МИФу 14 лет. Ура! К дню рождения запустили цикл публикаций о жизни издательства, МИФовцах, читателях, наших планах и ценностях. Давайте знакомиться ближе:)
В интервью с Анастасией Дьяченко поговорили о том, какие задачи решает менеджер проектов по работе с российскими авторами. Узнали, о чем мечтают те, кто пишет классные книги, как влюбляем в них себя и других и что значит быть ответственной за счастье.
— Настя, расскажи, пожалуйста, кто и когда в МИФе придумал работать с российскими авторами?
— Российские авторы в МИФе были всегда. Вторая книга издательства — «Маркетинг на 100%: ремикс» от Игоря Манна — написана российским автором. Но в широком, стратегическом масштабе мысль о том, что авторам нужно уделять больше внимания, пришла Диме Утробину и Артёму Степанову (коммерческому и генеральному директорам МИФа). Они поняли, что издательства трансформируются, и однажды технологии заменят любой перевод, даже художественный. Нужно постепенно отходить от переводной литературы и развивать тех, кто пишет для российской аудитории, знает ее реалии и запросы. В начале 2018 года команда запустила стрим российских авторов во Взрослой редакции, им занималась продакт-менеджер и маркетолог Катя Ландырева. МИФ стал тестировать продвижение книги через личный бренд автора, помогать строить этот бренд, максимально вовлекать автора в промо. Эксперимент оказался удачным (подтверждение — пример Катерины Ленгольд с неслыханными продажами книги «Просто космос» в первый же день ее появления в нашем магазине). Нужен был человек, который заботился бы об авторах и управлял их проектами. Так в августе 2018-го я присоединилась к команде МИФа.
— Кто работает с авторами вместе с тобой и в чем заключаются ваши задачи?
— В начале 2019-го в МИФ пришел второй менеджер проектов по работе с авторами — Ваня Бастраков. Самое главное для нас — обеспечивать качественную коммуникацию между авторами и издательством. Строить с теми, кто пишет книги, крепкие долгосрочные отношения. Мы ответственны за счастье авторов и команды при работе с ними.
Теплая подпись в электронке
Еще одна задача — быть единым окном для запросов автора к команде и команды к нему. От старта проекта до его финиша (если финиш вообще будет). Общение начинается с момента отбора заявки на книгу. Здесь я входная точка и первый фильтр. Тот самый человек, который отправит автору ответ «Мы с удовольствием поработаем с вами над проектом» или «К сожалению, ваша рукопись нам не подходит». Второе, конечно, гораздо чаще.
Важный момент: когда начинаем сотрудничество, обязательно сверяем цели. К примеру, понимаем, что для автора главное — продвигать определенную тему (это может быть осознанное лидерство, осознанное отношение к питанию, «белый бизнес» или что-то еще). Узнаем, что он хочет видеть на выходе и складываем с нашими целями. Так проще прийти к пониманию того, что будем делать.
Обычно все, что нужно в работе — просто разговаривать с человеком. Отношения — это всегда про диалог.
Ваня Бастраков и Юля Потемкина (ответственный редактор) с авторами — Галиной Кушнаревой и Викторией Шиманской
Мы поддерживаем оперативную связь, когда есть срочный вопрос или произошел форс-мажор. Приведу в пример неожиданное приключение с книгой «45 татуировок личности». Подготовили огромный стартовый тираж, 35 тысяч экземпляров (средний — примерно 5 тысяч). Когда он пришел, оказалось, что QR-коды, которые есть едва ли не в каждой главе, не считываются. Об этом узнали от автора, который получил книгу первым, еще до того, как она ушла к читателям. Утром в день запуска продаж мы быстренько собрались командой, подумали, в чем может быть ошибка, нашли ее и исправили. Задержали старт всего на полчаса.
— Настя, расскажи, как МИФ выбирает авторов для продвижения?
— Сначала нужно найти людей, которым есть что сказать. Важно понять, что мы с ними про одно и то же. Это эксперты в своей области, они поднимают актуальные темы, у нас одинаковые ценности. Затем помогаем создать качественный контент, причем речь не только про книги: это могут быть мероприятия, курсы, любые онлайн- и офлайн-активности. Дальше работаем над тем, чтобы каждый автор в нужном формате и на понятном языке донес до аудитории свои идеи. Используем для общения свои блоги и соцсети, подключаем партнеров и СМИ. Это общая схема. Всего на весь МИФ сейчас около 200 российских авторов. 45 уже охвачены нашим вниманием и работают со мной или Ваней. Пока это авторы двух направлений: Взрослой редакции и Творчества. Но, конечно, команда будет расти.
