в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount + cartEbookCount }}
Корзина
Доставка в город {{ headerCity.name }}
сегодня от  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Креатив
Развиваем креативный интеллект: 9 способов, которые помогут придумать что угодно
25 октября 2 754 просмотра
Креатив
Развиваем креативный интеллект: 9 способов, которые помогут придумать что угодно
25 октября 2 754 просмотра

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

А вы знали, что тяга к креативу есть в каждом из нас? Наш мозг запрограммирован придумывать новое: доказано нейробиологами. Выбрали методы из книги «Креативный вид», которые помогут настроиться на креативную волну и развивать навыки придумывания. Попробуйте применить хотя бы один: ваши нейроны будут рады.

Моделирование

Человек — мастер по созданию альтернативных реальностей. Мы моделируем свое будущее с детства: сначала воображаем себя космонавтами, затем представляем, как получаем Нобелевскую премию, женимся, покупаем дом.

Мы моделируем будущее каждый раз, когда рассматриваем разные варианты и анализируем, что может произойти или не произойти вовсе.

Мы моделируем будущее каждый раз, когда рассматриваем разные варианты
Представляя приключения Гулливера, Свифт посетил острова лилипутов и великанов. Источник


Креативный вид

Мы так к этому привыкаем, что не отдаем себе отчета, что выполняем творческое упражнение. Альтернативные реальности становятся плодородной почвой, дающей богатый урожай воображению. Так многие ученые, писатели, философы создавали гениальные концепции:

  • Джонатан Свифт посетил острова великанов и лилипутов;
  • Филип К. Дик побывал в мире, где нацисты победили во Второй мировой войне;
  • Шекспир выразил, что думал Юлий Цезарь;
  • А бизнес-магнат Ричард Брэнсон основал более ста компаний, включая организацию коммерческого космического туризма.

В следующий раз, когда будете в поиске идеи, попробуйте проиграть сценарий в своей голове. Возможно, вы увидите путь к гениальному решению.

Трансформация

Трансформация — это преобразование существующего прототипа. Например, Клод Моне написал более тридцати картин с изображением главного входа в Руанский собор. В разном освещении — обесцвеченный полуденным солнцем, оранжево-красный в вечерних сумерках. Кацусика Хокусай создал 36 гравюр, изображающих гору Фудзи в разные времена года, с разного расстояния и в разных художественных стилях.

Художники, ученые, писатели постоянно обращаются к одним и тем же темам и создают собственную интерпретацию явления, события, предмета.

Недаром же так популярны сериалы и экранизации про Шерлока Холмса.

Художники, ученые, писатели постоянно обращаются к одним и тем же темам и создают собственную интерпретацию явления, события, предмета.
Серия картин Моне с Руанским собором. Все совершенно разные.

Трансформация может преобразовывать источник разными способами. Можно увеличить объект, уменьшить, изменить форму, материал, скорость, хронологию. Возможности не ограничены.

Фантастика

Мы любим фантазировать, придумывая варианты, уходящие далеко от действующих стандартов. Доказательство тому: невероятный размах мысли великих изобретателей. На ум сразу приходят идеи Леонардо да Винчи, которые опередили свое время. На страницах его дневников можно найти набросок парашюта. Вероятно, он не был первым, кто задумался об этом, но именно Да Винчи принадлежит первая функциональная модель.

Мы любим фантазировать, придумывая варианты, уходящие далеко от действующих стандартов.
Варианты свадебного платья Кейт Миддлтон

Подобная широта взглядов характерна также для дизайнеров. Английский модельер Сара Бёртон, креативный директор модного бренда Alexander McQueen, создавала свадебное платье Кейт Миддлтон, невесты принца Уильяма. При этом она же создала свадебные платья иного рода, которые вряд ли были бы уместны на королевском торжестве.

Выход за рамки нужен, чтобы увидеть и рассмотреть все возможности.

Создавая фантастическое, необычное, из ряда вон выходящее, нужно не забывать о гибкости мышления: оно помогает найти золотую середину между привычным и новым.

Социальная жизнь

Говорят, что человек Творческий — личность, которая должна находить вдохновение лишь в одиночестве. Мол, талант работает в полную силу, когда его обладатель не погружен в социальную жизнь.

На самом деле человек — существо социальное. Мы без конца стремимся удивлять друг друга.

Мы без конца стремимся удивлять друг друга.
Самая яркая и непростая писательская дружба в американской литературе: Скотт Фицджеральд и Эрнест Хемингуэй. Источник

Люди стараются заинтересовать друг друга, делиться чем-то новым, необычным. Ещё в 1972 году в эссе «Миф об одиноком художнике» Джойс Оутс писала: «Потребность художника в изоляции от общества — это миф… Художник — абсолютно нормальный и социально активный член общества, хотя в романтической традиции его принято изображать трагическим эксцентриком». Так что если хотите создать что-то классное, найдите единомышленников или приятную творческую компанию.

