Мы думали, что издаем книгу для дизайнеров, а оказалось — для всех. Каждый, кто открывает ее, на пару часов пропадает, ныряя в мир красоты.
Дело вот в чем. Красота впала в немилость. Нас окружает функциональность, скорость, простота. Вещи мы выбираем аналитически, материалы — рационально.
Дизайнеры Стефан Загмайстер и Джессика Уолш создали гимн красоте. Они уверены: дело не в том, что это приятно глазу, — красота действительно улучшает жизнь. Меняет чувства и поведение, определяет выбор. Красота — часть того, что делает нас людьми.
Загмайстер и Уолш: О красоте
Мир коричневых коробок
Однажды Стефан и Джессика попросили людей выбрать самую красивую фигуру и самый красивый цвет. Вы бы что выбрали?
Почти каждый второй выбрал любимой фигурой круг, а прямоугольник — примерно двое из ста. Любимым цветом стал синий, на последнем месте — коричневый.
Самой непопулярной формой оказался прямоугольник, самым непопулярным цветом — коричневый. Значит, прямоугольная коробка коричневого цвета — самая безобразная вещь в мире. Но посмотрите вокруг. Как же вышло, что коричневые прямоугольники окружают нас всюду?
ХХ век провозгласил: красиво то, что функционально. Дизайнеры взяли на вооружение простые формы, минимум цвета. Но вот парадокс: многие проекты, созданные во второй половине XX века, оказались провальными. Никто не хочет жить в коричневых коробках и носить серые робы.
Красота в глазах смотрящего
Эта фраза — убийственный аргумент против красоты. Если у каждого свои критерии, получается, что усилия дизайнеров, архитекторов и художников бессмысленны. Но нет. Исследования показывают: настоящую красоту видят все глаза.
В опросах про самые красивые города планеты всегда всплывают одни и те же названия. Людям во всех странах приятна симметрия и принцип золотого сечения. Нам нравятся одни и те же места, здания, изображения и даже запахи: свежий хлеб, скошенная трава и цитрусовые.
Красота обитает в особом измерении. Ей не так просто дать определение, но люди узнают ее, когда видят.
Красота решает
Доктор Хельмуте Ледере из Вены считает: мозг считывает красоту в первую очередь. Мыслительный процесс отнимает слишком много сил, а распознать красивое мы способны мгновенно. Раз — и выбор сделан.
В одном эксперименте участникам показывали изображения: одни явно красивые, другие нет. Картинки всплывали всего на 1/25 секунды, люди даже не осознавали, что видят. Но «мышцы улыбки» сокращались каждый раз, когда человек видел что-то красивое.
Красивые предметы, товары и места всегда побеждают. Взгляните на iPhone. Стив Джобс был уверен: эстетика важна не меньше удобства. И миллионы людей по всему миру с ним согласились.
Что еще
Когда мы говорим о красоте, речь идет не только о картинах или архитектуре. Любое дело, выполненное качественно, можно назвать красивым. Красивый гол в футболе, красивая музыка или математическая формула — мы восхищаемся ими не меньше.
В книге вас ждет много прекрасного:
- Краткая история красоты
- Почему нам нравится понятное
- Вместо прямоугольников: Китай, Индонезия и Аляска до эпохи высоток
- Как писсуар стал самым важным произведением искусства XX века
- Триангуляция с лаймом и другие геометрические десерты
- Самый красивый паспорт, логотип и стиральный порошок
В этой книге много красоты: огромные иллюстрации, потрясающие здания, ландшафты и целая коллекция красивых вещей. Но что еще важнее, оторвавшись от нее, вы начнете видеть красоту вокруг. И, возможно, творить своими руками.
По материалам книги «Загмайстер и Уолш: О Красоте».
P.S. Хотите стать лучшей версией себя, прожить жизнь, полную смысла и получать хорошие скидки на лучшие книги МИФа? Подписывайтесь на нашу рассылку. Каждую неделю выбираем самые полезные отрывки из книг, советы и лайфхаки — и отправляем вам. В первом письме — подарок.