Интересное
Наша роль в эпоху искусственного интеллекта
30 мая 2019 1 881 просмотр
Интересное
Наша роль в эпоху искусственного интеллекта
30 мая 2019 1 881 просмотр

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

Как развитие искусственного интеллекта влияет на характер нашего труда? Нужно ли бояться, что компьютеры отнимут у людей рабочие места? Какие навыки пригодятся специалистам будущего? Ответы на эти и другие актуальные вопросы есть в нашей новинке «Человек + машина».

Авторы рассказывают, как современные технологии меняют мир, какие новые профессии появятся в ближайшие годы и каким образом мы можем использовать искусственный интеллект с максимальной для себя выгодой. Делимся мыслями из книги.

Революция уже здесь

Революция не грядет, она уже здесь. Сегодня искусственный интеллект успешно используется в заводских цехах. Он помогает усовершенствовать офисную работу, меняет подход к обслуживанию клиентов, служит полезным инструментом в маркетинге и продажах, предоставляет новые возможности для научных исследований.


Человек + машина


Искусственный интеллект больше не футуристическое понятие, он уже среди нас. Источник

Значит ли это, что мы скоро лишимся работы? Справедливый вопрос. Еще совсем недавно машины использовались главным образом для замены людей — автоматизация резко сократила число рабочих, секретарей, бухгалтеров, кассиров-операционистов в банках, турагентов и других.

Однако сейчас ситуация изменилась: люди нужны больше, чем когда-либо. Специалисты не только разрабатывают, развивают и обучают системы искусственного интеллекта, но и взаимодействуют с ними, достигая нового уровня производительности.

Технологии развиваются с невероятной скоростью, и в ближайшем будущем нам, вероятно, придется пересмотреть рабочий процесс. Но вопрос не в выборе «человек или машина». Скорее, важно понять, в чем хорош искусственный интеллект и где необходимо наше участие.

Расширение возможностей

Взаимодействие человека и машины помогает людям прыгнуть выше головы. Представьте: дизайнер из Autodesk разрабатывает новый дрон. Он вводит параметры, такие как вес и мощность двигателя, в программу с функциями искусственного интеллекта. Алгоритм генерирует огромное количество проектов, которых никто никогда прежде не создавал.

Некоторые модели чересчур причудливы, другие более привычны, но все без исключения соответствуют исходным требованиям. Дизайнер выбирает тот вариант, благодаря которому его дрон будет выгодно отличаться от конкурентов, и дорабатывает прототип в соответствии с эстетическими представлениями и инженерными задачами.


Искусственный интеллект позволяет дизайнеру выбрать одну из тысяч неожиданных и необычных конструкций. Источник

Таким образом, проектирование перестает быть громоздким, медленным и ограниченным процессом. В то же время дизайнер чаще задействует свои самые ценные навыки — мнение и вкус.

Безусловно, искусственный интеллект существенно повышает эффективность работы не только в области дизайна. Возьмем, к примеру, научные исследования. Если человеку свойственны творческие озарения, то машина превосходит его в структурировании большого объема данных и выявлении корреляций.

В одном случае мощному программному пакету GNS Healthcare удалось за три месяца воспроизвести двухлетнее исследование, посвященное взаимодействию лекарственных препаратов.

В прошлом исследователи полагались на научную интуицию, формулировали гипотезу — например, сочетание препарата A с препаратом B приводит к патологической реакции C, — после чего проверяли ее. Недостатки такого подхода очевидны.

Платформа машинного обучения «перебрала» примерно 45 квадриллионов гипотез и всего через три месяца выдала конечный результат: взаимодействия лекарственных препаратов, которые с наибольшей вероятностью могли приводить к осложнениям.

Впечатляет, не так ли? Открытия, путь к которым занимал десятилетия, теперь воспроизводятся за считаные месяцы. Это существенно экономит время и другие ресурсы. А люди при этом могут сосредоточиться на изучении направлений, которые ранее оставались вне поля зрения.


Искусственный интеллект позволяет выявить взаимосвязи в огромном объеме данных. Источник

Еще один пример. Первая в мире роботизированная офтальмологическая операция была выполнена в 2016 году в больнице Джона Рэдклиффа в Оксфорде. Пациенту нужно было удалить чрезмерно разросшуюся мембрану на сетчатке глаза.

