Кто из нас не мечтал стать художником? Перенести на бумагу безмятежность моря, очарование полевых цветов или грациозность любимой кошки. Легко взмахнуть кистью — и написать нечто прекрасное. Поздравляем, сегодня лучший день, чтобы воплотить мечту в жизнь! Откройте книгу «50 акварельных этюдов. Краткий курс живописи от простого к сложному». Она станет учителем для новичков и даст ценные советы тем, кто уже пробовал себя в рисовании. 1 набор акварельных красок, 2 месяца занятий, 50 картин. Идеальное сочетание, чтобы подготовить первую выставку и влюбиться в акварель навсегда. Готовы?
Простая идея
Уил Фриборн — один из самых известных шотландских художников. Он изучал экологическое искусство в Художественной школе Глазго, работал дизайнером и всегда любил рисовать. Получалось так здорово, что его работы выставлялись в Институте искусств Пейсли и Королевском институте Глазго. Уау!
50 акварельных этюдов
— Я живу и работаю на западном побережье Шотландии, — говорит автор. — Этот край — мое вдохновение. Здесь я путешествую и рисую места, где люблю бывать. В основе этой книги — простая идея. Мы начнем с повседневных вещей, которые найдутся у каждого дома. По мере того как вы начнете рисовать увереннее, я предложу вам выйти из дома со скетчбуком и начать исследовать свой город и его окрестности. Хотя темой моих этюдов стали предметы, здания и природа в окрестностях моего города, надеюсь, вы сможете найти что-то подобное рядом с вашим домом. Рассматривать окружающий мир глазами художника-акварелиста очень интересно. Это может стать началом захватывающего пути. Надеюсь, моя книга поможет вам сделать первые шаги.
Каждый этюд Уил рисует вместе с читателем. Делает набросок, выбирает и смешивает краски, применяет маленькие хитрости вроде сбрызгивания бумаги из пульверизатора. Все расписано очень понятно и достаточно подробно. В итоге создается ощущение доверительного разговора с мастером. Кажется, вот он — стоит за плечом, подбадривает, дает советы, отвечает на вопросы, а порой предвосхищает их. Рисовать с такой поддержкой совсем не страшно!
Приручать акварель вы начнете с натюрмортов, после перейдете к пейзажам и городским зданиям, затем попробуете изобразить животных и людей. Научитесь получать атмосферные заливки, работать в технике гризайль, делать быстрый акварельный скетч, конструировать сложный пейзаж, рисовать с натуры.
Что еще добавить? Под обложкой скрывается магия! Акварельные заливки непредсказуемы, в этом их главное очарование. Цвета перетекают друг в друга, создавая новые смыслы, случайность здесь важна не меньше тщательного планирования. Картины получаются легкими, воздушными, нежными.
Как почти в любом деле, секрет успеха в живописи кроется в тщательной подготовке. Начнем?
Правильные инструменты
Для работы понадобятся: несколько кистей, карандаш 2B (мягкий), акварельные краски, бумага, баночка для воды, малярная лента, ластик, точилка, белая гуашь, маскирующая жидкость, палитра, фен, пульверизатор, бумажные полотенца и губки.
Вот несколько советов от автора:
- Неплохо иметь набор кистей: большую (12 мм), среднюю (8 мм) и тонкую кисти (6 мм). Кисть 20 мм пригодится для заливки больших участков. Лучше всего покупать кисти из смеси синтетики и соболя. Соболь как никакое другое волокно удерживает воду, но чисто соболевые кисти весьма дорогие. Кисти из соболя с синтетикой очень качественные и доступны начинающим художникам по цене.
- Вместо палитры можно использовать белые пластиковые подносы. Они дешевые, к тому же места для смешивания красок много, а узкий и длинный контейнер удобно располагать на столе.
- Для рисования 50 этюдов достаточно иметь 19 цветов (их можно смешивать для получения новых красок).
- Есть два типа красок — ученические и профессиональные. В целях экономии земляные оттенки (охру желтую, сиену жженую, умбру жженую) и темные цвета (серый Пейна, индиго) можно купить ученического качества. А на цветах церулеум голубой, зеленый травянистый, ализарин малиновый, кадмий желтый и кадмий красный лучше не экономить.
- Лучше всего организовывать цвета попарно (иметь теплый и холодный оттенок, например, кадмий желтый и кадмий лимонный, церулеум голубой и французский ультрамарин).
- Акварель бывает в тюбиках и кюветах. Последние легко помещаются в коробку для акварели, их легко носить с собой. Если не уверены в цвете, выбирайте кюветы маленького размера.
- Акварельная бумага бывает разной фактуры и плотности. Она может быть гладкой (горячего прессования) или фактурной (холодного прессования). На первой краска высыхает равномерно, ее легче контролировать. На второй есть шероховатости и углубления, благодаря чему мазки выглядят более живо.
Игра с цветом
Любой акварелист должен развить важный навык — умение смешивать краски. Новичкам это дается нелегко, поэтому лучше начать с простых цветов. Попробуем смешать зеленые оттенки.
В дальнейшем действуйте так: выбирайте цвет, наиболее близкий к тому, который видите, и постепенно приводите его к нужному оттенку. Экспериментируйте. Так вы узнаете, какого цвета нужно добавить: синего, красного или желтого. Со временем вы ближе познакомитесь со своей палитрой и научитесь понимать, как взаимодействуют цвета. Пробуйте разные комбинации на кусочке акварельной бумаги.
Чудесные заливки
Основой любого акварельного рисунка является заливка. Есть несколько техник, самая простая из возможных — разбавить краску водой и кистью нанести на бумагу. Более сложный вариант — заливка одним цветом с градацией оттенков. Например, так можно рисовать небо. Потренируемся.
- Сильно разбавьте выбранный цвет водой, проведите линию вверху листа, затем еще одну в противоположном направлении, перекрывая верхнюю, чтобы не было резкого перехода.
- Окуните кисть в воду один раз, зачерпните краску с палитры и нарисуйте еще две линии в противоположных направлениях.
- Повторяйте шаг 2, пока не дойдете до низа листа. С каждым добавлением воды краска будет становиться все более разбавленной. Так и возникает градация от темного к светлому.
Помните, что в акварельной живописи перед тем как сделать заливку, бумагу смачивают водой, чтобы краска легче ложилась. Рабочую поверхность нужно наклонить под углом 30˚. Бумагу для акварели — если она не очень плотная и вы работаете не на склейке — всегда нужно натягивать (вот зачем нужна малярная лента).
Вдохновение на кончике кисти
Вам не терпится начать? Тогда пройдем первый урок из книги — нарисуем яркие пончики.
Нам понадобятся:
- инструменты: склейка акварельной бумаги 355×254 мм, карандаш 2В, круглые кисти 8 и 6 мм, маскирующая жидкость
- цветовая палитра: песочный (можно смешать охру желтую с белилами), умбра жженая, сиена жженая, кадмий желтый лимонный, кадмий оранжевый, церулеум голубой, хинакридон маджента
Варьируйте количество воды и краски и, не дав первому слою высохнуть, сразу наносите второй — тогда ваши заливки не будут выглядеть плоскими и однообразными. А пончики приобретут объемный вид.
Книга так хороша, что листаешь ее и думаешь: «Я смогу!» Всего-то нужно скопировать эскиз, следовать советам автора, не переживать из-за мелочей. И наблюдать, как из-под кончика твоей кисти появляется трогательная красота.
По материалам книги «50 акварельных этюдов. Краткий курс живописи от простого к сложному»