Почему из поколения в поколения люди восторгаются «Рождением Венеры» Боттичелли и «Звездной ночью» Ван Гога? Как произведение становится шедевром?
Говорят, чтобы разбираться в искусстве, нужно ходить в музеи. Это полезно и страшно интересно. А можно читать книги.
Культуролог и обозреватель BBC Culture Келли Гровьер разобрал 57 шедевров живописи и скульптур — от фигурки из резного бивня мамонта до «Фонтана» Дюшана — и показал, почему они не теряют свою силу. Получилась невероятная и небанальная книга с «ключами» к произведениям искусства — «Что скрывают шедевры».
Что скрывают шедевры
Мы любим странности
Главный вопрос, который тревожил Гровьера: что делает картину, скульптуру шедевром? И он нашел ответ: странность. В каждом произведении есть деталь — она и есть ключ к величию.
У Ван Гога тоже есть своя странность: океанический водоворот энергии, прорывающийся сквозь темное небо и желтое свечение. Источник
«Зацепкой» может стать что угодно: изысканный локон, странный фрукт или положение рук героини. То, что веками будет притягивать взгляды и сердца.
Гипнотический завиток
Знаменитая картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» — это богиня любви, плывущая к берегам Киферы на створке раковины. А прямо в центре шедевра — геометрическая загадка. Оказывается, наш взгляд приковывает вовсе не сама Венера, а гипнотический завиток золотых волос на правом плече богини.
Картина «Рождение Венеры» — шедевр эпохи Возрождения
Если тщательно изучить «венерин завиток», обнаружится, что он идеально соответствует контурам логарифмической спирали. Через пару столетий швейцарский мыслитель Якоб Бернулли придумает ей подходящее название: spira mirabilis — «удивительная спираль».
Продумывал ли Боттичелли этот завиток или это лишь мимолетное украшение?
Самое интересное вот что: нередко критики называют мерилом красоты старинных картин именно один из видов логарифмической спирали, основанный на последовательности целых чисел, обнаруженной итальянским мыслителем Фибоначчи.
Часы и сыр
Забудьте об Эйнштейне. Забудьте о Фрейде. По признанию самого Дали, источником вдохновения для создания легендарных мягких часов был кусочек плавящегося сыра. «Будьте уверены, — настаивал он, — это всего лишь нежный, изысканный и одинокий паранойяльно-критический камамбер времени и пространства».
Неподражаемое текучее время Дали — эмблема эпохи, одержимой неизведанными областями относительности и подсознания
Прислушаемся к художнику. И тут же вспомним, что камамбер был почти национальным символом Франции и основным продуктом, который отправляли в траншеи солдатам. Объединив часы и мощный символ свободы, Дали, возможно, создал еще более загадочную метафору, чем та, которую увидели критики.
Часы — как трагический упадок цивилизации
Поцелуй и медицина
На фоне золотого листа витает пара, навеки замершая в страстных объятиях, — это картина Густава Климта «Поцелуй». Ей восхищались за столкновение контрастных узоров на одеждах людей: символ единства старого (незамысловатые древние спирали) и нового (строгость модерновых прямоугольников).
Вот они на одежде — прямоугольники и спирали
Но, может быть, восторг и волнение вызывают не столько формы, а то, что пульсирует у героев под кожей? Сморите: внутри каждой из этих овальных зацепок дрожат и бьются яркие тромбоциты и агглютинирующие кровяные тельца, как будто мы смотрим в микроскоп на клеточное строение героини.
Слева — фрагмент одежды героев «Поцелуя», справа — фрагмент другой картины Климта «Медицина»
Климт всегда глубоко интересовался организмом человека. Поначалу он отрицал силу медицины, но в 1907 году изменил свое мнение — тогда было проведено первое успешное переливание крови. В этой картине он объединил плоть и дух, которые и составляют жизненные силы Вселенной.
Сокровищница смыслов
«Что скрывают шедевры» — глубокая книга о легендарных произведениях искусства. В ней собрались потрясающие догадки, необычные повороты и завораживающие иллюстрации.
В книге десятки репродукций — листать, рассматривать и замирать в восхищении
Вот что вас ждет:
- Мона Лиза и её пальцы
- А была ли сережка? Секрет «Девушки с жемчужной сережкой»
- Яйцо и «Сад земных наслаждений»
- Геометрический нимб Фриды Кало
- Как связаны «Крик» Мунка и лампочка Эдисона
- Красный капюшон Рихтера
…и много-много удивительных деталей, которых вы раньше не замечали.
Гровьер пишет: искусство — как лимон. Его надо сжать, чтобы получить смысл. Кажется, эта книга до краев наполнена смыслами. Они поражают и восхищают. И не перестают доказывать: прелесть искусства как раз и состоит в этом бесконечном добывании «ключей».
P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку по творческим книгам. Будете первыми узнавать о скидках и получать самые-самые отрывки из книг. Мы присылаем только самое интересное.
Обложка отсюда