Творчество
13 удивительных фактов о Пабло Пикассо
21 января 2 035 просмотров
Творчество
13 удивительных фактов о Пабло Пикассо
21 января 2 035 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

В МИФе вышла новая и невероятно интересная книга о великом художнике Пабло Пикассо — «Человек, который стал Пикассо». Выбрали несколько фактов из неё. О лапках голубей, «голубом» и «розовом» периодах и самой трагической картине XX века, написанной мастером кубизма.

Первая картина



Биография искусства.Человек, который стал Пикассо

«Пикадор» — первая из известных картин Пикассо, нарисованная им в возрасте восьми лет масляными красками на доске. Он не расставался с ней на протяжении всей жизни, хотя она и была слегка испорчена.


«Пикадор»

И Пабло, и Диего, и Хосе

Мальчик, пришедший в мир под чудным сиянием, получил имя Пабло Руис-и-Пикассо. По испанской традиции он носил фамилию отца — Руис и матери — Пикассо. В торжественный день крещения в церкви Сантьяго он получил имена

  • Пабло,
  • Диего,
  • Хосе,
  • Франсиско де Паула,
  • Хуан Непомусено,
  • Мария де лос Ремедиос
  • и Сиприано де ла Сантисима Тринидад.

Таков обычай в Малаге — давать как можно больше имен.


Слева — рисунок «Коррида». На детских рисунках Пикассо часто изображал любимую корриду. Справа — фотография Пикассо. Ему 15 лет

Первые рисунки Пикассо — это… лапки голубей

Отец Пикассо дон Хосе был художником, специализировавшимся на росписи столовых комнат. Его излюбленные мотивы — перья, листья, попугаи, сирень, а главное — голуби. Площадь Мерсед, где жила семья, обрамляли платаны, на которых гнездись тысячи этих птиц. Дон Хосе без устали рисовал их, заполнял ими картины, гармонично включал в свои композиции.


Первые рисунки голубей сделаны Пабло в 9 лет (1890)

Спустя несколько лет, когда дон Хосе, очарованный талантами Пабло, постепенно передавал ему свои кисти, он первым делом уступил сыну… лапки своих голубей. Однажды вечером дон Хосе ушел, оставив сына заканчивать натюрморт. Вернувшись, он увидел завершенную работу. И птичьи лапки выглядели так живо, что взволнованный отец отдал Пабло свою палитру, кисти и краски. Решил: сын талантливее, поэтому сам он больше не будет рисовать.

Пикассо сражает жюри

Семья Пикассо переезжает в Барселону, где дон Хосе занял должность в Школе изящных искусств. Она называлась Ла Лонха: это была старая академия с закосневшими традициями, где изучали в основном «антики», неустанно копируя гипсовые слепки.


Два автопортрета входят в число ученических работ периода 1897 — 1899 годов. Здесь Пикассо — воплощение богемного художника

Пабло всего 14 лет. Он слишком юн для этой школы. Но по просьбе отца ему позволили участвовать во вступительном конкурсе. «Антик, натюрморт, живая модель и живопись» — такова программа экзамена…

Юноша ошеломил жюри: за день он выполнил задание, на которое отводился месяц.

И сделал все с таким мастерством и точностью, что никто уже не сомневался: это истинное дарование.

«Голубой» период

Весна 1901 года. Пикассо исполнилось 20 лет. Новый период, новое возвращение, новый адрес в Париже: бульвар Клиши, 130… Маленькая комнатка, где Пабло жил и творил. А также «Голубая комната», одна из картин, ознаменовавших «голубой» период. Это его любимый цвет, таким он в то время видел мир и одевался тоже в голубое. О голубом он говорил тогда как о «цвете всех цветов». Этот этап его творчества назвали «голубым» периодом.


Картина «Жизнь» (слева) и «Автопортрет» (слева)

Картины «голубого» периода — в числе самых известных и любимых в творчестве Пикассо. Разумеется, потому, что изображенные на них персонажи еще довольно реалистичны. А сюжеты полотен отражают знакомые всем чувства.

