Творчество
Невероятные женщины, которые изменили искусство: такую историю вы ещё не читали
22 сентября 2019 4 105 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

История искусства — это много-много имен. Но вот какое дело: эти имена в основном мужские. Женщины-художницы всегда оставались в тени. Они жили свою жизнь и создавали прекрасные произведения, которые были забыты.

«Пора это исправить», — подумала искусствовед Бриджит Куинн. И написала книгу о 15 необыкновенных и очень разных художницах. Куинн рассказывает об их жизни и творчестве, пытаясь понять, почему этих женщин не замечали раньше и что важного они сделали для искусства.

Эта захватывающая и сильная книга об удивительных героинях. Давайте с ними познакомимся→

15 сильных женщин

Ли Краснер, Ванесса Белл, Паула Модерзон-Беккер, Элис Нил — 15 художниц, которые были в центре или за кулисами истории искусства. О некоторых из них вы слышали, о некоторых — не знали ничего. Но каждая из них — особенная.

Не просто сестра Вирджинии Вулф, не только жена Джексона Поллока — а женщины, которые изменили искусство. И у каждой из них есть что рассказать.


Смотрите, какие необычные иллюстрации: портреты героинь сделала иллюстратор Лиза Конгдон


Невероятные женщины, которые изменили искусство и историю

Оторваться от книги совершенно невозможно. Бриджит Куинн пишет страстно, увлекательно, дерзко, разбавляя текст репродукциями и фотографиями. А ещё — необычными портретами художниц, которые нарисовала иллюстратор Лиза Конгдон.

Невероятная книга о невероятных женщинах. Чтение, которое открывает историю с нового ракурса.

Артемизия-караваджистка

В истории искусства было много караваджистов, но вот караваджистка — только одна. Имя её — Артемизия Джентилески. Она рано потеряла мать, в 17 лет пережила насилие. Испытания определили её творчество: всю жизнь художница рисовала выдающихся женщин — Эсфирь, Марию Магдалину, Клеопатру.

Настоящий пантеон женской силы, в который вошла и сама Артемизия.


Артемизия Джентилески. Автопортрет в образе аллегории Живописи. 1638–1639

Отец Артемизии был знаком с Караваджо. Наставником девушки был Микеланджело Буонарроти — внучатый племянник великого гения. Она дружила с Галилео Галилеем, знала семью Медичи и была членом Академии рисунка — между прочим, первой женщиной в этом заведении.

Артемизия отказывалась быть тихой женщиной. Она защищала себя и писала картины, которые говорили: осмельтесь быть великими.

Сестры-музы

Ванесса Белл — сестра знаменитой писательницы Вирджинии Вулф. И полная её противоположность. Сдержанная и невозмутимая, она обладала сильным материнским инстинктом. Гладила мужу рубашки, воспитывала детей и никогда не переставала рисовать.


Ванесса Белл. Пляж в Стадленде. 1911

Сестры служили друг другу музой. Белл рисовала обложки книг Вулф, делала её портреты, а Вирджиния писала романы с героинями, похожими на сестру. Картина Белл «Пляж в Стадленде», по мнению искусствоведа Ричарда Шоуна, стала самым радикальным произведением того времени в Англии.

«Пляж в Стадленде» олицетворял будущее модернизма. А ещё он вдохновил Вирджинию Вулф на создание знаменитого романа «На маяк».

Кто открыл Джексона Поллока?

Ли Краснер — персона известная. Но знаменита она не своим творчеством, а тем, что была женой Джексона Поллока. Одиннадцать лет она прожила вместе с иконой абстрактного экспрессионизма. Но живописью занималась гораздо дольше.

Именно Краснер открыла Поллока: она познакомила с его работами выдающихся художников и критиков.


Ли Краснер. Автопортрет. 1930

Пока Поллок использовал как мастерскую большой сарай, Краснер рисовала в маленькой спальне: она тоже двигалась над холстом и капала на него краской. Вершиной её творчества стали картины-коллажи, собранные из разорванных старых работ. Картины, которые критики ставят между Матиссом и Мазервеллом.

«Я думаю, моя живопись автобиографична, если кто-то возьмет на себя труд ее прочитать», — писала художница. Кажется, это время настало.

От художницы — до астронавта

Книга Бриджит Куинн, конечно, не только об истории искусства. «Возьмите вместо слова художница любое другое, и смысл не изменится, — пишет Куинн. — Поставьте вместо него все, что вам нравится: поэт, архитектор, режиссер, актер, хирург, астронавт — и действуйте».

Великие жизни и великие дела бесконечны. Нужно просто уметь видеть их


Вдохновляющая книга получилась. И очень красивая

Что ещё:

  • Предшественница Пикассо: Паула Модерзон-Беккер и её обнаженный автопортрет
  • Потерять детей, попасть в психбольницу и стать самой великой американской портретисткой ХХ века
  • Скульптура паука и мистер Пенис: творчество Луизы Буржуа
  • Ленд-арт, перформанс, концептуальное искусство, арт-феминизм и фотография: искусство Аны Мендьеты
  • Они пульсируют и дышат, парят и раскачиваются в воздухе: что создала Рут Асава

«Мамочка делает отпадные вещи», — говорила дочь художницы Кары Уокер. Кажется, эту фразу можно применить ко всей книге. Каждая героиня тут — невероятная. Каждая история не похожа на другую. А каждое произведение доказывает, что у искусства нет границ и предрассудков.

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку по творческим книгам. Будете первыми узнавать о скидках и получать самые-самые отрывки из книг. Мы присылаем только самое интересное.

Рубрика
Творчество
Похожие статьи