Саморазвитие
Объясняем модель головного мозга «на пальцах»
14 января 2 647 просмотров
Саморазвитие
Объясняем модель головного мозга «на пальцах»
14 января 2 647 просмотров

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Если вы читали хотя бы одну книг о работе мозга, то наверняка не раз поражались, сколькими «талантами» обладает этот орган. Настало время изучить его подробнее. В книге «Сознавание» мы нашли простой способ представить структуру мозга. Данную модель всегда можно иметь перед глазами. Пригните большой палец руки к середине ладони и зажмите его остальными четырьмя — вот и готова «пальчиковая» модель.

Иллюстрации из книги

В этой модели глаза и лицо располагаются со стороны костяшек, а запястье символизирует спинной мозг и шею. Разогнув все пальцы, вы увидите ладонь — стволовой отдел головного мозга. Эта часть запрятана глубоко в черепе и имеет древнюю историю. Именно в ней впервые появляются интегрированные нейронные связи.


Сознавание

Большой палец символизирует лимбическую систему. В реальности эта часть мозга представляет собой несколько областей, связанных с другими отделами мозга. Снизу лимбическая доля соединяется со стволом, а сверху — с корой, которая представлена четырьмя пальцами, перекрывающими ее. И хотя границы этих отдельных областей могут быть более размыты, чем подразумевают их названия, данная модель помогает получить наглядное представление об их пространственном расположении.

Как и что работает

Наш образ жизни во многом определяется состоянием физического тела, что соответствует представлениям о том, что сознание воплощено в теле. Тело — не просто транспортное средство для перевозки головы. Это важнейший внутренний источник нашего естества. Так что изучаемая нами схематичная модель мозга — всего лишь одна из сторон, определяющих, кто мы есть на самом деле.

Информация о том, что происходит в организме, передается в стволовую и островковую части мозга в виде сигнала, а затем в головном мозге преобразуется в то, что ученые называют картой. Эти нейронные схемы (или карты мозга) считаются паттернами нейронных «вспышек», набором нейронов, активируемых определенным образом и несущих в себе определенную информацию.

То, что мы понимаем как возникновение психики (и особенно чувств), основано на взаимодействии нервной системы с телом. Нервная система порождает разум не сама, а вместе с организмом. А это утверждение уже не совпадает с традиционным взглядом на мозг как единственный источник разума. Зато оно подтверждает гипотезу о том, что разум воплощен в теле.

Чувства играют ключевую роль в формировании поведения, потому что пробуждают то, что мы называем эмоциями. Нам, как прогностическим машинам, нужны чувства для выбора стратегии поведения. Именно в наших чувствах в настоящем заключено то, чему мы научились в прошлом, и то, чего ожидаем от будущего. Чувства не побочный продукт счастливой жизни, они определяют то, как мы живем.

Мозг, заключенный у нас в голове, играет особенно важную роль в том, что мы думаем о самих себе и как мы думаем вообще.

От стволовой части мозга сигналы тела перемещаются вверх к коре, в лимбические структуры, связанные с эмоциями, мотивацией, оценкой, памятью и привязанностями. Новая кора (или неокортекс), развившаяся в процессе эволюции млекопитающих, была заметно увеличена у приматов, а у человека сформировалась в основную префронтальную область, сложным образом связанную с другими частями мозга. Именно она и стала главным интегрирующим центром мозга, объединяющим кору, лимбическую систему, стволовой, соматический отделы и даже потоки энергии и информации.

Нейронные репрезентации, или карты, образующиеся в областях коры головного мозга, напрямую участвуют в формировании идей и образов, возникающих у нас в сознании. Отдел коры, отвечающий за создание карт, обоснования и размышления, позволяет нам лучше понимать как себя, так и окружающих. Эта способность фокусироваться на настроении или психике, называемая также моделью психического, ментальностью или рефлективным функционированием, связана со многими областями, в том числе и с префронтальной корой. Когда соединяются срединные отделы префронтальной и задней коры, в системе образуются два узла, которые вместе с другими областями коры остаются активными, даже когда мы отдыхаем. В связи с тем, что это соединение преимущественно срединных структур сохраняет фоновую активность, даже когда не нужно решать задачи, ученые назвали его сетью пассивного режима работы мозга.

Изучать мозг можно бесконечно. И совершенствовать, кстати, тоже. Читайте в книге «Сознавание», как с помощью практики осознанности и медитации улучшить работу мозга.

Обложка поста: unsplash.com

Похожие статьи