Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество
«Смотрение первично в работе художника»: интервью с Дмитрием Горелышевым
25 апреля 2019 10 933 просмотра

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Дмитрий Горелышев — худрук и преподаватель «Простой школы», преподаватель «Строгановки» и «Британки», художник-график. Недавно у нас вышла его книга «Простое рисование», которую с нетерпением ждали мы сами, студенты и все кто, интересуется темой. Мы поговорили с Дмитрием и спросили его о том, почему взрослые люди хотят научиться рисовать, где брать вдохновение и правда ли, что рисование — это просто?

Дмитрий, почему взрослые люди, к примеру, без образования, приходят учиться к вам? Какие у них цели?



Простое рисование

— Думаю, что люди без художественного образования приходят к нам, прежде всего, за практикой — на наброски, короткий рисунок, портрет, скульптуру. Эти занятия открыты для всех желающих, там бок о бок работают наши преподаватели, опытные посетители и новички. Это позволяет всем учиться друг у друга. Без регулярной личной практики развития не будет, никакие курсы или группы не помогут.


Дмитрий Горелышев. Источник

Кроме того, посетители разного уровня приходят к нам для того чтобы узнать новое, научится новому, получить радость от процесса. Я в этом не вижу принципиальной разницы между теми, у кого есть художественное образование и теми, у кого его нет.

Зачастую люди без специального образования усваивают новое легче и прогрессируют быстрее, чем опытные.

Академическое образование даёт много ценного, полученные навыки и знания позволяют рисовать точнее и быстрее. Но при этом те же навыки иногда ведут к автоматизму — когда мы привыкаем решать задачу только привычным отработанным способом. Некоторые из тех, кто имеет художественное образование, приходят к нам как раз за тем, чтобы избавится от этого блока и сделать своё рисование подвижнее, разнообразнее.

«Простое рисование» — это про что? Про то, что рисовать — это просто, или про то, что нужно просто рисовать

— Кончено же рисовать совсем не просто:) Это в некотором смысле ирония и отсылка к Простой школе, где мы стараемся говорить о серьёзных вещах простым ясным языком.

Наша задача — убрать с изобразительного искусства налёт недоступности и элитарности.

Сделать знания и саму возможность рисовать достижимыми для любого желающего, при этом не заигрывая с ним и не развлекая.


Сам Дмитрий. Источник

Существует устойчивое мнение, что если не проучиться сначала в художественной школе, а потом в вузе, то нечего и соваться в рисование. Но это не так. Всё определяется только вашим желанием. Хочешь рисовать — рисуй. И получай от этого радость, изучай мир вокруг посредством рисования. Если в процессе чувствуешь, что не хватает каких-то навыков или знаний, тренируйся и учись. Рисование простое в том смысле, что оно возможно и достижимо: есть ряд упражнений, которые помогают продвинуться в изображении формы, перспективы, пространства. Также есть упражнения, которые помогают почувствовать материал и его возможности. Но это только техническая сторона дела, а то, что и как человек будет рисовать, зависит уже от его знаний, вкуса, общей культуры.

Как вы относитесь к художникам, которые нигде не учились? В чем, как вы думаете, их сила?

— Тут важно отделить дилетантство от неакадемического рисования. Дилетантство — это непонимание того, что делаешь, в силу ограниченных знаний или слабо развитого вкуса. Но можно ведь и сознательно выбрать путь отличный от классического рисования. Рисунки такого автора не будут основаны на академических подходах и ценностях, но при этом они могут быть содержательными и выразительными.


Дмитрий Горелышев. Одетые фигуры

Это как с языками — русский не лучше и не хуже японского, он другой. К сожалению, часто бывает так, что работу оценивают только по ученически-академическим критериям, упуская всё кроме изобразительной формы.

Я отношусь хорошо ко всему интересному и настоящему, мне не важно, учился где-то человек или нет. Мне важно, что он делает.

Некоторые участники моих учебных групп в Простой школе не имеют художественного образования, но при этом делают сложные и содержательные вещи, и я смело могу назвать их художниками. Сила «любителей» в органичности и особом свежем взгляде. Это то, что есть в детских рисунках и что никак не подделаешь. Например, такие художники-любители как Джеймс Касл или Билл Трейлор по тонкости и выразительности дадут фору многим профессиональным авторам.


