Города разрушены, земля бесплодна. Мир постепенно исчезает. А в это время в сердце пустого леса Авриль рассказывает брату о Сириусе. Малыш верит: старый пес однажды появится. Это будет знак, что войнам и эпидемиям пришел конец.
Так начинается приключенческая антиутопия французского писателя Стефана Сервана. Автор получил за нее несколько премий и покорил сердца миллионов читателей. Наши тоже. Мы полюбили роман за переплетение остросюжетности с притчевыми мотивами. За сложных героев и мощный экологический подтекст. За то, что, погружаясь в историю, можно вглядеться в самих себя.
Эта книга — особенная. С нее МИФ начинает путь во взрослую художественную литературу. Идемте с нами.
Роман-притча, роман взросления
Сириус
«Сириус» — роман-притча. Серван рисует постапокалиптическое будущее, которое может наступить. Он не дает географических названий — и мы понимаем, что речь о планете в целом. Описания кинематографичны: липкий туман напоминает огромную паутину, зараженный подлесок сверкает от сотен стеклянных шариков, небо сбрасывает с себя звезды. Невыносимая, обжигающая красота.
Авриль предстоит повзрослеть. Ее ждут бегство от банды фанатиков, встреча с таинственным Рассказчиком и жителями Моста, столкновение с прошлым. Удастся ли ей найти выход, а главное, — пройдя все испытания, — обрести себя?
Вместе с Авриль и Малышом мы в отчаянии и надежде мчимся сквозь мертвый лес, мимо заброшенных особняков с бомбами, радиоактивных болот и капсул с припасами. Примеряем на себя каждую ситуацию, встречу, выбор. И вслед за героями пытаемся понять, что сделало нас теми, кто мы есть.
5 тем для размышления
Сюжет захватывает с первых страниц и подбрасывает все новые темы для размышления.
Будущее планеты. Глазами героев мы видим, к чему могут привести жестокость и непомерное потребление. Авриль с горечью говорит: «Человек вынужден обгладывать мир, как кость, пока не останется ничего». Как сберечь то, что у нас осталось?
Право на ошибку и искупление. Черная звезда на плече Авриль напоминает о ее прошлом. Мы ощущаем раскаяние — вместе с девушкой. А потом слышим слова поддержки: каждый может выбрать неверный путь. Но почти всегда есть шанс все исправить.
Цель и средства. Мы чувствуем негодование Черных звезд, безумие фермера и его сына, страх горожан, скрывшихся за стеной. Цели понятны: кто-то хочет отомстить, кто-то — избежать катастрофы, кто-то — выжить. Но можно ли принять поступки, которые совершаются ради этих целей?
Вечные ценности. Любовь Авриль к брату помогает ей не сдаваться. Искренность Малыша становится началом удивительных событий. Жертвенность Артио напоминает: доброта будет вознаграждена.
Сила искусства. В романе много отсылок к мировому искусству. Авриль читает Шекспира. Ночь напоминает картину Ван Гога. Осла, который везет Рассказчика, зовут Эзоп.
Поэтичный перевод
Очарование книги — в ее поэтичности и притчевости. Команда МИФ.Прозы искала такого переводчика, который смог бы уловить авторскую интонацию и бережно отнестись к каждому слову. Тимофею Петухову это удалось. Вот что говорит редактор Юлия Чегодайкина:
— Все фразы в романе выверены, все оттенки смыслов сохранены. Это действительно важно, ведь под слоем сюжета, на который в первую очередь обращают внимание читатели, прячутся большие идеи. Каждый человек несет ответственность за планету. Не нужно относиться к тому, что мы имеем, как к должному. Жизнь ценна (не только человеческая). Эту книгу каждый раз читаешь как в первый: обращаешь внимание на те аспекты, которые раньше не заметил. Она актуальная и вневременная. Она остается с читателем навсегда.
Сила слов
Просто прочтите небольшой фрагмент — и сами все увидите:
«Мальчик склонился над каким-то пыльным клубком. „Что это?“ — восторженно спросил он. — „Лиса“. Шкура зверя была покрыта серой, чуть смолистой пленкой. Возможно, мех стал таким под действием радиации, ядов и времени. Пасть лисы была открыта, и в ней ясно виднелись острые, как лезвие, зубы и задубелый, точно старая кожа, язык.
Животные завораживали Малыша. Иногда он находил их по дороге к капсуле и тогда расспрашивал Авриль про эти мумии. Мальчик интересовался названиями, и она усердно рылась в памяти. Когда же не могла вспомнить, то обращалась за помощью к Книге или что-нибудь выдумывала.
Малыш хотел знать об этих хрупких статуях всё, раз они когда-то были живыми и бродили по свету. Особенно его впечатляли птицы. То, что могло перемещаться по воздуху без видимых усилий, казалось мальчику чудом. Это и было чудесно, насколько Авриль могла помнить. Она больше пяти лет не видела птиц, даже мертвых. А Малыш их вовсе не знал».
Что еще в книге?
Необычная нумерация глав: они движутся, как секунды в обратном отсчете: 69, 68, 67… 0 — и мы чувствуем приближение катастрофы. Но дальше все начинается заново. Эта история — не только про угасание планеты, жестокость людей и чрезмерное потребление, но и про возрождение. Про второй шанс, который бывает у каждого.
«Сириус» и еще две новинки МИФ.Прозы: романы «Беспокойные» и «Взаперти». Скоро расскажем и о них
Сириус — самая яркая звезда в созвездии Большого пса. Она становится для героев путеводной, дает им надежду. Верим, что книга тоже станет для читателей такой звездой.
Хотите узнавать о наших художественных книгах, читать крутые отрывки и получать скидки? Подписывайтесь на рассылку направления МИФ.Проза.
По материалам книги «Сириус»