Помидор с геном рыбы, митохондриальная Ева и гадание по вашему ДНК
15 мая 2019 5 315 просмотров

Гены не выбирают. Мы привыкли думать, что это они виноваты в наших чертах характера, вредных привычках и невезении. Как сказал один из генетиков, «раньше мы думали, что наша судьба заключена в звездах, но теперь мы знаем, что она в большей мере заложена в генах». Или нет?

Шестнадцать лет назад ученые расшифровали геном человека. Мы открыли то, что было недоступно ни одному из предыдущих поколений: уникальную биографическую книгу из 6 миллиардов символов, которая скрывается в каждом из нас.

Геномная революция обещает полностью перевернуть наше понимание мира. Расшифровать свою уникальную последовательность ДНК — как заглянуть в хрустальный шар и открыть секреты, доставшиеся от предков. Пришло время узнать, что могут и не могут рассказать о нас гены. Открываем книгу «ДНК — не приговор».

ДНК и судьба

ДНК — не приговор

Люди склонны думать, что в основе мира лежат скрытые сущности. Индийские йоги получают силу от невидимой жизненной энергии — праны. Средневековые алхимики искали философский камень. Магистр Йода мог выполнять магические трюки благодаря врожденной чувствительности к Силе.

Когда мы думаем о генах, то активизируем древнюю склонность человека к поиску первоосновы. Есть тут и темная сторона. Некоторые считают, что из-за генетических различий одни расы уступают другим или что преступники никогда не смогут исправиться. Однако при близком рассмотрении становится совершенно ясно:

ДНК не определяет нашу судьбу.

Идея о наличии генов, которые делают нас самими собой, кажется верной. Но наши представления — неточные или по крайней мере неполные.

Мы склонны сильно переоценивать влияние генов. Несколько лет назад ученые выявили «ген авантюризма»: его носители более склонны к приключениям и риску. Но насколько? Вот ответ: степень влияния гена составляет приблизительно 0,1%. Попытки установить вашу склонность к новизне по наличию этого гена подобны стремлению представить себе мозаику из 1000 частей по одному фрагменту.

Митохондриальная Ева

Еще недавно это казалось фантастикой, а теперь ДНК-тест может рассказать о географическом происхождении ваших предков. Миграция ранних людей с точностью отражена в наших генах. Взглянув на серию изменений в ДНК, мы получаем подсказки — «хлебные крошки» на пути к нашим прародителям.

Тропа простирается вглубь веков, вплоть до так называемой митохондриальной Евы, которая жила в Африке 170 тысяч лет назад.

Информация о предках может дать нам почувствовать глубокую связь с прошлым или даже перевернуть представление о себе.
Все люди происходят от нее. Но она не первая женщина, когда-либо жившая на Земле. У нее было много современников, однако именно ее линия наследования продолжилась по сей день. Вот это повезло.

Генномодифицированные предрассудки

Две трети взрослых людей не доверяют высказываниям специалистов о безопасности ГМО. Ненатуральное мы оцениваем как потенциально опасное, а модификация генов представляется вмешательством в замысел природы. Например, если ген зимней камбалы внедряется в геном помидора.

Но, с точки зрения генетиков, не имеет значения, из какого организма взяли ген. Важно, что этот ген делает, то есть какой белок кодирует. У людей есть общие гены со многими другими видами, например с тараканами, дрожжами и с той же зимней камбалой и помидорами.

Многие считают, что помидор с геном рыбы будет иметь «рыбный привкус». А вы как думаете? 😉

Нам только кажется, что каждый вид обладает особой сущностью. У нас много общего.

ДНК — не приговор

Многие наши представления о генах основаны на предрассудках. Эта книга поможет разобраться в том, что из этого правда, а что ложь.

Вас ждут ответы на непростые и очень интересные вопросы:

• Существуют ли гены избыточного веса и депрессии?
  • Что определяет рост человека — ДНК, среда или культура?
  • В чем причина расовых и гендерных предрассудков?
  • В какой степени наследуется интеллект?
  • ДНК-тестирование — диагноз или гадание на кофейной гуще?

Мысль о том, что гены определяют судьбу, заставляет нас чувствовать себя беспомощными и принимать решения, которые дорого обходятся. К счастью, «ДНК-фатализм» легко вылечить: просто узнайте о генах немного больше. Эта книга — первый шаг.