Самый посещаемый, самый разноплановый город мира, город, который никогда не спит… Конечно, это Нью-Йорк. Безусловно, Лондон. В старые добрые времена Париж. Однако скоро и, возможно, надолго таким городом станет Дубай. Находясь на пересечении путей с севера на юг и с востока на запад, Дубай с полным правом претендует на титул «центра мира». Рассказываем о чудо-городе, подглядывая в книгу «Коннектография».
Ключевой узел
Коннектография
В 2017 году Дубай принял больше гостей, чем Лондон или Париж. Торговый центр Dubai Mall, расположенный в цокольном этаже самого высокого здания в мире — небоскреба Бурдж-Халифа, в 2013 году посетило больше людей, чем любой другой супермаркет на земле, — 75 миллионов (это более 200 тысяч человек в сутки!). Терминал-3 аэропорта Дубая представляет собой уникальную точку пересечения цивилизаций; через него ежегодно проходит больше пассажиров, чем через любой другой терминал, — особенно между полуночью и пятью часами утра. Дубай действительно никогда не спит.
Огромный парк самолетов Airbus А380 делает его единственным местом, откуда можно без пересадок долететь до любого крупного города мира. Кроме того, ведется круглосуточное строительство еще более крупного аэропорта Dubai World Central, способного обслужить до 200 миллионов пассажиров в год. Его планируют закончить в канун проведения Всемирной выставки в 2020 году.
Только шесть городов в мире имеют статус ключевых узлов во всех видах потоков, которые они поглощают и генерируют: товаров, услуг, финансов, людей и информации. Это Нью-Йорк, Гонконг, Токио, Сингапур, Лондон и новичок в списке — Дубай.
Поселение для ловцов жемчуга
Дубай — яркий пример глобальных городов нового типа. Он не стремится копировать великие города прошлого — разве что делает копии их достопримечательностей в натуральную величину в парках, — а скорее, становится городом нового типа с новой идентичностью, действительно глобальным центром, чье преимущество не в богатом историческом наследии, а во внегосударственном космополитизме и глобальной связанности.
История Дубая весьма поучительна в том, как город может бурно расцвести за время жизни одного поколения и буквально увлечь мир за собой. Хотя пятьсот лет назад здесь было просто поселение для ловцов жемчуга, город сумел завоевать место на глобальной карте мира после открытия на его территории относительно скромных запасов нефти в начале 1970-х годов.
Джебель-Али
Джебель-Али — поселок в ОАЭ и крупнейшая в мире искусственная глубоководная гавань, находящаяся на территории эмирата Дубай.
Вскоре после этого в Джебель-Али была открыта одна из первых и до сих пор наиболее успешных свободных экономических зон в мире. Ради ускоренного строительства большого транзитного порта для нефтеналивных танкеров и контейнеровозов, следующих из Европы в Азию, были сняты все ограничения на перемещение капитала и трудовых ресурсов. Джебель-Али стал крупнейшим и самым современным морским портом в мире.
Экономические отношения
В традиционном многонаселенном прибрежном районе Джумейра эстетика определяется географией: здесь кафе-кондитерские спокойно соседствуют с магазинчиками сари, Burger King и китайскими массажными салонами. Торговля и культура в Дубае глубоко переплетены. Его отношения с персидской цивилизацией обусловлены близостью Ормузского пролива и значительным удельным весом иранского населения (около четверти коренного населения Дубая — выходцы из Ирана). Несмотря на самые жесткие санкции, банки Дубая нашли способы и дальше финансировать торговлю с Ираном, в то время как деревянные плоскодонки, груженные компьютерами и холодильниками, днем и ночью переправлялись из бухты Дубая в Бендер-Аббас. По мере смягчения санкций и ускорения интеграции Ирана в мировую систему торговли оказалось, что ни один другой порт не расположен так удачно для входа на его 80-миллионный рынок, как Дубай.
ОАЭ также открыли доступ в страну Китаю, на данный момент своему самому крупному торговому партнеру; сейчас в Дубае проживает около 250 тысяч китайцев, а еще 280 тысяч ежегодно приезжают в качестве туристов. Около двух тысяч китайских компаний, продающих всевозможные товары, от игрушек до строительных материалов, используют Дубай как центр для реэкспорта.
Авиакомпании ОАЭ уже летают из Дубая во многие города Африки чаще, чем любой другой перевозчик. В дополнение к 30 тысячам сомалийцев, уже проживающих в городе, еще 40 тысяч кенийцев работают в различных отраслях — от строительства до сферы обслуживания. Самый молодой миллиардер Африки Ашиш Таккар, угандиец индийского происхождения, начинал свою карьеру, курсируя между дубайскими рынками и скупая подержанные компьютерные запчасти. Сейчас он руководит собственной IT-компанией, агентством по недвижимости, производственными и сервисными компаниями из Дубая.
В середине XX века на карте сформировались два типа постколониальных стран — те, что создали жизнеспособную современную инфраструктуру, и те, что продолжают пользоваться давно обветшавшей, отработавшей свой срок колониальной инфраструктурой. Никто не мог предугадать, что Индия и ОАЭ выберут столь разные пути развития. Во времена британского господства жители стран Персидского залива ездили на заработки в Индию и пересылали домой деньги. Сегодня поток трудовых ресурсов движется в обратном направлении.
