Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
Скандинавские мифы: от Тора и Локи до Толкина и «Игры престолов»
4 сентября 2019 15 401 просмотр

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

Создание мира и конец времен, полные проблем отношения между богами и великанами, магия, предательства, сражения с чудовищами, неудачные приключения человеческих героев и героинь, их семейные распри, месть и браки… Скандинавские мифы и легенды — как захватывающий сериал. Неудивительно, что они продолжают жить в современной культуре (например, в текстах Толкина и даже в «Игре престолов»).

Интерес к культуре викингов не угасает по сей день. Предлагаем познакомиться с ней поближе! Поможет в этом наша новинка «Скандинавские мифы». Полистаем?

Создание карликов (гномов)

Когда мир был едва создан, День и Ночь только оформились и впервые двинулись небесными путями, у богов еще оставалось много работы. Они начали делать разные предметы, в частности множество вещей из металлов. Рождалась цивилизация.


Скандинавские мифы

Именно на этом этапе боги решают создать карликов. Поскольку карлики (гномы) были существами подземными, они обладали особым даром находить, обрабатывать и хранить золото, и за их изделия боги готовы были щедро платить.

Карликов создали быстро; Снорри Стурлусон, исландский ученый, политик, поэт и военачальник XIII века, рассказывает, что они зародились в земле, как черви размножаются в плоти (чудовищный образ).

Карлики жили либо под землей, либо в горах, занимались ковкой металла и изготовлением прекрасных вещей.

Многие из самых ценных сокровищ богов были созданы карликами: складной корабль Фрейра Скидбладнир; золотые локоны Сив, которые заменили натуральные волосы, украденные Локи; копье Одина Гунгнир; молот Тора Мьёлльнир.


Тор одобрительно наблюдает за работой карликов. Элмер Бойд Смит (1902)

Толкин взял имена гномов в «Хоббите» из «Прорицания вёльвы». Двалин, Ойн и Глойн, Фили и Кили, Дори, Нори и Ори, Бифур, Бофур и Бомбур — персонажи скандинавских преданий, и их тезки становятся гостями Бильбо.

Их вожак Торин Дубощит может похвалиться двумя «двойниками» из мифов: Дурин и Трейн — тоже традиционные скандинавские имена подземных жителей, одних из прародителей карликов.

Имя Гэндальф также встречается среди имен карликов в скандинавской поэзии. Оно означает «альв посоха», но Толкин решил улучшить его, дополнив эпитетом на принятый у волшебников манер: Гэндальф Серый.

Почему люди — деревья

Боги занимают доминирующее место в мире, который делят с карликами, великанами, альвами (эльфами) и немногочисленными монстрами — отпрысками Локи и великанши Ангрбоды. Пока в этом мире нет людей, некому приносить жертвы богам.

В один прекрасный день три бога — Один, Хёнир и Лодур — отправились на прогулку, судя по всему, к морю и на берегу обнаружили, что там лежат «малопригодные / Аск и Эмбла, лишенные судьбы».

Три бога взялись за дело и превратили ствол ясеня (Аск) и другой ствол (с ним сложнее, значение слова «эмбла» точно никто не знает, хотя, скорее всего, это вяз) в первую пару людей:

…дал дыхание Один, дал Хёнир голос,
дал краски Лодур и лучший облик.

Прорицание вёльвы. Стих 18

Люди не забывают, что изначально были созданы из деревьев. Это выражено метафорически во многих скандинавских текстах: мужчин в них называют «древо оружия» или «древо битвы». Женщины тоже были «деревьями». Например, воительница Брюнхильд звалась «древо ожерелий».

Хотя деревья не могут ходить, их сила и стройность, годичный цикл жизни, долголетие и внезапная смерть от болезни, огня, топора дровосека делают их мощным образом-аналогом человеческого существования.

Также люди отчасти могут считаться порослью мирового древа, которое прорастает сквозь королевство богов, человеческие миры и мир мертвых.


Мировое древо. Епископ Перси. «Северные древности» (1847)

Дракон у Толкина

Смауг, дракон в книге Толкина «Хоббит», получил имя от древнескандинавского слова, означающего «красться», «ползти». Его прототипом стал дракон Беовульфа, летающий огнедышащий монстр.