Дмитрий Горелышев. Портрет здания в Порту. Цветные карандаши

Тогда что дает человеку классическое образование художника?

— Прежде всего, навыки и культурный контекст. Рисунок, живопись, скульптура, композиция, колористика сообща тренируют не только технику и чувство материала, но и качество видения художника — то, как он смотрит на вещи, что замечает. Смотрение первично в работе художника. Именно разная глубина смотрения, особые акценты делают одного художника непохожим на другого, а потом уже различия в технике. Чем внимательнее мы смотрим, тем лучше рисуем, несмотря даже на несовершенство навыков. Академический рисунок и живопись как ничто другое нарабатывают глазомер, твёрдость руки, понимание формы и конструкции. У человека, прошедшего такую школу, конечно будет просто более широкий арсенал средств для решения той или иной задачи. Но одной техники и твёрдой руки мало.

Только подключив всё это к неравнодушному внимательному смотрению, мы делаем что-то содержательное, а не просто копируем натуру.

Культурный контекст даёт, прежде всего, история искусств — это, без сомнения, один из самых полезных предметов, которые были у меня в «Строгановке». Она ценна не тем, что нужно выучить много художников и произведений (что тоже полезно, разумеется), а тем, что налаживает связи в голове — начинаешь видеть влияния, почему одно искусство такое, а это другое, что из чего выросло. Это как карта местности: чем больше знаешь, тем выше разрешение этой карты, тем лучше ориентируешься. Я очень рекомендую тем, у кого нет художественного образования слушать лекции по истории искусства, читать книги того уровня, которые вам нужны в данный момент.

Дмитрий Горелышев. Источник

При всех достоинствах, у академического образования есть и обратная сторона — ученический подход, практикуемый на протяжении многих лет. Потом далеко не у всех получается сменить на какой-либо иной.

Есть ли у вас любимые упражнения из книги (самые эффективные, сложные или необычные)?

— Я люблю их всех, конечно, но если говорить о тех, с которыми интереснее всего работать мне, то это «Воображаемый пейзаж» и «Два художника». Они задействуют не только руки, но память и воображение, дают возможность пройти большой путь в рамках выбранного направления, сделать в итоге что-то весомое и завершённое.


Упражнение «Воображаемый пейзаж» из книги. Дмитрий Горелышев. Ночь на фабрике

Из технических упражнений всегда очень эффективны упражнения на рисование точной линией, на масштаб инструмента к листу, на рисование в градациях светлого и тёмного тона, на внимательное рисование и десять разных рисунков. Они не требуют особых условий или навыков, их можно делать не только с предметами, но и с любой другой натурой. Рост навыков учащегося неизбежен, если он выполняет все условия упражнения. Ещё эти упражнения интересны тем, что сложны для рисовальщика любого уровня, но сложности эти будут разными.


Упражнение «Рисование одной линией». Виктория Пак. Натюрморт. Линер.

Если человек хочет прийти к вам и научиться рисовать, к чему ему нужно быть готовым?

— Нужно быть готовым много работать. Ничего не получается само по себе, а такие неочевидные навыки как рисование требуют особенной отдачи и готовности к тому, что моментального результата не будет. Впервые взяв в руки музыкальный инструмент, сложно ожидать, что сразу заиграешь всё, что захочется. Так и уверенное и точное рисование требует налаженной связи между головой и рукой, а на это нужно время, как на отработку любого другого навыка.


Работа ученицы Полины Шутовой. Цветовая композиция с фотографии Анри Картье-Брессона «Рисовые поля»

Ещё очень помогает быть активным, заинтересованным в результате: не только регулярно практиковаться, но и смотреть много разного искусства, ходить на выставки, читать книги, задавать вопросы, ставить себе сложные задачи.

Где брать вдохновение и черпать сюжеты для будущих рисунков?

— Смотрите вокруг, подмечайте интересное лично для вас, формулируйте, как бы вы передали это средствами графики. Рисуйте по памяти — развивайте этот ценный навык. Меня самого радует и вдохновляет «Музей рисунка»: всё, что там есть. И ещё много того, чего там нет.

Какой совет вы можете дать перед чтением вашей книги?

— Не ожидать ничего конкретного, не бояться и не лениться:)

Обложка: фото Полины Шутовой. Источник

Рубрика
Творчество
Похожие статьи