Недавно мы издали графический роман «Гоген. Другой мир». Эта книга рассказывает о мятежном французе намного больше обычной, пусть даже подробной, биографии. Здесь есть неожиданные повороты сюжета, любовная история, множество персонажей. Но в центре, конечно, сам Поль Гоген. Вот каким увидел своего героя иллюстратор Фабрицио Дори.
Самоучка
Поль Гоген начал заниматься живописью в свободное время, как любитель. Его наставник Гюстав Ароза был большим ценителем этого вида искусства. Впоследствии Гоген познакомился с парижскими художниками, импрессионист Писсарро стал его учителем, а Ван Гог разделял его взгляды на искусство. В среде символистов он обрел особое влияние, некоторые художники считали его наставником.
Тонувший в нищете
Молодой Гоген работал биржевым агентом и неплохо зарабатывал, но постепенно творчество заняло все его мысли. Он потерял работу, жена переехала к родителям в Копенгаген. Художнику пришлось устроиться торговым представителем и продавать непромокаемые ткани. Он ненавидел такую жизнь и тонул в нищете.
Человек, который оставил цивилизацию
Гоген провел детство в Перу и считал цивилизацию болезнью. Мысль покинуть Европу не давала ему покоя. В 1891 году ему удалось реализовать свой план: художник сел на корабль, который отплыл из Марселя к берегам Таити. Он без сожаления оставил жену, семью, друзей, родину.
Художник
Вот цитата из комикса: «Искусство требует жертв! Надо пробовать и пробовать, не бояться каждый раз начинать сначала. Мы лишь на мгновение достигаем неба, а потом приходится двигаться к нему заново. Но идея, явившаяся на миг, сильнее всего остального». И еще одна: «Мой идеал находится на поверхности полотна, а не в реальной жизни». Гоген был уверен, что добьется успеха в искусстве, а его талант непременно признают.
Дикарь
За небольшие деньги Гоген купил хижину в деревушке на Таити. От неба его отделяла лишь тонкая лиственная крыша. Художник говорил: «С соседями мы с любопытством наблюдали друг за другом. Дикарем здесь был я: не знал ни языка, ни обычаев, ни как добывать пищу». Постепенно он подружился с местными жителями, стал одеваться и есть как они. Вот еще одно признание: «Здесь я узнал, что такое легкость; прежде никогда ее не испытывал. Мой разум освободился от старого бремени».
Влюбленный мужчина
Гоген познакомился с Техурой во время одного из многочисленных путешествий по острову. Один жандарм из Таравао одолжил ему свою лошадь. Художник решил отправиться на восточное побережье, где европейцы почти не бывали. Там он впервые увидел Техуру. Гоген считал, что в ней таились две души: маленькой девочки и предков. Он полюбил ее и часто ее рисовал.
Путешественник
К девятнадцати годам Гоген совершил кругосветное путешествие. Во время пребывания на острове исследовал его изнутри, добирался до плато Таманау, чтобы увидеть центр Таити — гору Аораи.
Писатель
Если Поль Гоген и похож на литературного героя, то нужно заметить, что он и сам не удержался от того, чтобы внести вклад в создание мифа о себе. На протяжении всей жизни Гоген раскрывал себя в переписке, обращаясь к жене и друзьям: художникам, поэтам и критикам. Эти письма, помимо своего прямого назначения, позволяли Гогену выражать свои взгляды на искусство и роль художника в нем. Удивленный его талантом красноречия Эдгар Дега назвал Гогена «профессором». Написание писем для художника, кроме всего прочего, было способом запечатлеть эволюцию своей художественной практики.
Страдающий человек
Детство Гогена в Лиме было счастливым, но ему пришлось вернуться в Париж. Город казался мальчику холодным и серым, другие дети и учителя не понимали его. Всю жизнь художник искал место, где будет свободен, но сумел обрести его лишь на время. В свой второй приезд на Таити Гоген чувствовал себя изнуренным, больным, с иссякшим воображением.
Тот, кто освободил живопись
Гогену хотелось совершить революцию в живописи. Получить больше пространства, больше свободы.
Он искал разгадку, ключ к великому мифическому примитивному искусству. Пытался дать форму древним образам, используя язык современного человека. Хотел вернуть в наше время то, что мы когда-то потеряли и чего нам не хватает. И он этого достиг. Считал: даже если его работам не суждено сохраниться, это не имеет значения: всё равно после него останется след того человека, который освободил живопись.
По материалам книги «Гоген. Другой мир»
Обложка поста и иллюстрации — из книги