешние (физическая форма и внешний вид, поведение и прочее).

Человек живет в социуме, он включен в ряд систем, в той или иной степени соответствует им функционально, играет роли. В них существуют общий менталитет и определенные отношения. На него влияют эти системы и отношения (семья, род, круг друзей, коллектив компании, город, государство), чаще всего поддерживая его образ жизни, выраженный в его внутреннем содержании и поведении. Можно даже сказать, что все эти условия определенным образом задают его жизнь.

Четыре аспекта

Каждый момент в нашей жизни отражается как минимум в четырех аспектах: внутреннее индивидуальное, внешнее индивидуальное, внутреннее коллективное и внешнее коллективное.


Но чаще всего мы осознаём привычные (любимые) один-два аспекта, как будто глядим сквозь призму некоего измерения. Особенно ярко это проявляется в стрессовых ситуациях. В большинстве случаев это не мешает нам, а даже приносит определенные, соответствующие нашему нынешнему образу жизни успехи. Так, человек, воспринимающий мир через призму отношений, создает необычайно крепкие связи с другими. Тот, кто прежде всего настроен на действие, успевает сделать чрезвычайно много и достигает хороших результатов.

Но когда появляются задачи, которые не решаются привычными способами, обычные, типичные для этого человека фильтры восприятия не дают возможности увидеть иные перспективы, выйти за их пределы, воспринять картину ясно и целостно во всех взаимосвязях и взаимозависимостях.

Развитие человека происходит неравномерно. Кто-то обладает тонким эстетическим чувством, но испытывает сложности в коммуникации. Кто-то невероятно одарен интеллектуально, но незрел эмоционально. Кен Уилбер назвал эти разные аспекты развития человека линиями. Среди них:

Когнитивная: что я осознаю? Самость: кто я? Мораль: что мне следует делать? Межличностная: как нам взаимодействовать? Духовная: что имеет предельное значение? Потребность: что мне необходимо? Кинестетическая: как мне сделать это?

Каждая линия развития состоит из уровней, или стадий, а каждая последующая включает и превосходит предыдущую (по принципу матрешки).

Когда мы просто ведем речь о том, что высоко или слабо развито, то подразумеваем существование уровней развития.

И действительно, оказывается, что каждая линия имеет уровни достижения (а значит, и стадии развертывания) — от низкого до среднего, высокого и очень высокого; и пока нет никаких оснований утверждать, что существует верхний предел.

«Я» как объект

Мы можем влиять на то, что воспринимаем как объект, и изменять его. Пока что-то есть «я» (субъект), оно неотделимо от нас, воспринимается как разумеющееся и неотъемлемое. И изменить его невозможно. Чтобы скорректировать такую глубоко укорененную структуру, как образ жизни, мировосприятие и стратегия поведения, необходимо отстраниться как от них в целом, так и от их составляющих. Необходимо сделать их объектами — не «я», а «У меня есть…», причем не что-то одно, а тот самый описанный выше «клубок» разного рода взаимосвязанных элементов.

При переходе от нынешнего состояния к новому нужно сохранять необходимый уровень осознанности. А это трудно. Ум изощренно будет водить нас за нос, подкидывая привычные фильтры восприятия и способы поведения.

Способность к рефлексии, умение «поворачивать пальчик на себя», рассматривая себя как объект в разных ситуациях, — необходимое условие для осознанных и управляемых изменений.

Иными словами, благодаря осознанному направлению внимания как на постоянно существующие, устойчивые паттерны, так и на существующие в моменте состояние и поведение они оказываются объектами рассмотрения. И в тот момент, когда мы способны их наблюдать, они становятся объектами, которые на следующем шаге (или шагах) могут быть изменены.

Узнать больше: «Интегральный коучинг».

Похожие статьи