Дезинтеграция

При дезинтеграции нечто целое раскладывается на составляющие, а из фрагментов получается что-то новое.

Человеческий мозг любит сокращать: мы свободно разлагаем целое на компоненты, выделяем главное и схватываем суть.

При дезинтеграции нечто целое раскладывается на составляющие, а из фрагментов получается что-то новое.
Поэма Маяковского «Хорошо». Источник

Поэт Э. Э. Каммингс делил слова и синтаксические конструкции для создания своих вольных стихов. Мы все знаем Маяковского, который также использовал тот же метод. Знаменитая картина Пикассо «Герника» изображает части человеческого тела, показывая ужасы войны. А пуантилисты писали картины многочисленными маленькими точками. Попробуйте сами: разложите один предмет на составляющие и измените какую-либо одну из них.

Возьмите существующие идеи

Прорывные технологии не появляются на пустом месте. Часто они возникают как результат того, что изобретатели имитируют лучшие идеи своих кумиров. Например, прототипом iPod был плеер британского изобретателя Кейна Крамера. Генри Форд взял за основу идею Эли Уитни о взаимозаменяемости деталей на сборке. А Пабло Пикассо написал «Авиньонских девиц» под влиянием выставки африканского искусства.

Прорывные технологии не появляются на пустом месте
Так выглядел плеер Кейна Крамера. Источник

Творческая энергия не появляется из вакуума. Мы опираемся на опыт, чтобы изменить окружающий мир.

Если хотите что-то придумать, взгляните на идеи других: наблюдайте, ищите, впитывайте. Творческие идеи вырастают из существующих воспоминаний и впечатлений.

Синтез

Многие неординарные решения стали результатом удивительных сочетаний: суши-пицца, плавучий дом, мифические герои — кентавр, Пегас или полуслон-полулев. Дизайнер Йорис Лаарман создал линейку мебели, взяв за основу человеческий скелет.

Синтез — это когда мы объединяем вместе разные источники.

Синтез — это когда мы объединяем вместе разные источники.
Вот так человеческий скелет может вдохновить на создание необычной мебели

Мозг часто создает неожиданные комбинации на основе увиденного ранее. Он может сочетать живое и неживое, твердое и мягкое, жидкость и песок. Даже в языке отражен этот метод: у нас есть «пароходы», «вертолеты», «самокаты». Этот метод очень популярен в мозговых штурмах, где участникам нужно совместить что-то, казалось бы, несовместимое.

И мощно развивает инновации, так как по-новому объединяет самые разные направления мысли.

Переделка

Парадокс и главная сила творчества в том, что наш мозг призывает нас не только исправлять недостатки, но и переделывать то, что кажется идеальным. Писатель Сомерсет Моэм как-то сказал: «Традиции — наш проводник, а не тюремщик».

Прошлое можно ценить, но оно не является неприкосновенным.

Прошлое можно ценить, но оно не является неприкосновенным.
Даже у скрипки Страдивари появилась соперница: скрипка из углеродного волокна. Она легкая и не подвержена воздействию влажности. Источник

Мы постоянно создаем новое, разрушая «хорошее». На смену дисковым телефонным аппаратам приходят кнопочные. Их место занимают первые мобильные, затем — телефоны-«раскладушки». И наконец — смартфоны. Пусть инновации входят в наш культурный код, это не утоляет нашу вечную жажду новизны.

Не бойтесь менять что-то устоявшееся. Без стремления к новизне самый чудесный опыт потеряет свою прелесть под действием рутины. Благоговение перед гигантами прошлого останавливает нас, но именно они служат трамплином для настоящего.

Размножение идей

Варианты — основа творческого процесса. Пикассо написал 27 рисунков по мотивам «Завтрака на траве» Мане и 58 вариаций «Менины. По Веласкесу».

У Эрнеста Хемингуэя было 47 вариантов концовки романа «Прощай, оружие!».

А братья Райт создали 38 вариантов крыла летательного аппарат. Тут можно только сказать «Ух ты».

А братья Райт создали 38 вариантов крыла летательного аппарат. Тут можно только сказать «Ух ты».
Варианты » Завтрака на траве» Пикассо. Источник

Пытливые умы неустанно генерируют непрекращающийся поток альтернативных вариантов. Поэтому если вам кажется, что вы уже всё придумали, спросите себя «Что еще?».

Развить креативный интеллект легко: нужно лишь заметить, что вас окружает. Фрагменты будущего повсюду вокруг нас и ждут, чтобы ими воспользовались. Так чего же вы ждете? Скорее идите менять мир.

По материалам книги «Креативный вид»
Обложка: unsplash

Рубрика
Креатив

Похожие статьи