Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Книжный клуб МИФа
Знакомьтесь, команда МИФа: интервью с Виталием Бабаевым
30 октября 2019 8 836 просмотров

Наталия Хоренко
Наталия Хоренко

Однажды мы в МИФе решили, что хотим узнать друг друга лучше, и запустили серию видео-интервью под кодовым названием AMA (ask me anything). Когда герой следующего выпуска определен, каждый желающий может задать ему абсолютно любые вопросы. Наши беседы получаются живыми и обо всем, и они еще раз доказывают: в МИФе работают очень разные и талантливые люди.

Мы подумали, что было бы классно познакомить вас, читателей, с нашей командой. Чтобы вы знали в лицо тех, кто работает над книгами, сайтом, блогами, соцсетями. Чтобы мы стали ближе.

По следам AMA мы продолжаем серию интервью с сотрудниками МИФа в блоге. Сегодня знакомим вас с арт-директором сайта и продакт-менеджером издательства Виталием Бабаевым.

 Первое — продакт или арт-директор? В какой роли ты себя чувствуешь больше на месте?

— Наверное, арт-директор. Это то, что я умею, что я знаю, где я как рыба в воде. Но если ответить на этот вопрос с точки зрения того, куда будет интереснее и сложнее развиваться, то всё-таки продакт.

— Назови три сайта с самым крутым дизайном.

— Первое — сайт Apple. Открываете, ходите по всем страницам — и сразу вкус +1. Второе — сайт студии Лебедева. Тоже крутой дизайн, ребята очень следят, там много классных фишечек. Там всё по-другому, не так, как у Apple, но тоже круто. И третий… Давайте сходим на сайт Интеркома. Эти ребята делают чаты для сайтов. У них очень модный дизайн.

 Скажи, какой фичей в интернет-магазине ты гордишься больше всего? Что за пять лет оказалось самого классного?

— Мне больше всего нравятся огромные обложки на нашем сайте. Мне нравится, как мы это задумали. Когда мы только начинали работать над сайтом, то у всех остальных издательств — и российских, и зарубежных — и у книжных магазинов карточка книги выглядела примерно одинаково: справа огромный заголовок и куча текста, слева маленькая-маленькая обложка, на которой ничего непонятно. И это было так скучно. Нет никакого вау-эффекта.

И когда я разрабатывал наш сайт, я хотел попробовать сделать круто. Есть и вторая причина, почему именно большие обложки. Я вообще фанат Лебедева, часто бывал на их сайте. И когда я увидел белые обложки МИФа, я подумал — ничего себе, как круто!

Для меня МИФ — это были именно эти белые обложки, которые стали выделяться на полках. И мне хотелось эти обложки показать, потому что они очень крутые и это — наше лицо. Это, как я называю, шоколадки: ты заходишь в магазин, а они лежат на прилавке, такие красивые, разноцветные, и ты смотришь на них и думаешь: «Хочу! И вот эту, и вот эту!..» И я хотел, чтобы с нашими книгами было так же.

У человека очень срабатывает желание, чтобы было много красивого. И когда мы это делали, пришёл Артём (гендиректор МИФа) и сказал: «А я ведь тоже всегда хотел, чтобы были большие обложки, но постеснялся». А мы — взяли и сделали. И это сильно отличает нас от других издательств, у нас всё не так, как у всех. И это правильно. Если ты будешь делать не так, как все, у тебя будет свой путь, ты западёшь людям в душу, тебя будут узнавать.

 Как будет выглядеть наш интернет-магазин через пять лет?

— Сейчас у нас классический интернет-магазин. Каков его самый частый сценарий? Человек пошёл на встречу или вебинар, там ему насоветовали прочитать книг по теме. Он гуглит, и если это наша книга, то он попадает на наш сайт, на карточку книги. Кладет ее в корзину, оплачивает и получает ее домой. И это всё. И это грустный сценарий. Мы здесь выступаем исключительно как прилавок.

