Саморазвитие
Объясняем модель головного мозга «на пальцах»
14 января 932 просмотра
Саморазвитие
Объясняем модель головного мозга «на пальцах»
14 января 932 просмотра

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Если вы читали хотя бы одну книг о работе мозга, то наверняка не раз поражались, сколькими «талантами» обладает этот орган. Настало время изучить его подробнее. В книге «Сознавание» мы нашли простой способ представить структуру мозга. Данную модель всегда можно иметь перед глазами. Пригните большой палец руки к середине ладони и зажмите его остальными четырьмя — вот и готова «пальчиковая» модель.

Иллюстрации из книги

В этой модели глаза и лицо располагаются со стороны костяшек, а запястье символизирует спинной мозг и шею. Разогнув все пальцы, вы увидите ладонь — стволовой отдел головного мозга. Эта часть запрятана глубоко в черепе и имеет древнюю историю. Именно в ней впервые появляются интегрированные нейронные связи.


Сознавание

Большой палец символизирует лимбическую систему. В реальности эта часть мозга представляет собой несколько областей, связанных с другими отделами мозга. Снизу лимбическая доля соединяется со стволом, а сверху — с корой, которая представлена четырьмя пальцами, перекрывающими ее. И хотя границы этих отдельных областей могут быть более размыты, чем подразумевают их названия, данная модель помогает получить наглядное представление об их пространственном расположении.

Как и что работает

Наш образ жизни во многом определяется состоянием физического тела, что соответствует представлениям о том, что сознание воплощено в теле. Тело — не просто транспортное средство для перевозки головы. Это важнейший внутренний источник нашего естества. Так что изучаемая нами схематичная модель мозга — всего лишь одна из сторон, определяющих, кто мы есть на самом деле.

Информация о том, что происходит в организме, передается в стволовую и островковую части мозга в виде сигнала, а затем в головном мозге преобразуется в то, что ученые называют картой. Эти нейронные схемы (или карты мозга) считаются паттернами нейронных «вспышек», набором нейронов, активируемых определенным образом и несущих в себе определенную информацию.

То, что мы понимаем как возникновение психики (и особенно чувств), основано на взаимодействии нервной системы с телом. Нервная система порождает разум не сама, а вместе с организмом. А это утверждение уже не совпадает с традиционным взглядом на мозг как единственный источник разума. Зато оно подтверждает гипотезу о том, что разум воплощен в теле.

Чувства играют ключевую роль в формировании поведения, потому что пробуждают то, что мы называем эмоциями. Нам, как прогностическим машинам, нужны чувства для выбора стратегии поведения. Именно в наших чувствах в настоящем заключено то, чему мы научились в прошлом, и то, чего ожидаем от будущего. Чувства не побочный продукт счастливой жизни, они определяют то, как мы живем.

Мозг, заключенный у нас в голове, играет особенно важную роль в том, что мы думаем о самих себе и как мы думаем вообще.

От стволовой части мозга сигналы тела перемещаются вверх к коре, в лимбические структуры, связанные с эмоциями, мотивацией, оценкой, памятью и привязанностями. Новая кора (или неокортекс), развившаяся в процессе эволюции млекопитающих, была заметно увеличена у приматов, а у человека сформировалась в основную префронтальную область, сложным образом связанную с другими частями мозга. Именно она и стала главным интегрирующим центром мозга, объединяющим кору, лимбическую систему, стволовой, соматический отделы и даже потоки энергии и информации.

Нейронные репрезентации, или карты, образующиеся в областях коры головного мозга, напрямую участвуют в формировании идей и образов, возникающих у нас в сознании. Отдел коры, отвечающий за создание карт, обоснования и размышления, позволяет нам лучше понимать как себя, так и окружающих. Эта способность фокусироваться на настроении или психике, называемая также моделью психического, ментальностью или рефлективным функционированием, связана со многими областями, в том числе и с префронтальной корой. Когда соединяются срединные отделы префронтальной и задней коры, в системе образуются два узла, которые вместе с другими областями коры остаются активными, даже когда мы отдыхаем. В связи с тем, что это соединение преимущественно срединных структур сохраняет фоновую активность, даже когда не нужно решать задачи, ученые назвали его сетью пассивного режима работы мозга.

Изучать мозг можно бесконечно. И совершенствовать, кстати, тоже. Читайте в книге «Сознавание», как с помощью практики осознанности и медитации улучшить работу мозга.

Обложка поста: unsplash.com

Похожие статьи