Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество и хобби
Как «читать» полотна импрессионистов? Разбираем на картинах Курбе, Ван Гога и Мэри Кэссет
1 апреля 2020 26 419 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Вместе с книгой «Импрессионизм» разбираемся в творчестве великих художников. И находим интересные детали, которые раньше не замечали.

Рафаэль воды

В 1860-е годы в число художников — завсегдатаев пляжей Нормандии входил радикальный ниспровергатель традиций Гюстав Курбе. Пляжи Нормандии стали идеальным местом для написания многочисленных полотен Курбе: он рассчитывал продать их любителям морских пейзажей.

Эти марины были настолько светоносны и полны внутренней мощи, что Эдуард Мане даже прозвал Курбе «Рафаэлем воды».

Подход Курбе радикально отличался от манеры его предшественников: он накладывал краску на холст без предварительного рисунка, часто даже не кистями, а мастихином и другими инструментами. Его полотнам присуща зернистость текстуры. С одной стороны это усиливает иллюзию материальности пейзажа и открывает его для мультисенсорного восприятия. С другой — говорит о высочайшем техническом мастерстве художника.


Импрессионизм


Берег в Нормандии. 1865

На марине Курбе в духе высокого романтизма запечатлена вся беспредельность морских и небесных просторов. Морские пейзажи Курбе, на которых волны разбиваются о берег и образуют пелену брызг, словно воплощают в себе мощь природных сил. К тому же, Курбе демонстрирует свое легендарное владение мастихином, используя его для передачи пространства пляжа, линии берега, скал и моря; облака же написаны широкой кистью. Иногда он даже наносил краску губкой.

Леди-шпион

Картина Кэссет, изображающая даму в черном, чей вооруженный театральным биноклем взор рассекает пространство зала, — одна из самых необычных ее работ, рядом с другими выглядящая почти инородной.


В ложе. 1878

Вооруженная орудием «шпиона», дама занимает выгодное положение в личной ложе. При этом на заднем плане, напротив нее, сидит некто, испытывающий не менее острый интерес к ее персоне. Мужчина совершенно не расположен скрывать свои намерения: он сильно перегнулся через перила ложи, тем самым словно насмехаясь над позой дамы (если только, конечно, он с ней не знаком).

Такая шутливая игра взглядов больше характерна для работ Эдуарда Мане или Эдгара Дега, но здесь Кэссет берет инициативу на себя, отдавая средство наблюдения в руки представительницы женского пола. Ее веер сложен и временно забыт и оттого становится похож на палку или дубинку, символизируя не женственный флирт и осмотрительность светской дамы, а скорее маскулинную целеустремленность.

Кэссет будто провозглашает собственную идентичность и закрепляет полновесность женского взгляда.

«В ложе» стала первой работой Кэссет, выставленной в США, где зрители назвали ее «поразительной» и ничуть не уступающей картинам художников-мужчин.

Галактики вращающегося света

К 1888 году Ван Гог выработал стиль, который впоследствии сделал его знаменитым: пастозные мазки насыщенными цветами. Он быстро прошел период, когда его манера письма была близка к собственно импрессионизму и сегодня считается постимпрессионистом.

И манера работы, и колорит Ван Гога берут начало в импрессионизме, но применял он их для экспрессии.

Большинство картин того периода он писал из окна своей комнаты или с территории лечебницы. Хотя эта работа заставляет сомневаться в том, что она была создана в стенах больницы. Шпиль в центре кажется крохотным по сравнению с огромным изогнутым кипарисом слева на переднем плане. Ван Гог знал, что это дерево ассоциируется со смертью — кипарисы часто растут на кладбищах, — и предполагается, что он мог написать картину в подобном месте. Заостренная верхушка и восходящие ритмичные формы дерева как будто тянут глаз вверх, к усыпанным звездами небесам. Справа сверху композицию уравновешивает блестящий полумесяц.


Звездная ночь. 1889

Крученые формы и повторения — их иногда связывают с воздействием на зрение каких-то лекарств, которые Ван Гог, возможно, принимал, — могут намекать на загадочный, неслышный часовой механизм Вселенной, который никогда не останавливается и становится немного виднее во время ночных размышлений, после захода солнца, когда большинство людей уже спит. А возможно, что галактики вращающегося света — это комфортный мир знаний, где человек не испытывает страданий.

По материалам книги «Импрессионизм»

Похожие статьи