В детстве мы все рисовали много и с удовольствием. Но однажды попытались правильно изобразить лошадь или человека — и перестали получать радость от процесса. Или решили оставить язык детства в прошлом. Между тем, рисунок продолжает быть способом самовыражения, генерации идей, отдыха. Как вернуть легкость руке и научиться визуальному мышлению? Расскажем вместе книгами «Техники рисования» и «Взгляд художника».
Интуитивно, непринужденно, по-детски
Известно, что британский актер и писатель Питер Устинов едва ли не каждую свободную минуту посвящал рисованию. Он прекрасно сознавал ценность образов и визуального мышления.
Техники рисования
Разве не здорово находить решения на листе бумаги? Что мешает нам делать так же? По словам автора книг Петера Йенни, многие забрасывают рисование, когда понимают, что их работы недостаточно реалистичны. К тому же обычно взрослые полагают, что есть некие правила рисования, с которыми не все знакомы. Не хочется делать неправильно.
Дети и художники свободны от этих ограничений. Первые рисуют интуитивно, непринужденно, постоянно экспериментируют. Вторые знают, что правила можно нарушать, бросают предписаниям вызов. И те, и другие используют воображение на полную катушку и с любопытством открывают мир. Нам есть чему у них поучиться.
Взгляд художника
Смотреть в небо не только приятно, но и полезно. — Источник
Новая серия поможет перестать сомневаться в своих творческих способностях, научит находить вдохновение, представит разные техники рисования. Каждая книга включает в себя 22 упражнения: они похожи на игру, а инструкции напоминают подсказки. Выполнять задания можно где угодно.
Рождение рисунка
В «Техниках рисования» будем исследовать действия, которые могут стать отправными точками для создания рисунка. Давайте попробуем задействовать в работе разные органы чувств.
Упражнение: осязание
«Рассматривание» руками помогает лучше понять суть объекта — иными словами, ухватить ее. Закройте глаза и несколько минут ощупывайте пальцами какой-нибудь предмет. Затем нарисуйте его, не открывая глаз. Эти две задачи можно выполнять одновременно: осязайте левой рукой и рисуйте правой.
Хороший результат!
Упражнение: фрагментирование
Наши глаза воспринимают лишь небольшую долю того, что нас окружает, недостающие детали добавляет мозг. В этом уроке объектом могут стать руины, кусочки, обрывки или найденные предметы — пусть они вдохновят вас. Разберите или разломайте какой-нибудь предмет, которым не сильно дорожите. Нарисуйте небольшую подборку отломанных частей разнообразных объектов. Выбирайте простые формы.
Можно нарисовать разломанную кассету
Упражнение: символы
Мир полон символов, пиктограмм и иероглифов. В руководствах, инструкциях, упаковках, рекламных буклетах, на информационных табло используются средства визуальной коммуникации, для которых такие картинки необходимы. Выберите три символа или пиктограммы и расскажите на их основе простенькую историю в рисунках. Можете экспериментировать с разными формальными подходами: последовательностями, наложениями и изменениями масштаба — независимо от выбранной вами темы.
Выберите любые символы из подборки или найдите другие
Примеры историй
Фотографируем тени, смотрим на облака
«Взгляд художника» учит читателя визуальному мышлению, помогает находить источник вдохновения в повседневных мелочах. Вот что говорит автор:
— Ваши глаза научатся замечать образы, которые вы раньше упускали из виду. Некоторые главы побудят вас делать зарисовки, писать в цвете или фотографировать. А может, вы примените эту книгу как основу для наблюдений и станете сами придумывать новые картины. Выбор за вами. Вы сами станете творцом образов. Воображение нельзя ни навязать, ни ограничить. Суть его в том, что вы открываете глаза и видите мир. Нет ничего проще.
Упражнение: тени
Тени — не просто черные или серые пятна, как кажется на первый взгляд. Для них характерны переходы тонов, оттенков и цвета. Сфотографируйте тени (в цвете) и отметьте переходы от светлого к темному, уделяя пристальное внимание тончайшим изменениям оттенков. Сначала получите общее впечатление, затем вглядитесь в формы.
Две фигуры сближаются, персонаж из комикса в короне, домик ведьмы. А что видите вы?
Упражнение: лицо
Наши глаза, постоянно ищущие формы, способны выявить знакомые образы где угодно. Особенно часто мы замечаем лица, ведь они нам наиболее привычны. Оглядитесь в поисках общих черт лица — двух глаз и рта. Если постараетесь, то найдете лица в самых неожиданных местах, и каждое будет говорить с вами по-своему.
Нашли лица?
А теперь?
Упражнение: шрифт
Почерк каждого человека настолько индивидуален и связан с его личностью, что сам
по себе становится произведением искусства. Запишите какой-нибудь текст. Выберите участок на исписанном листе, не обращая внимания на ориентацию или логику написанного (расположение слов тоже неважно). Поэкспериментируйте с разными письменными принадлежностями — мягкими и твердыми, толстыми и тонкими. Если увеличить текст во время ксерокопирования, будет проще найти в его фрагментах знакомые формы.
Потренируйтесь искать образы
Автор пишет, что образы возникают не как бессмысленные фрагменты. Когда мы раскрываем их, они готовы расцвести, и для этого требуются лишь наша забота и внимание. Порисуем?
По материалам книг: «Техники рисования», «Взгляд художника»
Обложка поста — pexels.com