Время от времени меня накрывало ощущение, что я добилась куда меньшего, чем могла. Кого не посещали похожие мысли? В 20 лет мечтаешь запустить бизнес, объездить весь мир, сделать научное открытие — короче, стать выдающейся личностью. В 30 лет паникуешь, что почти ничего из этого не сделано и даже ипотека не выплачена. А что ждет в 40 лет? Наверное, опустятся руки, и будет казаться, что момент упущен.
Я бы не хотела такого развития сюжета, поэтому искала решение. Мне знакомы принципы тайм-менеджмента, но со мной они не всегда работают. Нужно нечто большее — самодисциплина — когда время не съедают проблемы со здоровьем, тревожные мысли, прокрастинация и другие люди.
Чтобы проверить, как это работает, я выбрала те рекомендации из книги бизнес-тренера Владимира Якубы «Самодисциплина 2.0», которые действуют моментально.
Устройте день без нытья
Отрицательные эмоции отнимают силы и мешают развиваться. При борьбе с негативом действует простое правило: можешь изменить ситуацию — действуй, не можешь — измени к ней отношение.
Сказать легко. Я оказалась той еще жалобщицей: плохая погода — пост на Facebook, мелкие проблемы на работе — звонок маме, ремонт дороги — долгий разговор с мужем. Короче, день без нытья не удался ни с первой попытки, ни даже с пятой. Но когда я перестроилась, то стала менее раздражительной и начала уделять больше времени своим интересам.
Задание: ваша цель — сосредоточиться на положительных событиях. Считайте это тренировкой самоконтроля. Эксперимент можно продолжить в течение 21 дня — так позитивное мышление войдет в привычку.
Составьте список хронофагов
Можно успевать гораздо больше, если не отвлекаться на сообщения, второстепенные просьбы, надоедливых знакомых. Смысл не в том, чтобы избавиться от всех непродуктивных трат времени (такое решение скорее навредит, потому что лишит «guilty pleasure»). Цель — избавиться от того, что наносит ущерб: частые перекуры, общение с агрессивными друзьями, потакание прихотям окружающих ударяют по физическому или эмоциональному здоровью.
Например, я отключила уведомления о сообщениях и стараюсь проверять мессенджеры и почту 2-3 раза в день. Не могу похвастаться, что получается без срывов. Но теперь, когда я не захожу поминутно в соцсети, то справляюсь с рабочими задачами на 25-30% быстрее.
Задание: потратьте день-другой на то, чтобы вычислить людей, привычки, ситуации, которые превратились в «пожирателей времени». Тайм-трекер (SaveMyTime или Hours) выследит хронофагов и поможет добиться баланса между работой и отдыхом.
Уберите лишнюю нагрузку
«Драмкружок, кружок по фото, хоркружок — мне петь охота» — обычно именно так люди представляют себе саморазвитие. А качественная работа видится только как трудоголизм и безотказность. В итоге можно превратиться в человека на грани нервного срыва. Полезно говорить «нет» другим людям и себе. Иначе если хвататься то за одно, то за другое, результата не будет ни в чем.
Лично я ничего не успевала не потому, что ничего не делала, а потому, что хотела слишком многого. Из всех увлечений я выбрала одно — уроки живописи (и уже через месяц заметила прогресс). Но что самое важное, перестала выполнять обязанности коллег и, как Чип и Дейл, спешить всем на помощь.
Задание: в общении с окружающими освойте технику конструктивного отказа: назовите причину, по которой не можете помочь, и предложите другое решение. Допустим, такой вариант: «Спасибо, что вы обратились ко мне, я хотела бы помочь (присоединение), но сейчас я занят(а) составлением отчета (причина) и не могу уделить время (отказ). Но вы сможете обратиться к Маше или подождать до завтра, когда у меня будет свободное время с 14.00 до 16.00 (альтернатива)»
Источник.
Купите свободное время
Многие воспитаны выполнять самостоятельно любую работу — будь то починка крана, генеральная уборка или подшив брюк. Если вы не специалист, то потратите много сил (и не факт, что справитесь).
Я всегда считала приготовление обедов и ужинов своей обязанностью. Оказалось, доставка еды два раза в неделю не ударяет по семейному бюджету, но зато дарит мне порядка четырех часов дополнительного времени.
Задание: посчитайте, сколько стоит час вашего рабочего времени. Скорее всего, гораздо дороже, чем час уборщицы, сантехника, швеи и других рабочих. А значит, вы можете оплатить их труд и высвободить полдня на отдых, учебу или повышение квалификации — задачи, которые приведут вас к цели или позволят больше зарабатывать.
Найдите электронных помощников
Если у вас есть планер на работе, записная книжка в сумке и ежедневник дома, то вряд ли вы гений самоорганизации. Пора собрать все задачи в одном месте — в телефоне.
У меня на телефоне был установлен GoogleKeep. И еще я записывала дела в блокнот. В общем, сплошной хаос. Я выбрала более удобное приложение и разобралась с его функциями. Больше всего мне нравится общий список дел для семьи и оповещение по геолокации (когда устройство напоминает о деле, привязанном к месту, например, торговому центру).
Задание: установите приложение для создания списка дел. Подойдет Wunderlist, Any.Do, Todoist для Android или Pocket Lists 2, 24me, MinimaList для iOS. Вам не придется держать задачи в голове или листать в их поиске ежедневник.
Если воплотить хотя бы одну из идей, высвободится 15-20 минут, которыми можно пользоваться каждый день. Хотите больше? В книге Владимира Якубы расписан недельный план, с помощью которого у меня получилось стать организованнее и справиться с ощущением, что я упускаю нечто важное.
По материалам книги: «Самодисциплина 2.0»
Обложка поста: pexels.