Национальный музей Прадо отметил 200-летие. Из книги «Главное в истории искусств» рассказываем про три картины, которые хранятся в мадридском музее.
Крестный путь, Рафаэль
Рафаэль известен непревзойденным мастерством в изображении людей и разнообразием художественных интересов. Джорджо Вазари в 1550 г. назвал его «королем художников». Термин выдержал проверку временем и не утратил актуальности.
Эта картина, также известная как Lo Spasimo («мучение»), изображает Христа несущим крест на Голгофу. Когда Христос спотыкается под тяжестью креста, Мария падает на колени и протягивает ему руку. Так Рафаэль показывает, что она сопереживает боли Христа. Обмен героев взглядами передает множество эмоций. Благодаря ярким цветам и плавным контурам этот убедительный образ одновременно и реалистичен, и идеален. Толпа на переднем плане уравновешена действием, изображенным на дальнем плане. Левая и правая стороны также композиционно уравновешены: слева могучий Симон Киринеянин, решительно поднимающий крест, а справа плачущие женщины позади Девы Марии.
Картина была заказана монастырем Санта-Мария-дель-Спасимо в сицилийском Палермо. Корабль, везший ее из Рима, утонул, но картина чудесным образом достигла порта Генуи: она была в футляре и не пострадала от воды. Среди картин Рафаэля наиболее известны великолепные Мадонны и большие фрески Станца делла Сеньятура Ватикана. Он был одним из самых знаменитых художников Высокого Возрождения.
Менины, Диего Веласкес
Диего Веласкес (1599–1660), которого часто называют «художником из художников», был одним из самых востребованных живописцев своего времени. Он вдохновлялся творчеством Караваджо, был и знатоком искусства прошлого. Его живые и непосредственные картины роскошны и лаконичны; их правдивость необычна для испанских королевских кругов.
«Менины» — таинственный королевский портрет, изображающий мастерскую Веласкеса в королевском дворце. Девочке с золотыми волосами, инфанте Маргарите, дочери Филиппа IV, короля Испании, и Марианны Австрийской, тогда было 5 лет. Она одета в пышное громоздкое платье и окружена фрейлинами (менинами). Одна из них, стоя на коленях, предлагает ей напиток, другая присела в реверансе. Рядом двое карликов: Мария Барбола и Николао де Пертусато, игриво толкающий ногой сонного мастифа. Королевский камергер дон Хосе Нието остановился на ступеньках в задней части комнаты, придерживая занавес, чтобы в помещение попадал свет. Король и королева, отраженные в зеркале, находятся как будто рядом со зрителем. На единственном автопортрете Веласкес поместил себя рядом с королевской семьей, в придворном костюме, перед своим холстом. На его груди красный крест ордена Св. Якова, который он получил по окончании картины. Говорят, король приказал добавить на нее крест после смерти Веласкеса.
Третье мая 1808 года в Мадриде, Франсиско Гойя
Франсиско Гойя (1746–1828) создал таинственные и яркие картины, запечатлев трудности и опасности жизни в Испании XVIII и XIX вв., что оказало большое влияние на его последователей.
2 мая 1808 г. армия Наполеона вошла в Мадрид, жители города восстали против вторжения. В наказание на следующий день французские солдаты арестовали и расстреляли сотни испанцев. В центре картины Гойя изобразил испанского рабочего на коленях перед рядом солдат, с руками, раскинутыми, как у распятого Христа. Правая рука отмечена стигмой, напоминающей раны на теле Христа. Фонарь на земле — единственный источник света, который усиливает драматизм происходящего, создавая длинные темные тени и яркие пятна света.
На переднем плане художник изобразил окровавленные трупы — тела мужчин, которые отдали жизни за свой город. Рядом с крестьянами изображен францисканский монах, стоящий на коленях и облаченный в серое. Он не был участником восстания, но его все равно арестовали французские солдаты — так Гойя показывает их мстительность и жестокость. Одетые в серые шинели и киверы, с саблями, они в упор целятся в испанцев. Солдаты обращены спиной к зрителям, поэтому остаются обезличенными — этим Гойя показывает то, что их личность исчезает при необходимости повиноваться приказам. Мрачный колорит в сочетании с яркими пятнами света усиливает ужас происходящего.
Из книги «Главное в истории искусств»