А хочется, чтобы магазин стал частью развития человека. Хочется помочь человеку сформировать запрос, выяснить, какие у него проблемы, чему он хочет учиться. Чтобы его приводили к нам запросы не только по книгам, но и по каким-то проблемам, которые мы можем помочь решить. И на сайте мы бы ему говорили: мы знаем, как научиться успевать, у нас есть классная программа, давай попробуем! Если не хочешь программу — почитай вот главы из книг, необязательно даже всю книгу, сейчас же ни у кого нет времени.

Сейчас нет уже такого вдумчивого чтения, как когда ты читаешь «Войну и мир» со свечкой возле камина несколько месяцев. Так можно, наверное, но у меня на это времени не хватает. В общем, хочется, чтобы мы сначала формировали запрос, потом рассказывали читателю, как этот запрос удовлетворить. Потом по пути его нужно поддержать: без поддержки люди могут сделать очень мало, а нам нужно, чтобы как можно больше людей менялось и развивалось, чтобы люди ценили нас как компанию и сервис. И в конце мы вместе с человеком празднуем результат, даем ему возможность рассказать о том, какой он молодец, как он изменился.

И в итоге мы превращаемся из магазина в проводника через изменения. И я бы хотел, чтобы наш интернет-магазин стал кусочком в этой цепи. А в самом магазине, конечно, надо сделать красивую витрину, сделать так, чтобы люди удобно и без задержек проходили по основному сценарию. Это то, что делают и другие компании, тут всё понятно.

— А что бы ты самое безумное замутил в МИФе, если бы у тебя не было никаких ограничений?

— Я бы хотел сделать новый формат электронной книги. Начну издалека, из истории книги. Когда-то в древние времена люди писали на скалах. И это было ужасно неудобно — невозможно было принести и показать написанное, нужно было, чтобы люди сами приходили и смотрели.

Потом появились свитки и папирусы, книги стало можно носить. Потом в монастырях появились кодексы, их переписывали от руки. Это были штучные экземпляры, переписывали только самые ценные книги. А потом изобрели книгопечатание, и книга в очередной раз поменяла свой формат. Книги стало можно тиражировать, это дало огромный толчок распространению информации и образованию. И до сих пор бумажная книга считается самым продвинутым форматом.

Но мир вокруг поменялся. Нас окружает электронная среда, и всё, что ты сейчас видишь, стремится стать электронным. Вызов такси, даже приготовление пиццы становятся электронными, многие процессы там завязаны на приложение. И человечество сейчас ищет новый формат электронной книги. Существующие сейчас epub и html — это не круто.

У бумажной книги перед ними много преимуществ. В бумажной книге есть возможность, например, видеть развороты. И люди запоминают информацию такими мысленными слепками: видят разворот, оценивают толщину книги, запоминают, что это было примерно в середине. Потом это очень облегчает поиск. Развороты можно интересно дизайнить, особенно, если это книга с картинками. Электронная книга сейчас такой возможности не даёт. И сейчас нужно изобретать новый формат. Мне кажется, МИФ — это компания, которой суждено это сделать.

Вторая история с электронными книгами — экономическая. Сейчас они стоят дешево, потому что это услуга. Бумажные книги — это долгий процесс. Закупка бумаги, печать, это всё очень долго. А если вдруг критическая опечатка, то весь тираж идёт под снос. Некоторые книги за время подготовки вообще устаревают.

Выпустив бумажную книгу, мы ей больше не управляем: она есть у кого-то, но мы к ней отношения уже не имеем. Электронную книгу мы можем быстро менять, исправлять опечатки, обновлять. И нужно повышать ее ценность.

То, что электронная книга сейчас стоит 300 рублей — это так несправедливо. Если бы сделать так, чтобы книгу можно было обсуждать, добавить в неё тесты, сделать ее по подписке, вообще поменять бизнес-модель. Тут можно экспериментировать, как уже делают некоторые ребята.


Виталик на стратегической сессии МИФа в 2019 году.

— Даже в издательстве мало кто знает, что ты стоял у истоков Кумонов в МИФе. Расскажи об этом.

— Когда я только пришёл в МИФ 5 лет назад, как раз команда внештатных дизайнеров решила сделать Кумоны. И в первый день я попросил: «Можно я этот проект посмотрю и поведу его, побуду в нем менеджером?»

