На выставке Non/fiction наше издательство организовало встречу на тему «Что такое „красота“ в дизайне и жизни». На разговор вдохновила новинка «Загмайстер и Уолш: О Красоте». Эта книга о том, как красота влияет на человека, о том, что красота работает, меняет нашу жизнь. Идеология МИФа этому созвучна: мы бы хотели делать жизнь наших читателей лучше.
Дизайнеры, редакторы старались минимально вторгаться в оформление книги, поэтому на обложке мы видим букву В (от английского Beauty — красота). Были мысли попросить автора нарисовать красиво букву К, но решили не делать этого.
Загмайстер и Уолш: О Красоте
В новой книге Загмайстер не побоялся открыто выступить с заявлением: «Ребята, хватит бояться красоты». В современном искусстве слово «красота» стало ругательным. Говорят: «Мы не про красоту, а про функцию». Но сейчас все чаще говорят, что красота — это часть функции. Если разобрать это, то мы увидим, что красота влияет на нас лучшим образом.
Спикеры (слева направо): арт-директор «Студии Артемия Лебедева» Тимур Бурбаев, графический дизайнер, преподаватель Британской высшей школы дизайна Дмитрий Карпов, шеф-редактор раздела «Красота» в Афише Daily Елизавета Шатурова (модератор встречи), арт-директор издательства МИФ Мария Красовская
Тихая красота
Молодые художники переживают, что они сделают тихий, спокойный дизайн, они хотят создать яркий, кричащий дизайн, чтобы выделиться, быть оригинальным. Есть гениальные примеры создателей тихой красоты. Джаспер Моррисон лет 40 проектировал спокойные вещи, не давал интервью, но стал знаменитым, потому что его мебель была буквально у всех дизайнеров. Красота вещей может раскрываться постепенно. Это глубокий и красивый дизайн, которые ребята боятся делать. Экспериментируйте в этом направлении! Конечно, прорывы нужны, но сделать спокойный и долговечный дизайн сложнее, чем модный и оригинальный.
Красота = функция
Главная мысль, которую пытается донести Загмайстер, — красота = функция. Он приводит много примеров. Рассказывает о городе, в котором мэр решил раскрасить дома в разные цвета, и город из преступного гетто превратился в туристический центр (речь о Тиране, столице Албании). Просто за счет простого решения — сделать чуть ярче и красивее место, где мы живем.
Что первично — функциональность или красота?
Дизайн — это всегда определенная форма мышления, того, как люди относятся к объекту. Часто люди идут либо по пути сложившейся культуры, представления того, каким он должен быть. А иногда идет попытка посмотреть на функции, которые предмет должен решать. Например, взять эти колонны в зале. У них только эстетическое значение. Изначально колонны были полностью из дерева, и они служили опорой для свода. Они сохранились, стали традицией, и сейчас выполняют эстетическую функцию, как бы успокаивая нас, что крыша на нас не рухнет.
Об улучшениях
В мышлении творческого человека есть стремление к постоянному улучшению. Человек что-то сделал, но видит, что можно улучшить. Например, у того же Рембрандта много работ, которые он не мог закончить, потому что должен был сам себе признаться, что это все. Многие знаковые произведения — это незаконченные произведения, за которые выплачивался гонорар обратно. Это очень практическая форма — улучшать все и постоянно. Это такая трагедия неудовлетворенного человека, который через эту болезненность стремится к тому, чтобы успокаивать самого себя и снижать нервозность общества. Потому что современный дизайн повышает эту нервозность. Он как бы говорит: «У тебя телефон позапрошлой модели, но это же немодно. Новый телефон быстрее, лучше. Ты что, несовременный?»
Недолговечный современный дизайн
Если вы вспомните своих бабушек, они ходили в одном пальто по 30 лет не потому, что другого не было, а потому что характер производства предполагал, что это пальто на 30 лет. Современный дизайн предполагает, что пальто должно прослужить 2 сезона максимум. А дальше надо менять на более модное. А если ты не согласен, то пара отверстий на локтях сами подскажут, что пора.
Когда в функциональности нет красоты…
В книге есть забавный пример, как менялся дизайн бокала на протяжении столетий. В итоге, человечество пришло к пластиковому стаканчику.
Иллюстрация из книги
Еще Стефан рассказывает в книге, что спрашивал подписчиков, какая форма и цвет им больше всего нравятся и не нравятся. Выяснилось, что самыми некрасивыми оказались коричневые прямоугольники. Затем Стефан предложил посмотреть на нашу архитектуру: мы все живем в коричневых прямоугольниках. В некоторых странах уничтожаются эти блочные дома, в некоторых продолжают так строить. Такого торжества функциональности над красотой не должно быть.
Иллюстрация из книги
Можно ли поменять мир и при этом сделать его более эстетичным?
Это уже удалось компании Apple, продукция которой сочетает в себе функциональность и красоту. Представим, если бы этой компании не существовало. Наверное, наш мир был бы гораздо более серым, гораздо более коричневым, гораздо более квадратным. Вектор в сторону прекрасного, безусловно, есть, он уже в нашей среде. Красота — не утопичная идея.
Полистайте книгу «Загмайстер и Уолш: О Красоте» →