— А как МИФ продвигает тех, кого вы выбрали? Давай посмотрим несколько примеров.
— В первую очередь узнаем, чего хочет автор, а потом исполняем его мечты 🙂 Расскажу три истории. У автора бестселлера «Никогда-нибудь» Елены Резановой была мечта выступить на TEDx. Когда представители проекта пришли в МИФ и пригласили стать спикером Игоря Манна, мы в ответ рассказали о том, что у нас есть еще один классный претендент. В TEDx заинтересовались Леной и ее темами, а после благодарили нас за рекомендацию.
У Катерины Ленгольд другая история. Ей хотелось привлечь больше людей в свой блог, чтобы делиться с ними своим методом работы и отношением к жизни. К тому моменту у нее было 3 тысячи подписчиков. Сначала мы организовали ей встречу с Сашей Чариковой, блогером, продактом направления «Креатив». Там они обсудили основные моменты и дело пошло в гору. Потом поставили цель нарастить 30 тысяч подписчиков вовлеченной теплой аудитории, за полгода легко ее достигли. Использовали понятные инструменты, но главным условием был качественный контент, а в нем мы не сомневались. Сегодня число подписчиков Катерины достигло 64 тысяч (присоединяйтесь, если вы еще не там: @katerinalengold).
Ева Кац часто говорит о том, что мечтала просто получить предложение МИФа издать ее рукопись. Здесь вышла забавная история, которая подтверждает одно из Евиных правил о мечтах — правильно их формулировать. Когда МИФ предложение сделал, Ева ушла в другие проекты. Но как только узнала, что можем не успеть в срок, взяла отпуск и занималась только книгой. Это отличный пример работы с автором в одной команде: редактор в восторге, мы достигли полного понимания, все сложные вопросы решали в диалоге. Потом мы помогли Еве попасть на TEDx, для нее это тоже было исполнением мечты, а связь с издательством укрепилась еще больше.
Ева Кац и ее книга «30 правил настоящего мечтателя»
— Вернемся к интересной подписи в твоей электронке — «ответственная за счастье авторов». Счастье ведь — это что-то неуловимое. Как его достичь?
— Главная направляющая в работе с авторами — индивидуальный подход. Все люди разные по характеру и стилю общения. Ситуации, контекст, идеи тоже не могут быть одинаковыми. К людям даже с одной и той же интонацией не получится заходить! Кто-то любит на «ты» и в свободной форме. Со многими авторами я дружу, мы можем пойти выпить кофе и не говорить о книге (хотя редко получается — каждый горит своим делом). А кто-то привык к официальным отношениям и деловому тону, обычно это авторы бизнес-книг 🙂 С ними мне тоже комфортно. Главное — дать понять, что мы открыты к общению.
Книга «Как перестать учить иностранный язык и начать на нем жить» с подписью Анастасии Ивановой
— Получается, вы немного волшебники, и готовы ответить на любой вопрос?
— Да, авторы могут адресовать нам любые вопросы к издательству. Про организацию работы, договор, продвижение — что угодно. А в самом продукте лучше всех, конечно, сориентирует ответственный редактор. Мы ведем проект со стороны автора, а редактор — со стороны книги.
У нас работа коммуникаторов: нужно оперативно всех соединить друг с другом, чтобы контекст не потерялся. И помимо этого держать проект в тонусе, снимать все сложные вопросы. Где-то нужно наше минимальное участие, где-то мы полностью погружены в процесс и каждую минуту на связи. Если все качественно настроено, это не перегружает. И точно приносит свои плоды: если раньше книга российского автора могла создаваться очень долго, сейчас мы укладываемся где-то в полгода. Обычно столько времени занимает только производство. У нас же есть примеры, где ничего на входе, а через 6 месяцев — готовый продукт.
— Многие задаются вопросом: как стать автором МИФа. Давай об этом расскажем?
— У нас на сайте есть специальная форма. Мы долго и вдумчиво ее разрабатывали, для каждого направления (взрослые книги, детские книги, творчество, комиксы) она своя. Заполняя ее, автор уже понимает, что мы от него ждем.
