Почти все сталкиваются с проблемой сохранения баланса между профессиональной и частной жизнью. Поскольку у каждого человека свои специфические потребности и собственные идеи относительно того, что он хочет получить от работы и от личной жизни, вполне естественно, что семейные дискуссии на эту тему очень быстро становятся весьма напряженными.
Тем не менее компромисса вполне возможно достичь. Надеемся, что советы из книги «HBR Guide. Стресс на работе» помогут вам справиться с такими стрессами.
1. Активно управляйте ожиданиями
HBR Guide. Стресс на работе
В семейных отношениях невысказанные ожидания зачастую приводят к разочарованию и раздражению. Если подробно обсудить их заранее, можно получить ответы на ключевые вопросы до того, как возникнет раздражение. Например:
— Как часто мы должны обедать (ужинать) вместе и кто в этом случае готовит (покупает) еду?
— Надо ли вам некоторое время побыть вечером в тишине, чтобы прийти в себя после напряженного дня, или вы предпочитаете сразу же поговорить друг с другом?
— Хотите ли вы постоянно находиться на связи в течение дня (СМС, звонки, мгновенные сообщения и т. п.) или предпочитаете общение после окончания рабочего дня?
— Как вы поделите обязанности по присмотру за ребенком (доставка в школу и из школы домой, уход в случае болезни, организация школьных каникул)?
Очень важно честно и открыто обсудить такие вопросы, однако это не всегда легко сделать. Никто из нас не может рассчитывать, что все будет по его желанию. Если вы хотите одного, а ваш супруг — другого, придется определить, в каких вопросах вы можете отступить от своих требований и проявить гибкость. Если разговор заходит в тупик, постарайтесь внимательно прислушаться к партнеру, вместо того чтобы концентрироваться исключительно на своих нуждах.
Специалист по брачно-семейным отношениям Джон Готтман утверждает, что может с девяностопроцентной точностью предсказать, разведутся супруги или нет, только по тому, как они общаются друг с другом в первые пять минут, проведенных в его кабинете. При этом он опирается на данные, собранные более чем за 35 лет практики.
2. Заранее планируйте, как проведете совместное время
В среднем человек проводит на работе 8,8 часа в сутки, а многие и в два раза больше. Большинство из нас не планируют встречи с самыми близкими людьми, поскольку считают их само собой разумеющимися. Однако исследования показывают, что для поддержания отношений нет ничего более важного, чем планирование совместно проводимого времени с не меньшей тщательностью, нежели рабочего графика.
Даже если профессиональные обязательства поглощают все ваше время, даже если у вас маленький ребенок, старайтесь проводить вместе хотя бы один вечер в неделю. Регулярное планирование времени, проводимого вместе, заставляет нас чувствовать свою значимость для партнера и позволяет заглянуть вперед. В результате мы чувствуем себя счастливее дома и спокойнее на работе.
3. Интегрируйте работу и частную жизнь
Семейные отношения при двух работающих супругах осложняются, если работа и частная жизнь никак не пересекаются друг с другом. Если вы не знаете коллег своего супруга (супруги), то можете почувствовать отчужденность и даже враждебность к его (ее) работе. Вы ощутите себя отстраненным от повседневных забот своего супруга (супруги), и вдруг окажется, что вы не понимаете шуток, популярных в его (ее) компании.
Иногда складывается еще более тяжелая ситуация: по данным неформального обследования сайта Vault.com, 32% респондентов сообщали об «офисной супруге», то есть коллеге, с которой сложились особенно доверительные (без интима) отношения. Иногда эта доверительность заходит слишком далеко. На основе своей более чем двадцатилетней практики психотерапевт в области семейно-брачных отношений Ширрли Гласс сделала вывод: 46% неверных жен и 62% неверных мужей имеют близкие отношения с кем-нибудь из своих коллег.
Даже если речь не идет об измене, вашей второй половине вряд ли понравятся долгие вечера, проводимые вами в офисе, служебные командировки и теплые отношения с незнакомыми ему (ей) коллегами. Чтобы избежать этого, найдите способ представить своих коллег супруге (супругу) или всей своей семье. Время от времени предлагайте пообедать после работы вместе с вашими коллегами, причем им также посоветуйте пригласить своих жен или мужей. Рассказывайте супруге (супругу) о происшествиях и забавных случаях на работе. Посещайте корпоративные мероприятия вместе. Это лишь некоторые способы восстановить доверие в семье и одновременно углубить и «очеловечить» свои профессиональные контакты.
4. Оценивайте и переоценивайте ситуацию
На работе ежегодно проводится аттестация сотрудников, но и в семье следует регулярно выделять время на анализ и оценку ваших взаимоотношений и приоритетов, каждого по отдельности и семьи в целом. Постоянно поддерживайте контакт и по мере необходимости корректируйте разработанные планы.
Как идут наши дела? Должны ли вы или ваш супруг (супруга) что-то изменить и что именно? Чувствуете ли вы связь друг с другом? Что работает хорошо, а что нет? Каково общее самочувствие вашего партнера? Если вы ставите эти и подобные вопросы, то партнер понимает, что ваши отношения являются приоритетом. И это поможет понизить уровень стресса в семье, где оба супруга работают и при этом контролируют ситуацию как на работе, так и дома.
Подготовлено по книге «HBR Guide. Стресс на работе».
Фото: источник.