Каждому — свой мини-Дубай
Дубай — яркий пример того, как инфраструктура мирового класса превращает удобный перекресток дорог в глобальный узел. Действительно, Дубай теперь воспринимается не как отдельный город, а скорее как краткое название всей связанной страны, крупнейшим коммерческим центром которой он является.
Любая арабская страна, от Марокко до Иордании, мечтает иметь хотя бы один мини-Дубай, чтобы стимулировать модернизацию. В 2015 году Египет предложил частному инвестиционному фонду недвижимости Capital City Partners, возглавляемому Мохаммедом Алаббарой, построить новый город между Каиром и Красным морем и решить тем самым проблему перенаселенности Каира. В более широком смысле Дубай — это образцовая модель города, внезапно ставшего богатым. Блистательную столицу Азербайджана, Баку иногда называют «Дубаем Каспия», а интенсивно расстраивающаяся столица Анголы Луанда претендует на звание «Дубай Африки».
Свободные экономические зоны
Дубай стал мировым центром развития свободных экономических зон. Для каждого вида глобальных потоков существует зона физического воплощения. В Media City размещаются студии спутникового телевидения, в Internet City — интернет-компании, в Healthcare City — медицинские и фармацевтические фирмы; есть и другие говорящие сами за себя названия, например Textile Village, Auto Parts City, Carpet Free Zone и DuBiotech. В совокупности в ОАЭ, и в Дубае в частности, размещено более трех четвертей из более чем двухсот СЭЗ, разбросанных сегодня по странам арабского мира.
Создание СЭЗ обеспечило стране будущее в постнефтяную эпоху, ведь, не считая нефтедобычи, 75 процентов экономики Дубая уже связано со строительством, недвижимостью, финансами, промышленностью, розничной торговлей и прочими услугами.
Город-шаблон Рема Колхаса
Пустыни безграничны, и только благодаря опреснению, ирригации и кондиционированию человек смог колонизировать большие площади пустынь, а не просто пересекать их, как некогда бедуины в Сахаре. Планы развития Дубая предусматривают планомерное расширение города на юг вплоть до Руб-эль-Хали путем строительства объектов недвижимости концентрическими, постепенно расширяющимися кругами, площадь которых в итоге превысит площадь Пекина, Лондона, Парижа, Нью-Йорка, Барселоны и еще нескольких ключевых городов, вместе взятых.
Дерзкий и креативный архитектор Рем Колхас разработал генеральный план Прибрежного города, рассчитанного на 1,5 миллиона жителей и расположенного на полпути между Дубаем и Абу-Даби, — своего рода «стартовый комплект», который, по мнению автора, может стать воспроизводимым городским шаблоном для быстрого решения проблемы перенаселенных городов на Ближнем Востоке и в Азии.
Нумерация домов и пресная вода
Дубай все еще нуждается в таких элементарных вещах, как осмысленная система нумерации домов и строительство общественных больниц. При нынешней численности населения у города есть только двухдневный запас пресной воды на случай аварии на опреснительных установках. (Уже началось бурение глубинных артезианских скважин в пустынях.)
Дубаю еще многое предстоит построить на земле, под землей и у моря. Западные экономисты хронически недооценивают спрос на развивающихся рынках, обвиняя города вроде Дубая в возведении причудливых замков в пустыне. Но без инфраструктуры было бы меньше рабочих мест, менее развитая отраслевая структура и менее устойчивая экономика.
Самый быстрорастущий город
Если какой-то город и подтверждает правдивость изречения «Постройте его, и они придут», то это, безусловно, Дубай — самый быстрорастущий город в мире. Его население утроилось с 1968 по 1975 год, удвоилось с 1989-го по 2009-й и удвоится еще раз, достигнув, по прогнозам, 4,5 миллиона к 2020 году. Американцы, которым не повезло на Уолл-стрит, европейцы, стремящиеся платить меньше налогов, африканцы, задавленные бедностью и тиранией, индийцы, русские, иранцы с чемоданчиками денег, отельные служащие с Филиппин и собственники китайских предприятий стекаются в город, ставший столицей мира. В то время как жители западных стран устали от иммигрантов, ОАЭ принимают их в невиданных количествах.
Таким образом, Дубай становится не только плавильным котлом арабского мира, но и ведущим плавильным котлом планеты. Дубай — это антинациональное государство. В нем почти не осталось коренных жителей. Пожалуй, это единственный в мировой истории город со столь пестрым этническим составом населения. Потоки прибывающих со всего мира иммигрантов создают комфортную среду для представителей любой национальности, поскольку ни одна из них не доминирует. Каждый жилой квартал — это глобальная деревня.
Дубай — лаборатория по изучению уникальной смеси демографических и экономических сил. Результаты пока неочевидны, но эксперимент продолжается. Причем результаты важны не только для Дубая, но и для всех нас. Как справедливо отмечает урбанист Дэниэл Брук, «восторгаться Дубаем — значит восторгаться миром, каков он есть сегодня».
Подготовлено по книге «Коннектография».
Фото: источник.