Подобно Фафниру — другому дракону из скандинавской мифологии — Смауг умел говорить. Он вел длинную беседу с хоббитом Бильбо, который отвлекал его загадками, пытаясь найти слабое место дракона; оно находилось под мышкой, где стерлись чешуйки. Этой информацией Бильбо поделился с лучником, который позже сразил летящего дракона.


Великий воин Сигурд убивает дракона Фафнира. Деталь резных деревянных дверей церкви Хюлестад в Норвегии (ок. 1200)

Загадки Гестумблинди

Конунг Хейдрек был хитрым и скорым в решениях, но делал зла не меньше, чем добра. У него был враг по имени Гестумблинди, и правитель вызвал его ко двору.

Гестумблинди боялся, что тот причинит ему вред, и испытал облегчение, когда к нему в дом пришел загадочный человек и вызвался пойти к королю вместо него.

Фальшивый Гестумблинди устроил с Хейдреком турнир загадок и одержал верх убийственным вопросом: «Что прошептал Один на ухо Бальдру, лежавшему на погребальном костре?» Тут Хейдрек понял, что перед ним сам бог.


Одноглазый Один с вóронами и своим знаменитым копьем Гунгнир. Миниатюра из исландской рукописи XVIII века

Загадки фальшивого Гестумблинди весьма разнообразны. Некоторые можно назвать традиционными: «Что я пил вчера, если это не вода, не вино, не пиво и не прочая еда?» (ответ: утренняя роса) или: «Что за существо на восьми ногах с четырьмя глазами, у которого колени выше живота?» (ответ: паук). Другие довольно туманные.

Толкин вдохновлялся этим текстом, когда писал сцену поединка на загадках между Бильбо и Горлумом в «Хоббите», хотя победоносный вопрос Бильбо «Что у меня в кармане?» заметно отличается от загадки Одина про Бальдра, завершающей состязание в саге.

Космический волк

Вдохновение в скандинавских мифах и легендах черпал не только Толкин. Помните, например, оборотня по имени Фенрир Сивый из «Гарри Поттера»?

В германо-скандинавской мифологии Фенрир — космический волк, сын бога Локи и великанши Ангрбоды.

Ему было позволено остаться в Асгарде (мире богов), но вскоре он стал есть слишком много, и боги решили сковать его. Они не могли найти достаточно крепкую цепь и после двух неудачных попыток, которые позабавили Фенрира, заключили договор с карликами, и те создали магическую цепь.

Ее сковали из шести невозможных вещей: звука кошачьих шагов, женской бороды, корней горы, дыхания рыбы, медвежьих жил и птичьей слюны. Цепь вышла мягкой, легкой и гладкой.

Фенрира опутали новой цепью, и она затвердела, как железо; зверь не смог с ней справиться. Его заточили в пещере и воткнули меч ему в пасть, чтобы он не мог свести челюсти.


Связанный Фенрир. Миниатюра из исландской рукописи XVIII века

Так он ждет конца времен. В последние дни мира ему предначертано разорвать путы, напасть на богов и проглотить Одина.

Зима близко

Сегодня огромной популярностью пользуется сериал «Игра престолов», где постоянно присутствует угроза наступления зимы. И здесь тоже прослеживается влияние скандинавских мифов и легенд.

Согласно им, в конце времен наступает Великая Зима, Фимбульветр. Три зимы подряд следуют одна за другой, не перемежаясь летом; снега повсюду, дуют свирепые ветра, стоят морозы. Это ведет к разрушению связей между людьми.

Мир устремляется к хаосу. Прежде чем человечество падет в гражданской войне, проявятся и другие признаки конца времен, названные пророчицей.

Глубоко в Лесу повешенных прокричит петух с красным оперением. Другой пропоет в Железном лесу, где троллиха вскармливает потомство Фенрира — волков, преследующих луну и солнце.


Боги готовятся к Рагнарёку (гибели мира). Рисунок У. Дж. Коллингвуда в стиле скульптуры эпохи викингов (1908)

В нестройные звуки конца времен вольется и вой огромного пса Гарма (возможно, он двойник Фенрира или самостоятельное чудовище, «адский пес» или «адская гончая»).

Наступает ужасный момент, когда небесные светила будут поглощены жадными пастями зверей и мир погрузится во мрак.

По материалам книги «Скандинавские мифы»
Иллюстрации из книги.

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи