Кругозор
Счет на пальцах и математическое мышление
24 января 1 694 просмотра
Кругозор
Счет на пальцах и математическое мышление
24 января 1 694 просмотра

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Все знают, насколько важно для маленьких детей развивать мелкую моторику. Эта способность выполнять мелкие и точные движения проявляется, в том числе, при счете на пальцах. Однако многие учителя категорически против обучения счету таким способом, а сами учащиеся часто считают его ребячеством. Автор книги «Безграничный разум» Джо Боулер рассказывает об интересных открытиях нейробиологов в этом вопросе.

Пальцы и математика



Безграничный разум

Профессор Стэнфордского университета и известный педагог Джо Боулер участвует в деятельности междисциплинарной группы нейробиологов, инженеров и педагогов, работающей над созданием небольших роботов, развивающих восприимчивость пальцев у маленьких детей. Новые открытия указывают на необходимость иного подхода к преподаванию — более физически ориентированного, многопланового и креативного, нежели те, что использовались раньше и применяются сейчас.

Новые подробности о том, как мозг обрабатывает математические данные, порой удивительны. Так, в рамках одного исследования удалось доказать значение пальцев для усвоения математики. Ученые проанализировали отдельный участок мозга — соматосенсорную систему, отвечающую за обработку информации от рецепторов, расположенных в том числе на пальцах. Они обнаружили, что когда подросткам 8–13 лет дают сложные задачи на вычитание, соматосенсорная система активизируется, даже если школьники не задействуют пальцы.

Примечательно, что у нас в голове возникает образ пальцев, даже когда мы не используем их при вычислениях.

Этот участок мозга, согласно тому же исследованию, в значительной степени вовлечен и в решение более сложных примеров, включающих большие числа и подразумевающих несколько операций.

Нейробиологи установили связь моторики с математическим мышлением, особо выделив значимость «пальцевого восприятия». Проверить его можно следующим образом. Спрячьте одну ладонь под книгу или под стол и попросите кого-нибудь дотронуться до кончиков ваших пальцев. Люди с хорошим восприятием легко определят, какого именно пальца коснулись. Более сложный тест предполагает прикосновение в двух разных точках — на кончике пальца и второй фаланге.

Вот еще несколько интересных фактов:

— уровень пальцевого восприятия у студентов колледжей позволяет спрогнозировать результаты тестов на счет,

— пальцевое восприятие в первом классе надежно предсказывает успеваемость по математике во втором классе,

— долговременные наблюдения подтвердили, что высокой успеваемостью по математике музыканты, по всей видимости, обязаны хорошо развитому пальцевому восприятию.

По материалам книги «Безграничный разум».

Рубрика
Кругозор

Похожие статьи