Мне всегда нравилась идея, что человек может внутри компании поменять роль, попробовать что-то новое. Побыть эйчаром пару недель, редактором или принт-менеджером. И ребята сказали: «Давай! У нас всё равно нет времени, сил и рук, так что давай ты попробуешь».

Ресурсов же всегда мало, поэтому когда кто-то приходит и хочет сам что-то сделать, это всегда прикольно. Под руководством коллеги я составил табличку всего необходимого для запуска. Тогда я понял, что значит менеджерская работа в МИФе, при запуске проекта. Я ходил, узнавал, согласовывал, доставал какие-то документы. В итоге я довел этот проект до конца.

— Твои сыновья по ним когда-нибудь занимались?

— Да, Ярик занимался. Самая классная история в Кумонах — что занятия там ненапряжные. Пять минут — и ты сделал одно задание. Это не напрягает ни родителей, ни ребенка. С Эриком мы пока не занимались, но вот именно в этом отпуске хочу попробовать.

 Классная тема прозвучала по поводу некрасивых вещей вокруг. Расскажи, как развить в себе вкус, чтобы не было вокруг уродливых вещей.

— Нужно смотреть на красивое. Научиться понимать, почему одна вещь красивая, а другая нет. И тут можно дать несколько советов. Во-первых, если заглянуть в историю искусств, то можно увидеть, что уже были ребята, которые пытались найти закономерности в красоте, идеальные пропорции.

В древней Греции и Риме были практически помешаны на этом, у них это была идея номер один. Аналогично в Средневековье. И продолжалось это примерно до возникновения дадаизма и прочих ребят, которые провозгласили, что не будут учить историю искусств, академический рисунок… А до этого времени все заботились о красоте, гармонии пропорций, о том, чтобы здание вписывалось в городской ансамбль.

Сейчас всю эту столетиями накопленную красоту можно увидеть в любом европейском городе. Ты там смотришь и видишь идеально выверенные пропорции, необыкновенную гармонию. И в то же время смотришь на дачные домики родителей и думаешь: ну что за уродство? Потому что тем, кто придумывал этот проект, было неважно, чтобы это было красиво, им все равно, что люди до этого столетиями искали идеальные пропорции.

Поэтому первый совет: изучить историю искусств, посмотреть картинки. И у тебя уже отложится какой-то слепок красоты, который в этом есть. Ты неосознанно начнешь понимать, что красиво, а что нет.

Второе. Если от архитектуры перейти к бумаге, к нашим дням, то стоит пойти в студию Лебедева, купить хотя бы одну их книгу и посмотреть, как она сделана. Это шикарные издания. Ребята, как и в архитектуре, пытались найти идеальные пропорции, соотношение полей и текста. Ты смотришь и понимаешь, как должна выглядеть красивая книга.

Дальше. Смотришь работы графических дизайнеров двадцатого века. Например, Пол Рэнд — дизайнер, которому Стив Джобс заказывал свои логотипы. У Максима Ильяхова есть сайт, который называется «Развитие вкуса». Это практический инструмент для верстальщиков, но подойдет всем. Принцип очень простой. У него на странице две картинки одного и того же — одна стремная, другая клевая. И ты должен угадать, какая хорошая, а какая плохая. И он потом объясняет, почему именно так. И так ты тренируешь вкус.

— Чему стоит научить подрастающее поколение? Может, писать код?

— Я хочу сначала рассказать одну историю. У меня есть топ книг. На самом верху там книга Адлера «Как читать книги». Это нужно в школе проходить. Если бы мне ее показали в 20 лет, моя бы жизнь по-другому пошла.

И вот рядом с этой книгой недавно появилась ещё одна — «Спираль обучения». Я сейчас буду ее второй раз перечитывать, потому что это бомба. По ней можно понять, какие игрушки нужно покупать своим детям.

Я сейчас очень много думаю о развитии своих детей, я хочу, чтобы им было интересно жить, и фундамент этой жизни надо закладывать сейчас. И я всё думал, какие навыки надо развивать у детей сейчас. И в этой книге есть такая мысль: две трети нынешних детей будут работать по профессиям, которых ещё не существует.

