Современное искусство часто вызывает много дискуссий. Разобраться в нем и понять, что хотел сказать художник, поможет книга «Главное в истории современного искусства» — новая часть в известной серии.
Без названия (Черный череп)
Главное в истории современного искусства
У Жана-Мишеля Баскии не было художественного образования, однако он стал известен во всем мире благодаря своей экспрессивной живописи, в которую добавил приемы граффити. Баския заимствовал образы из африканской, карибской, ацтекской и латиноамериканской культур. Писал он пастельными мелками, аэрозольными красками и акрилом, чередуя мазки с нанесением краски ручкой кисти.
Посмотрите на картину «Черный череп». Давайте попробуем в ней разобраться.
- Белый череп, похожий на галлюцинацию, парит над черным фоном, напоминая зрителям о быстротечности жизни.
- Баския использует уникальный прием, благодаря которому изображение становится похожим на рентгеновский снимок.
- Голова-череп передает идею внешней видимости и внутреннего мыслительного процесса.
- Весы символизируют противостояние различных взглядов, в том числе свободу самовыражения художника и общественные ограничения, с которыми ему приходилось сталкиваться.
Картина отсылает к классическому портрету в традициях культур Пуэрто-Рико и Гаити, куда уходят корни семьи художника. В «Черном черепе» прослеживается влияние экспрессионизма, в частности творческого метода Пауля Клее, и граффити. На полотне также отражены элементы афроамериканского опыта — размышления Баскии об истории и борьбе народов, населявших Америку.
Художник: Жан-Мишель Баския
После развода родителей Баския жил с отцом и сестрами в Пуэрто-Рико, но вскоре переехал в Нью-Йорк. С Алем Диасом и друзьями он рисовал граффити, подписанные псевдонимом SAMO. Вскоре Баския начал выставлять картины, акцентирующие внимание на темах сегрегации, бедности и расизма. Умер художник от передозировки героина в возрасте 27 лет.
Мама
В конце 1990 годов американская художница французского происхождения Луиза Буржуа создала несколько огромных скульптурных изображений пауков и дала им название «Мама» — в честь своей матери, умершей, когда Луизе был 21 год. «Моим лучшим другом была моя мама… Умная, терпеливая, спокойная, здравомыслящая, утонченная, изящная, ответственная, опрятная и приносящая пользу, как паук… Я никогда не устану изображать ее», — говорила художница.
Попробуем разобраться в этом удивительном предмете искусства.
- Тело этого монументального паука высоко поднято над землей.
- Его конечности образуют подобие готических арок; проходя сквозь них, посетители музея оказываются под брюхом паука.
- Это произведение полно противоречий: оно одновременно мощное и хрупкое, нежное и пугающее, заботливая мать и страшный хищник.
Подобный выбор объекта для скульптуры художница объясняла так: «Моя мама была ткачихой, как пауки….Подобно паукам, она была очень умна. Пауки — существа дружелюбные. Они едят комаров, а комары, как известно, переносчики болезней, потому мы их и не любим. Вот и получается, что пауки приносят пользу и защищают, как моя мама».
Художник: Луиза Буржуа
Невероятные женщины, которые изменили искусство и историю
Луиза Буржуа входит в число самых значимых скульпторов XX века. На протяжении долгой творческой жизни Луиза исследовала материалы и формы выражения. Созданные во многом под влиянием детских травм, ее работы в живописи, гравюре, скульптуре, инсталляции и перформансе оказались действительно новаторскими. Несомненно влияние Буржуа на искусство инсталляции и на движение феминистского искусства.
Вся моя вечная любовь к тыквам
«Вся моя вечная любовь к тыквам» передает опыт с детства мучивших художницу галлюцинаций, включая видения о плывущих по воздуху предметах и замкнутом пространстве. Яёи Кусама воплощает беспокойство и чувство тревоги с помощью точек, повторений, зеркал и ярких красок.
Разбираемся в «Тыквах» вместе.
- Создавая это пространство, Яёи Кусама обратила особое внимание на расположение форм и зеркал, игру света и отражения.
- Большие акриловые желтые тыквы в черный горошек заполняют все пространство.
- Отражения в зеркалах создают иллюзию бесконечного множества тыкв, тянущегося на огромное расстояние.
Работа выражает мысли Кусамы о жизни, смерти и бесконечности. Зрителей приглашают войти в инсталляцию по одному или по двое, чтобы они могли увидеть и собственные отражения среди тыкв под неожиданными углами света. Кусама заметила, что для нее каждый черный кружок повторяет солнце — символ энергии — или луну — символ спокойствия и безмятежности. Кроме того, она описала использование принта в виде черных кругов как способ самоуничтожения.
Художник: Яёи Кусама
Самая известная современная японская художница, Кусама родилась в городе Мацумото. До переезда в Нью-Йорк в 1950 годах она изучала живопись в Киото, а к середине 1960-х состоялась как автор провокационных работ. Кусама исследует свою идентичность через призму собственной душевной болезни. Художница вернулась в Японию в 1973 году. Ее инсталляции высоко ценятся во всем мире.
По материалам книги «Главное в истории современного искусства»
Обложка отсюда