В первую очередь, он должен быть экспертом в своей сфере. Приходит много заявок по «бытовой психологии» с рассуждениями о жизни. Но экспертность легко подтвердить. Не стоит писать книг по психологии, если вы не психолог. А мы не можем выпускать книги, которым не будут доверять наши читатели. Дальше — актуальность темы для российских реалий. Если пишем книгу про депрессию, пресловутый пример «уйти в отпуск на месяц и пожить на Бали, отключив телефон» не подходит. Очевидный плюс — когда у автора есть своя платформа и аудитория — подписчики, клиенты, ученики. Еще существует понятие «МИФовский автор». Оно во многом интуитивное. Но что примечательно, обычно вся команда его разделяет. Совершенно точно это человек, который занимается деятельностью, схожей с нашей, то есть помогает людям развиваться, готов идти на контакт и работать сообща. А еще должно быть понимание, что создание книги — это работа, а не только вдохновение. Оно займет много времени.
— Читатели не знают о том, что каждый месяц вы делаете дайджест о жизни российских авторов. Для МИФовцев и для самих писателей. Откуда взялась идея?
— Год назад мы с Катей Ландыревой обсуждали, как показать МИФу работу своей команды. Нас очень драйвило то, что мы делали. Хотелось поделиться со всеми.
Драйв чувствуется даже на фото. Команда по работе с авторами в Черногории
Конечно, были демо, открытые встречи, но когда ты погружен в свои задачи, нет времени сходить к соседям и послушать их новости. К тому же авторы не всегда знали, что мы можем им предложить. Тогда пришла мысль составлять дайджест для тех и для других. Цель любого выпуска дайджеста для МИФа — показать работу команды, не только нашу с Ваней: мы говорим об обложках, то есть достижениях дизайнеров, работе редакторов, пиара, блогов, рассылок и других команд, которые связаны с нашими авторами. МИФовцы влюбляются в авторов, больше узнают о тех, с кем так или иначе будут работать. Авторов же информируем о наших мероприятиях, блогах, активностях, знакомим их друг с другом. Делимся новостями, радостями и идеями. Оба наши дайджеста были приняты очень тепло. От МИФовцев прилетает много писем. А после одного из первых выпусков сорвали «Браво!» от Максима Батырева. Отклики греют и воодушевляют на следующие шаги.
Вообще у нас много классных проектов. Вспомни «Вечерний МИФ» — беседы с авторами в соцсетях, которые мы начинали с копирайтером Сережей Капличным и pr-менеджером Настей Аликимович. Это был эксперимент, он понравился и читателем, и авторам, и нам самим. Теперь Настя каждый четверг ведет эфиры и обсуждает с авторами насущные темы из наших книг. За лучший вопрос дарим экземпляр, и у меня есть возможность пообщаться с победителем при отправке приза. Однажды я даже получила фото конспекта эфира от победителя.
— Настя, кажется, что в МИФе ты работаешь давным давно. А на самом деле всего год. Как ты пришла в команду и что тебе здесь нравится?
— Мне вообще иногда кажется, что я была здесь всегда. Когда наткнулась на вакансию МИФа, уже полгода не работала и не планировала искать новое место. У меня был такой период — отдыха от прошлой, любимой, но довольно формализованной работы (работала с авторами в издательстве, которое занималось образовательной литературой). Я хотела послушать себя, пожить в свое удовольствие, попутешествовать. Главное, что осознала за это время — не хочу идти в другую сферу. Но еще не понимала, куда идти, замечала, что с авторами никто не работает. Неожиданно в летний день увидела предложение МИФа, подумала: «Наконец-то хоть одно издательство догадалось выстраивать человеческие отношения с авторами» и откликнулась.
Начало нового пути.
У меня сразу было ощущение, что мы с МИФом идеально друг другу подходим и отказа не будет. Я понимала, что издательство делает классные качественные книги и занимается развитием людей, но это было все, что я о нем знала. Месяц мы разговаривали с hr-ом Дашей Солдатовой и с командой. И хоть я склонна к тревожности, мне было очень спокойно: знала, что поладим. Мне очень нравится в МИФе. Для меня это работа мечты: здесь есть свобода во всех смыслах, и в первую очередь, свобода быть собой. Я чувствую себя на своем месте.
По словам Насти, в месяц к ней приходит минимум 100 заявок на издание книги. Чтобы стать мифовским автором, нужно постараться 🙂 Но игра стоит свеч.