Я вот в детстве мечтал стать машинистом поезда. Но когда, например, мой ребенок вырастет, эта профессия уже исчезнет. И о чем мечтать, всё же исчезнет! Вот современные дети попали. Им придется учиться быстро меняться.

И из этой книги становится понятно, чему всё-таки учить детей и чему учиться самому, чтобы быть конкурентоспособным.

1. Английский язык. Чтобы показывать свое портфолио и общаться со всем миром. Потому что зачем ограничивать себя населением одной пятой суши? Это глупо.

2. Вкус. Это то, о чём мы поговорили, — научиться отличать красивое от некрасивого.

3. Умение рассказывать истории. У нас на эту тему тоже много книг. Как говорит Лебедев: если ты можешь рассказать интересную историю о том, как ты идёшь за хлебом, то у тебя всё будет хорошо. Тебя будут слушать, за тобой будут идти, твои продукты будут супер-интересны, потому что ты знаешь эти законы. Историю можно рассказывать графически (комиксы), в коде (это программы), словами (писатели), или ещё каким угодно способом. И это потрясающий навык.

4. Программирование. Это вообще новая письменность. Мы в школе учим буквы, чтобы писать и общаться с другими людьми. И без этого шансов у нас очень мало, если мы не живём в диком племени в джунглях Амазонки.

Код — это новый способ общения с машинами, которые всё больше и больше входят в нашу жизнь. И это не предел, их станет только больше. Машины будут с нами каждую секунду, будут делать работу за нас. И если тебе что-то нужно, ты должен быть способен написать программу. Это как сказать «Ярик, сходи за хлебом», только обращаясь к машине. И программист — это одна из самых классных профессий, потому что у этих ребят потрясающие способности создавать наше будущее.

Кроме того, код — это как кубики лего. Ты собрал из них что-то, чего раньше не было, но с чем можно теперь взаимодействовать. Ты сделал это с помощью своей фантазии и творчества. Это очень развивает мышление. Код — это то же самое, только в компьютерном мире. Ты собираешь из блоков программу, домик, игрушку, инструмент. Этому нужно учиться.

5. Творческое мышление. Это история про то, чтобы придумывать то, чего нет. Или создавать себе ограничения и придумывать оригинальные способы, как их обходить. У нас тоже много книг об этом — «Рисовый штурм», «Спираль обучения», все книги по программированию, по дизайну. Ведь чем крут дизайн? Ты создаешь то, чего не было.

А шестое пусть останется секретом. Который я расскажу когда-нибудь.

 Личный вопрос. У тебя два сына. Ты никогда не хотел, чтобы была дочка? И учил бы ты её чему-нибудь другому, не тому, чему учишь мальчишек?

— Я вообще хочу мальчика. С ними можно в настольные игры поиграть…

— А с девчонками нельзя?

— Не всегда… У них какие-то свои игры, которые я не понимаю. А с мальчишками… У нас уже вся одежда есть, все игрушки. Очень экономично! Я представляю, как через несколько лет можно будет в настольные игры вчетвером играть — и все это мои пацаны! Никого не надо звать. Я просто обожаю настольные игры. 🙂

На самом деле, если будет девочка, я, конечно, не расстроюсь. Это будет клево, это будет новый опыт. Для девочки у меня все имена придуманы, для мальчиков вот уже кончились. Чему я буду учить?.. Наверное, всему тому, что я сказал выше. Наверное, что-то есть, чему нужно научить именно девочку, но это мне предстоит открыть. Я на эту тему не читал книг. Но если сейчас появится девочка, то придётся что-то почитать. Если мне посоветуют что-то ребята из МИФа, буду очень рад!

— И последнее. Ты считаешь себя странным?

— Да, да, конечно! Мне нравятся странные вещи, мне нравится говорить несвязно, мне нравится соединять несоединимое. Поэтому я странный. И ребенок у меня такой же растёт, Ярик. Иногда это так сложно! Мы же привыкли к тому, как, например, положено носить вещи. И вот он надевает то, что нельзя вместе носить. И ты ему — Ярик, ну так не ходят. А потом понимаешь: это же я, такой же. И думаешь, что ладно, пусть носит.

Похожие статьи