Это было непросто, поскольку толщина мембраны составляла всего сотую долю миллиметра. При обычных обстоятельствах хирургу пришлось бы делать мельчайшие разрезы в перерывах между ударами собственного сердца. Однако во время роботизированной операции он находился за консолью и передвигал рычаг управления.


Роботы кардинально меняют хирургию. Источник

Инструменты медицинского робота, разработанные так, чтобы устранять дрожание или прерывистые движения, позволяют опытному хирургу быстрее проводить операцию, избегая повреждений и связанных с ними кровотечений.

Вывод из всего этого прост: искусственный интеллект не заменяет людей, а расширяет их возможности и позволяет работать эффективнее. При таком подходе машина и человек становятся партнерами, а не противниками.

Почувствовать себя людьми

Благодаря искусственному интеллекту мы можем освободиться от рутины и сосредоточиться на более сложных задачах, требующих творческого подхода и эмпатии.

Люди редко достигают блестящих результатов, выполняя однообразные операции изо дня в день. Так почему бы не отдать эту работу компьютерам? В таком случае мы могли бы больше времени уделять проблемам, требующим креативного подхода, наших экспертных суждений, опыта и знаний.


Искусственный интеллект освобождает нас от рутины и помогает нам почувствовать себя людьми, а не роботами. Источник

Приведем пример. Классификация и рассмотрение жалоб и претензий — однообразный и утомительный труд, от которого человек просто не может получать удовольствие.

В британской железнодорожной компании Virgin Trains нашли отличное решение. Там создали платформу машинного обучения inSTREAM с возможностью обработки естественного языка.

Теперь, как только в Virgin Trains приходит жалоба, она автоматически распознается, сортируется и «трансформируется» в файл, который сотрудник может быстро просмотреть и обработать.

На самые распространенные претензии поступают автоматические ответы. Если программа «не уверена» в оценке жалобы, она помечает случай как исключительный и переадресует на рассмотрение работнику-человеку.

При этом система обучается, отслеживая, как менеджеры по работе с клиентами обращаются с поступающими к ним запросами. Со временем такая обратная связь повышает надежность алгоритма.

Благодаря этой новой технологии отделу по работе с рекламациями Virgin Trains удалось сократить ручной труд на 85%. На 20% увеличился объем обрабатываемой корреспонденции. А сотрудники стали получать больше удовлетворения от работы и меньше уставать.

Мир будущего

В дискуссиях об искусственном интеллекте основное внимание уделяется вытеснению человека из рабочего процесса и опасениям, что однажды компьютеры захватят мир. Но на самом деле людям, наоборот, следует готовиться к росту вакансий в области взаимодействия с новыми технологиями.

Профессии, которые появятся в ближайшем будущем, не просто заменят старые. Речь идет о совершенно новых функциях, требующих таких навыков и такой подготовки, в которых еще никогда не возникала потребность.

В частности, потребуются специалисты, которые будут обучать системы искусственного интеллекта выполнению задач, языку, жестам и даже эмпатии.


Усовершенствованные системы искусственного интеллекта будут учиться тому, как стать более похожими на человека. Источник

Также понадобятся эксперты, способные объяснить логику сложных алгоритмов руководителям, сотрудникам и клиентам.

Менеджеры по соблюдению этических норм будут блюстителями человеческих ценностей и моральных принципов. Например, если система искусственного интеллекта по одобрению кредитов проявляет дискриминацию к людям, проживающим в определенных регионах, такой специалист обязан расследовать и устранить это нарушение.

Это лишь несколько примеров. Важно понимать, что под влиянием новых технологий возникнет огромное количество профессий, многие из которых сегодня даже трудно представить.

Проблема вовсе не в том, что машины заменят людей. На повестке дня остро стоят другие вопросы. Как изменится наш функционал? Какими новыми навыками нам придется овладеть? В каких случаях полномочия по принятию решений можно делегировать исключительно роботам, а для каких требуется участие человека? Задуматься об этом стóит уже сейчас.

Книга «Человек + машина» поможет вам лучше понять, какие возможности и трудности ожидают вас впереди, и станет надежным проводником в стремительно меняющемся мире, в котором передовые технологии непрерывно преобразуют рабочие процессы.

Обложка поста отсюда

Рубрика
Интересное

Похожие статьи