Мастерская и хаос

В мастерской пахло льняным маслом, которое использовалось для лампы и разбавления красок. У стен стояли десятки картин. Та, над которой он работал в данный момент, стояла прямо на полу, опираясь на ножку мольберта. Рядом с мольбертом — краски, кисти, множество баночек, тряпочек и жестяных коробок.


Пикассо

А еще книги, странные предметы, какая-то цинковая труба — настоящий хаос с белыми мышами в выдвижном ящике и искусственными цветами, которые он нашел у старьевщика и купил, потому что понравился их цвет…

Невероятный хаос. Но жизненно необходимый. Пикассо всегда его любил. Возможно, он казался ему богаче идеями, чем порядок.

Это была его собственная система. Вещи находили место в потребности быть там или тут в данный момент. Внешний порядок, наоборот, нес в себе нечто навязанное, сковывал дух.

«Розовый» период

«Розовый» период пришелся на 1904 — 1906 годы. Он получил это название из‑за охристого и бледно-розового цветов, доминировавших в полотнах художника, и хрупкости, характерной для его персонажей. Чаще всего это акробаты и бродячие актеры, беззащитные обитатели обочины жизни, каждый жест которых говорит о грации и смирении.


Портрет Гертруды Стайн

В это же время был написан «Портрет Гертруды Стайн». Гертруда Стайн позировала на протяжении длительного времени. Весной 1906‑го Пикассо смыл лицо, потому что был им недоволен. Осенью, вернувшись из Го́соля, он вновь взялся за него, придав ему вид маски. Гладкий, выпуклый лоб, обезличенные, правильные и схематичные черты. «Это единственный мой портрет, который всегда остается мною», — сказала модель.

«Авиньонские девицы»: вызов, провокация, скандал

В конце лета 1907 года Пикассо завершил огромное полотно, начатое несколькими месяцами ранее. Почти шесть квадратных метров, сотни подготовительных рисунков и этюдов. Пабло заперся в мастерской, чтобы писать картину. И в один прекрасный день открыл двери перед близкими друзьями. Изумление, шок, потрясение… Нет таких слов, чтобы передать их реакцию.


Для многих историков искусства «Авиньонские девицы» послужили символом начала современного искусства

А ведь они привыкли к живописи Пабло и всегда первыми отстаивали ее. Но даже для них это было чересчур: они категорически осудили увиденное.

Матисс, великий художник, был в ярости! Сам Жорж Брак, с недавних пор друг Пабло, говорил: «Это как если бы ты хотел накормить нас паклей или напоить керосином!»

Даже Аполлинер, обычно безоговорочно принимавший сторону друга, осудил его. В этом хоре порицателей нашлось одно исключение — молодой немецкий коллекционер Даниэль-Анри Канвейлер. Ему картина понравилась с первого взгляда, и он сразу подружился с Пикассо. Эта дружба продлилась всю жизнь.

Кубизм и известность

Несмотря на враждебное отношение публики к новой кубистской тенденции, их покупали. И довольно часто. В полку почитателей Пикассо прибыло, появилось много русских, немцев, американцев. От нужды, в которой художник жил всего три года назад, не осталось и следа.


«Хлеб и ваза с фруктами на столе» и «Пейзаж с двумя фигурами»

В сентябре 1909 года Пикассо и Фернанда покинули Бато-Лавуар. Со своим сиамским котом они переехали в светлую, просторную квартиру-мастерскую в доме 11 на бульваре Клиши. Их окна выходили на море зелени, свет был великолепен. За столом прислуживала домработница в белоснежном переднике, в комнате стояли мебель красного дерева, рояль… Декорации полностью переменились, как и сама жизнь: отныне по воскресеньям устраивались приемы!

«Герника» — величайшая картина ХХ века

1 мая 1937 года до Парижа дошла жуткая весть: немецкие бомбардировщики, наемники Франко, атаковали маленький баскский городок Герника. Они сбросили на него бомбы в тот час, когда на улицах было полно народа.


