Гендерное равноправие считается в Северной Европе одной из базовых ценностей. Распространение идеи о равных правах и возможностях для мужчин и женщин привело к тому, что начиная с 1960-х годов стала меняться модель североевропейской семьи. Раньше отцы были кормильцами и зарабатывали деньги, а матери занимались домом и воспитанием детей. Сейчас практически все женщины в североевропейских странах работают, имеют возможность построить успешную карьеру в разных сферах и не зависят финансово от своих партнеров. Соответственно, теперь детьми и домашним хозяйством занимаются не только они, но и мужчины, которые считают такой баланс справедливым. В книге Nordic dads отцы из северных стран рассказывают о своем опыте и отношении в семье. Выбрали цитаты из книги о равноправии.
Декрет на двоих
В северных странах декрет могут брать как мамы, так и папы. Кроме того, есть отцовские квоты — отпуск, который нельзя передать матери. Некоторым семьям удается взять декрет напополам, как, например, шведу Эссе: «Мы с Тирой делим неделю пополам. Я работаю понедельник, вторник и половину среды, а жена — остаток среды, четверг и пятницу. И знаете, это гораздо удобнее, чем когда сидишь дома постоянно. […] Когда один из родителей все время сидит дома, а другой работает, то у вас две совершенно разные, отдельные жизни. У меня жизнь, в которой я хожу на работу, а у жены вся жизнь вокруг детей, и они почти не пересекаются. А если вы оба и работаете, и сидите с ребенком, то тот, кто на работе, всегда знает, что происходит с другим: вот сейчас малышка обычно засыпает или, наоборот, в это время она обычно про сыпается и нужно с ней погулять. Пусть сегодня я на работе, но я сам кормил и укладывал ее позавчера».
Эссе с дочерью Ши. Иллюстрация из книги
Совместные роды
В Норвегии многие отцы присутствуют на родах. Вот что рассказывает об этом опыте Стеффен: «Невероятный опыт. Из тела человека появляется другой человек, и в это трудно поверить: только что он был внутри, а вот уже у тебя на руках! Пока Аня рожала, я держал ее за руку и думал, что вот-вот упаду в обморок. Но я видел, что испытывает она, и говорил себе: слушай, тебе-то сейчас точно нельзя ни на что жаловаться; Ане очень нужна твоя помощь, потерпи, скоро все закончится. Когда Леон родился, нас на время оставили втроем, и тогда… даже не знаю, как объяснить, что произошло. Никогда не испытывал ничего подобного. Я держал на руках своего ребенка, и мне было так легко и спокойно, как никогда прежде. Всем своим существом я понимал, что этот маленький человек полностью зависит от меня, потому что не может позаботиться о себе сам, что я и Аня — самые важные люди в его жизни».
В Норвегии отцам дается 15 недель декретного отпуска. Стеффен был в декрете с двумя детьми. Иллюстрация из книги
Отложить свадьбу ради детей
Норвежцы Вильхельм и Луиза вместе уже четыре года. Они помолвлены, свадьба через пару месяцев. А дети — Бьёрн и Тур — появились на свет год и четыре месяца назад. Это довольно обычное дело в Норвегии: сначала совместная жизнь и дети, а потом уже брак; но многие обходятся и без него.
«Для нас важнее были дети, — говорит Вильхельм. — Когда тебе тридцать, нужно поторопиться с ребенком, особенно если ты планируешь еще второго и третьего. Это чисто практическое решение — отложить свадьбу, подготовка к которой потребовала бы много сил и времени».
Вильхельм и Луиза с детьми. Иллюстрация из книги
О домашних обязанностях
Северные страны активно борются с гендерным неравенством. Когда мужчины занимаются делами, которые принято считать женскими, это нормально. Здесь не последнюю роль сыграли отцовские декреты: именно в это время многие мужчины и научились готовить и делать другие домашние дела.
«Я отвечаю в основном за работы в саду: стригу траву летом, убираю снег зимой. Еще очень люблю готовить, — рассказывает Маркус из Финляндии. — Честно говоря, я главный повар в нашей семье. Жена тоже готовит — в основном традиционные блюда: рыбу, мясные тефтели, пюре. Я и это могу, но особенно люблю заниматься едой для наших субботних обедов и воскресных бранчей: делаю овощи на гриле, сам копчу рыбу. А пока сидел дома с детьми, научился печь финский ржаной хлеб: без дрожжей, на закваске. Это занимает три дня, но результат того стоит. Недавно одна пожилая знакомая попросила меня испечь ржаной хлеб ей на день рождения, и я был очень горд!»
Маркус с семьей. Иллюстрация из книги
Вместо развода — психотерапия
Через кризисы проходят многие пары. Для одних они заканчиваются разводом, для других — безмолвным недовольством или бесконечными скандалами, для третьих — помощью со стороны специалистов. Датчане Сара и Беньямин были на грани расставания перед рождением дочери. Этого удалось избежать, потому что они оба начали посещать групповые занятия по психотерапии.
«Мы говорим об отношениях, о сексе, работе, страсти, кризисе среднего возраста, — рассказывает Беньямин. — Среди нас есть двое молодых отцов. Они делятся переживаниями о том, какой это стресс — быть папой маленьких детей, у которого полная занятость на работе. Мужчинам важно собираться вместе и обсуждать свои проблемы. Мы с женщинами очень разные. Есть темы, которые больше волнуют нас, чем их, и наоборот. Представьте: в комнате сидят одни мужчины, а заходит женщина — разговор тут же меняется». Беньямин посещает не только этот кружок: он ходит на разные воркшопы, посвященные вопросам маскулинности и места мужчин в современном мире. И говорит, что именно эта мужская поддержка помогла ему измениться. Он понял, что надо не сражаться с чувствами Сары, а поддерживать ее. Поступать рационально, жить более осмысленно, не поддаваться первым эмоциям, не давать волю гневу, сотрудничать, а не соперничать. К тому же самому пришла и Сара — и во многом потому, что ходит в подобную группу, но только для женщин. Там обсуждают, к примеру, то, как месячный цикл влияет на эмоциональное состояние».
Беньямин с дочерью. Иллюстрация из книги
Командная работа
Напоследок включим в свой рассказ мнение женщины. Тем более что с Матильдой из Дании полностью согласен ее муж, Йеспер.
«Миссия родителя младенца довольно проста, — говорит Матильда. — Это вам не ракеты конструировать. Отец детям нужен так же, как и мать. С какой стати я буду одна всем этим заниматься? У нас в Дании родительство сейчас воспринимается как командная работа. Не женщина становится матерью, а у семьи появляется ребенок. Когда Вигго или Йоханна не спали ночью, мы сменяли друг друга: сначала дежурит Йеспер, потом я. Бессонные ночи — куда же без них? Через это проходит каждый родитель. Пусть Йеспер поспит на часок-другой поменьше, зато он с самого начала будет рядом с ребенком. Когда прижимаешь к себе малыша в одном подгузнике, чувствуешь его кожей, то всем своим существом понимаешь: этот ребенок — мой».
Матильда и Йеспер с детьми. Иллюстрация из книги
А как вы относитесь к равноправию? Мужчины: смогли бы уйти в декрет хотя бы на пару месяцев? Женщины: доверите ли мужчине детей и домашние обязанности?
По материалам книги Nordic dads