«Герника»

Спустя месяц, 4 июня 1937 года, появилась картина: в лицо публике брошена «Герника». На ужасное побоище Пикассо ответил самой беспощадной и шокирующей из когда‑либо написанных картин. Кровавым бомбардировщикам, ослепленным ужасом и глупостью, Пикассо, широко раскрыв глаза, ответил бомбой ненависти. «Герника» — величайшая трагическая картина ХХ века.

Женщины и картины

Для каждой женщины в своей жизни Пикассо изобретал особую стилистику. Формы Марии-Терезы переданы округлыми, гармоничными линиями, арабесками. Дора Маар часто представлена яркими цветами, заостренными формами: длинные красные ногти, волевой подбородок, искрящиеся энергией глаза.


«Портрет Марии-Терезы» (слева) и «Портрет Доры Маар» (справа)

На «Портрете Жаклин со скрещенными руками» Жаклин Рок со своим прекрасным греческим профилем — для Пикассо воплощение средиземноморской женщины. На работе «Женщина-цветок» густая шевелюра Франсуазы Жило разметалась, словно лепестки. Ее тонкая талия еще ужата, словно стебель, несущий круглые, как бутоны, груди.


«Портрет Жаклин со скрещенными руками» (слева) и «Женщина-цветок» (справа)

Вот что писала о работе Пикассо Франсуаза Жило — художница и возлюбленная, которая родила ему двоих детей.

— Пабло простаивал перед мольбертом, почти не двигаясь, часа три-четыре. Я спросила, не утомляет ли его такое долгое стояние на одном месте. Он покачал головой.

— Нет. Потому‑то художники и живут так долго. Я, пока работаю, оставляю свое тело за дверью, подобно тому как мусульмане — обувь перед входом в мечеть.


Пикассо и Франсуаза Жило на вилле «Галлуаз» в Валлорисе, 1951

Когда дневной свет начинал исчезать с холста, Пабло включал два прожектора, и всё, кроме картины, исчезало в тени.

— Всё, кроме холста, должно быть в темноте, — сказал Пабло, — чтобы собственная работа гипнотизировала художника и он писал будто в трансе. Художник должен находиться как можно ближе к своему внутреннему миру, если хочет выйти за те пределы, которые разум постоянно стремится навязать ему.

Выставка в папском дворце

1 мая 1970 года в Авиньонском папском дворце открылась гигантская выставка недавних творений Пикассо: 167 полотен, 45 рисунков. Те, кто знакомился в Авиньоне с последними его работами, были поражены необычайным обновлением художника во всем — в манере письма, цветах и сюжетах — и возвращением в его творчество Испании с мужчинами при шпагах, мушкетерами и матадорами.


Зрителей окружал буйный и красочный маскарад мужчин со шпагами, пар, обнаженных женщин, торжественных портретов

К тому же Пикассо восстановил связи с родиной и своими испанскими корнями. Благодаря самому преданному другу — Хайме Сабартесу — в Барселоне, в великолепном дворце XV века, в самом сердце старого города, открылся музей Пикассо. И художник подтвердил, что Барселона — самый дорогой его сердцу испанский город: подарил музею почти все юношеские работы.

Внезапный уход

1973 год. Пикассо 92 года. Но в нем по‑прежнему сильно́ желание вызвать эмоции, пролить свет на темные области, используя собственный свет: цвет, форму, образ, символ.


Его вера в свою способность творить, в умение придать точную, лучшую форму тому, что должно быть выражено, непоколебима. Из-за необыкновенной жизненной мощи его смерть застает всех врасплох.

Пикассо умер 8 апреля 1973 года, и весь мир потрясла эта новость. Кажется, люди уже поверили, что в нем живет какой‑то свет, который никогда не угаснет.

Он часто говорил: «Полотна никогда не бывают закончены <…>. Обычно они останавливаются в определенный момент, потому что приходит нечто, что прерывает работу».

По материалам книги «Человек, который стал Пикассо»

Рубрика
Творчество

Похожие статьи